Найти в Дзене
Норвик Банк

Торговая война между Китаем и США?🤔 Погубит ли нас инфляция? Обзор фондовых рынков.

Михаил Котлов, Начальник отдела по работе на фондовых рынках ПАО «Норвик Банк»
Михаил Котлов, Начальник отдела по работе на фондовых рынках ПАО «Норвик Банк»

После быстрого восстановления от мартовской распродажи американские фондовые индексы с начала мая находятся в боковом движении (индекс S&P500 держится всего на 12,0-13,0% ниже исторического максимума, достигнутого в феврале), несмотря на то, что активы на балансе ФРС продолжают рост (+$350 млрд. до $7,04 трлн.), хотя и меньшими темпами, чем в апреле (+$900 млрд.). В сравнении с объемом напечатанных денег масштаб восстановления финансовых рынков выглядит очень скромным. Публикуемая макроэкономическая статистика по США остается негативной: например, число получающих пособия по безработице достигло нового рекорда 25,07 млн, превысив ожидания рынка, также спад продолжается в обрабатывающей промышленности (значение индекса активности, рассчитываемого по опросам представителей производств, находится заметно ниже 50). Однако снижение темпа падения экономики свидетельствует о появлении признаков улучшения ситуации вследствие снятия строгих ограничительных мер карантина. Внимание инвесторов всё больше привлекает перспектива роста экономик после спада: многие боятся пропустить разворот в сторону восстановления экономики, что поддерживает всплески оптимизма на глобальных рынках. По-видимому, в данный момент финансовый рынок нашел некий краткосрочный баланс между ожидаемым будущим эффектом от уже запущенных стимулов (большая их часть еще не в экономике) и уроном, который получила американская экономика.

-2

Однако, чем меньшую тревогу вызывают эпидемиологические новости, тем сильнее становятся сигналы о том, что прежние геополитические и экономические противоречия никуда не исчезли. Наоборот, после ослабления экономик и бюджетов многих стран, такие противоречия становятся даже сильнее. На горизонте вновь появляется угроза расширения торговых войн и политических конфликтов, что не может не вызывать растущего беспокойства.

Основными рисками для финансовых рынков сейчас являются изменение поведения потребителей вследствие карантинных мер и последующего за ними правила соблюдения социальной дистанции, а также эскалация конфликта между США и Китаем. В дополнение к прежним угрозам США наказать КНР за распространение эпидемии (речь не только о санкциях, но и о многомиллиардных исках), на прошедшей неделе США ввели запрет для китайской Huawei на использование американских технологий. А в конце недели американские сенаторы и Президент США пригрозили ввести санкции против Китая за новый закон, ограничивающий автономию Гонконга. В то же время в арсенале у ФРС не так много средств для смягчения новых ударов (по сути, это введение отрицательной ставки и расширение класса активов для выкупа). По нашему мнению, на рынках сейчас сложилась ситуация, когда риска больше, чем возможностей для получения спекулятивной прибыли.

-3

В прошлую пятницу глава Банка России Эльвира Набиуллина провела очередную еженедельную пресс-конференцию. Основной вывод из неё, на наш взгляд, заключается в том, что ЦБ уже готов снизить ключевую ставку на 100 б.п. на заседании Совета директоров 19 июня (до уровня 4,50%).

Заметно более низкая ставка, на наш взгляд, не сможет сделать стимулирующие кредиты реальному сектору существенно более доступными (кредитный риск остается высоким), не подстегнет инвестиции, но может создать риски для усиления оттока капитала и ослабления рубля в перспективе, по мере выхода экономики из самоизоляции. Кроме того, если предстоящее вероятное смягчение политики является упреждающим, и дальнейшие темпы смягчения политики будут снижены или вовсе сойдут на нет, это может заметно охладить рынок ОФЗ, а это на фоне необходимости финансирования бюджетного дефицита было бы крайне нежелательно. В таких условиях вероятность смягчения после июня остается так же высокой. Отметим, что глава ЦБ оставила вопрос о том, будет ли регулятор снижать реальную ставку ниже нуля (т.е. ключевую ниже 4,0% при ожиданиях достижении цели по инфляции в 4,0%) открытым (что в целом неявно допускает продолжение смягчения политики).

Также интерес представляют и некоторые другие темы, затронутые главой ЦБ.

1) Банк России пока не видит инфляционных рисков. По его оценкам, повышательное инфляционное давление со стороны ажиотажного спроса на товары первой необходимости и ослабления курса рубля уже исчерпано, а меры антикризисной соцподдержки, равно как и другие стимулирующие решения в области бюджетной политики не окажут значимого давления на рост цен. Эта ситуация, как мы видим, пока подтверждается недельными данными Росстата: официальная инфляция сейчас находится чуть выше отметки 3,0%.

2) ЦБ полагает, что падение ВВП во II кв. 2020 г. может оказаться глубже 8%. Как мы понимаем, основной негатив будет исходить от сферы услуг (торговля, транспорт и пр.) и непромышленных отраслей (строительство), пострадавших значительно. Так же на снижение ВВП значительно повлияет вступление в силу с 1 мая соглашения ОПЕК+, по которому Россия снизила добычу нефти на 1,8–1,9 млн барр. в сутки (17,0–18,0%) к уровню марта 2020 года.

-4