Главной проблемой отечественного ТТ (модельные железные дороги в масштабе 1:120) в настоящее время является практически полное отсутствие готовых ходовых моделей локомотивов, особенно по приемлемой цене.
Основной серийный отечественный производитель в типоразмере ТТ «Пересвет» свои эксперименты с производством локомотивов и автомотрис закончил. Модели локомотивов «Пересвета» в большинстве своем были выполнены грубовато, так копии тепловозов ТЭ3 имели расхождения с прототипом, ездили плохо, да еще у ряда из них возникли проблемы с рамами. Возможно поэтому было решено сконцентрироваться на вагонах, которые в отличие от локомотивов выпускаются с хорошим качеством литья кузова и других деталей. В общем, вагоны у «Пересвета» хорошие, а локомотивы выходили так себе. Но с другой стороны лучше что-то, чем ничего, ведь это были единственные бюджетные модели отечественных локомотивов в масштабе 1:120, что очень важно для начинающих коллекционеров.
Есть еще украинский Гончаренко. Им была изготовлена немалая номенклатура отечественных локомотивов. Модели его работы, это конечно не качество Тиллига или Кюна, но в целом неплохо, если бы не цена, которая кусается. Но набрать на 1 локомотив в год при желании можно, тем более новинки появлялись 1-2 раза в год. Только этого мало, да и не всем доступно.
Зарубежные фирмы в прошлом немного побаловали российских любителей – ЧМЭ2 от Тиллига, три разновидности М62 от Роко, один вариант «машки» от Тиллига, но и собственно все. Увы Роко ушла от производства моделей в ТТ, так и не дав моделистам обещанных 2М62 и ТЭ109.
Есть еще европейские модели, которые можно переделать с минимальными издержками в отечественные, так Пико недавно выпустил модель тепловоза ТГК2 приписки немецких железных дорог, также МТВ выпустило локомотивы, которые можно переделать в ЧС1, ЧС3 и ЧМЭ3. Но такие конверсии на любителя, да и не все имеют необходимые навыки. А европейские фирмы могли бы выпустить модели в окраске советских или российских железных дорог, но очевидно узкий рынок железнодорожных моделей в России им не интересен.
Иногда радуют наши мелкосерийные производители. Но от ТТ-ТТ давно нет вестей, равно как от от Рустрайн. Модели из этого класса бывают или хорошими, но очень дорогими, или так себе, но тоже недешевыми. Да и новинок в последние годы раз, два и обчелся. А тем более ходовые локомотивы.
Те, кто имеет время, возможности, и желания собрать модель собственными руками может приобрести киты от Бражника. Он, конечно, выпустил, большую номенклатуру китов, но опять не у всех есть возможности собрать модель, а тем более, если делать ходовую.
В общем, как ни крути, но в последнее время ситуация с моделями отечественных локомотивов в масштабе 1:120 неприятная. Вагоны хорошего качества есть, а доступных локомотивов практически нет.
ДДН. Фото автора.
Другие материалы канала по теме железнодорожного моделизма:
Новинки отечественного ТТ. Кран КДЭ-151.