Все документы, касающиеся восстания Степана Разина хранились в Приказе Казанского дворца, ведавшим делами приволжских областей. Приказ находился в Кремле. В 1701 году в Кремле случился грандиозный пожар и весь архив Приказа погиб в огне. Из подлинных документов о крестьянском восстании уцелело совсем немного и только потому, что они находились на тот момент в других приказах. Вместе со всеми документами о деле Степане Разине сгорел и подлинник приговора по этому делу.
Сильно поврежденную копию приговора случайно обнаружили в «Донских делах» Московского главного архива министерства иностранных дел. Больше половины текста в копии недоставало. Затем выяснили, что полный его текст был опубликован в 1671 году в Париже, как приложение к французскому изданию первого печатного сообщения о восстании Степана Разина, написанного английским моряком с корабля «Царица Эсфирь».
Сличив французский текст с половиной приговора, сохранившегося на русском языке, было установлено полное совпадение их содержания. А это значило, что автор брошюры во время своего пребывания в России снял копию с русского оригинала.
Была обнаружена еще одна копия, в которой не хватало одной четверти текста приговора. Всплыл еще один текст приговора в книге немецкого путешественника Вебера «Преображенная Россия», опубликованной в 1738 году в Германии и Голландии.
И наконец, уже в двадцатом веке в «Донских делах» бывшего Московского главного архива министерства иностранных дел был найден полный текст приговора. Он был списан с сгоревшего подлинника и озаглавлен «Список с скаски, какова сказана у казни вору и богоотступнику и изменнику Стеньке Разину».
"Ты злодей, вероотступник и бунтовщик, Донской казак Стенька Разин, оставя страх Божий и забыв свой долг и клятву, которою ты обязывался Его Величеству, Великому Царю Алексею Михайловичу, Повелителю и, Защитнику Великия и Малыя и Белыя России, восстал в 7175, иначе 1667 году, против названного Его Величества, и, подняв других казаков, пошел с ними на реку Волгу приводить там в действие твои гнусные замыслы и, придя туда, причинил многим великое зло, захватив насады, большие суда, нагруженные соленой рыбой и солью, принадлежащие патриарху, монастырям и т п., а также суда многих купцов; каковое насилие и грабежи ты производил до самых стен Астрахани.
Ты же, злодей, производил грабежи и убийства между Астраханью и Черным Яром, и Семена Беклемишева, воеводу Великого Царя, посланного для переговоров с тобою, бросил воду! Так же злодейски поступил ты и с московским стрелецким головою Северовым, который также был послан к тебе с тою же целью.
Когда же из Астрахани были посланы к городу Яику воевода и два русских полковника с солдатами для мирных переговоров с вами, чтобы убедить вас оставить ваши злодейства и просить прощения у Его Величества, то ты обоих полковников повесил и ушел с твоими казаками от Яика в море, а с моря вернулся на Волгу, разоряя все места рыбной ловли и сжигая жилища Татар.
Ты, злодей, был также под городом Тарки и чрезвычайно опустошил окрестности его, равно и часть владений шаха Персидского. Ты грабил на Каспийском море персидских подданных и отнимал у купцов товары вместе с жизнью. Ты разрушил также несколько городов в Персии и посеял тем великий раздор между обоими государствами. Кроме того, по твоему приказанию, Астраханские солдаты убили своего полковника и примкнули к тебе, причиняя во многих местах великие бедствия.
В 7177, иначе 1669 году, воевода Астрахани, князь Иван Семенович Прозоровский послал против вас воеводу, князя Семена Львова с Его Величества войском, который окружил вас со всех сторон. Видя это, ты, злодей, послал к воеводе двух твоих главных союзников, прося от имени всех казаков прощения у Его Величества и обещая, что вы вернетесь после сего домой и не станете более злодействовать, но будете служить Царю со всею верностью, и не будете причиною каких бы то ни было раздоров между Его Величеством и шахом Персидским, и ничего не будете захватывать ни на Волге, ни на Каспийском море. После сего, когда эти казаки присягнули за всех и послали семь человек к Его Величеству просить прощения (которое и было даровано), и вашим шайкам позволили уйти в полной безопасности от Астрахани на реку Дон, место вашего жительства, то ты, злодей, не взирая на все это, забыл милость и пощаду Великого Царя и, по дороге, произвел на Волге грабежи, а придя в Царицын побил воеводу и творил тяжкие надругательства.
В 7178, иначе 1670 году, ты, злодей, с товарищами, забыв страх Божий, отступился от Святой Кафолической Апостольской Церкви и, будучи на Дону, произносил богохульные речи против Господа Христа, запрещал строить новые церкви и отправлять божественную службу в тех, что были раньше построены, разгонял священников и заставлял желающих вступить в брак вместо исполнения обычного обряда венчания, ходить вокруг дерева.
Ты, злодей, пренебрегая прощением, которое Великий Царь даровал тебе и твоим товарищам, снова стал бунтовать против Его Величества и, вернувшись на Волгу, стал опять по прежнему злодействовать, грабя и убивая, как раньше, и особенно ограбляя и предавая смерти многих честных, старых казаков, которые отказались присоединиться к тебе и не одобряли твоих действий.
Ты убил и побросал в воду тех, что были посланы от Великого Царя к атаману Корнилию Яковлеву и другим Донским казакам с милостивою граматою, а прочих велел так бить, что они от того умерли.
Идя с твоими товарищами с реки Дона и придя к городу Царицыну, ты, обманным образом, убедил жителей его, что войско Царя идет для избиения их, тогда как, напротив, войско Его Величества шло на помощь городу против тебя и твоих злодейств; вследствие сего убеждения, лишенного всякого основания, этот город передался тебе и принял тебя к себе. Войдя в него, ты убил воеводу Тургенева и всех тех граждан, которые не захотели быть участниками в твоих злодействах, и бросил их в воду, а потом выступил против войска Великого Царя и, посредством хитрости, рассеял его и бросил в воду голову Ивана Лопатина и пол-голову Федора Якшина, и многих других, подвергнув их предварительно великим истязаниям. Кроме того, ты захватил Царские суда, нагруженные рожью и ограбил многих купцов; и после того ты пошел на город Черный Яр и там убил воеводу Ивана Сергеевского и всех офицеров и многих московских солдат.
Придя к Астрахани, ты послал в город нескольких твоих злодеев казаков уговорить солдат, чтобы они отдали город и бояр и воеводу в твою власть, что и было исполнено. После сего астраханцы присоединились к тебе и по твоему приказанию вытащили из церкви боярина князя Ивана Семеновича Прозоровского, которого ты велел сбросить вниз головою с высокой башни, a брата его с многими боярами, офицерами, солдатами и купцами, после жестоких истязаний, убить, и ограбил Божьи дома, церкви и монастыри, и Царскую казну и многие дома знатных горожан и сжег все казенные бумаги из приказа, присоединяя к сему такие надругательства, коих ни с чем нельзя сравнить.
Сверх того, ты безо всякого стыда приказывал раздевать донага многих священников, монахов и монахинь, и многих других. Весьма многих, не щадя и малых детей, ты приказывал бесчеловечно бить, дабы заставить их признаться, где спрятаны ими их сокровища. Затем, ты предал смерти многих знатных купцов Персидского шаха и многих других иностранных торговцев, Персиан, Индейцев, Турок, Армян и Бухарцев, которые были в то время в Астрахани ради торговых целей, и разграбил их богатства, подавая тем великому шаху Персидскому повод к раздору.
И все еще ты, злодей, никак не мог насытиться кровью и продолжал губить самых невинных, и не задумался повесить за ноги на стену обоих невинных детей боярина, князя Ивана Семеновича Прозоровского, и одного из них после страшных мучений бросить на растерзание, а другого бить так, что ты думал, что он не останется в живых. И подьячих, служащих Великому Царю и не захотевших участвовать в твоих замыслах, ты велел казнить мучительной смертью, приказывая вешать их за ребра.
Кроме того, ты злодей, по убиении в Астрахани многих хороших людей, отдал их жен и дочерей своим союзникам, негодяям на поругательство, и запрещал священникам венчать кого либо по приказу митрополита, надругаясь над Церковью Божией и постановлениями св. Апостолов, и ни во что не ставя таинство брака; тех же священников, которые отказывали тебе в повиновении ты приказывал бросать в воду.
Ты, злодей, похитил в Астрахани еще казну Великого Царя, и после сильного кровопролития пошел из этого города на Царицын, а оттуда вверх по реке на Саратов, жители которого передались тебе, и там ты похитил деньги, вырученные от продажи хлеба Его Величества, и огромное количество припасов, и убил воеводу Кузьму Лутохина и многих знатных людей.
Из Саратова ты, злодей, упорствуя в твоем коварстве, пришел к городу Самаре, который сдался тебе, и откуда ты увез казну Царскую, казнив воеводу Ивана Ефимова и многих бояр и горожан, не захотевших присоединиться к тебе.
От Самары ты, нечестивец, пошел на город Симбирск, который ты осадил и взял приступом, причинив большой вред там. Ты посылал также твоих нечестивых товарищей во многие другие города, дабы ввести их ложными граматами в заблуждение, что старший сын нашего Великого Царя, блаженные памяти Царевич наш Алексей Алексеевич, Великий Князь Великия и Малыя и Белыя России, еще жив, и что ты по приказанию Его Величества пришел предать смерти, как изменников, всех бояр приближенных Царя, дворян и военных, находящихся на службе у Его Величества, тогда как напротив, помянутый сын Великого Царя нашего покинул сие бренное существование и переселился на вечный, небесный покой во дворце своем, в присутствии Государя отца его, в 7178, иначе 1670 году, 17 января. Тело его погребено в Москве, в соборе св. Михаила, среди его предков, на другой же день после смерти, тоже в присутствии Государя отца его и Господ патриархов: Паисия Александрийского и Иосифа Московского, и многих митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов и священников. О каковой кончине, блаженные памяти, Государя Царевича нашего известно не только у нас, но и в других государствах. Но ты, изменник, выдумал это, дабы взбунтовать народ и дать повод к пролитию невинной крови.
Также злокозненно утверждал ты, что монах Никон находится с тобою, чем многих смущал, — ибо сей Никон был по приказанию Великого Царя, и согласно приговору патриарха, лишен сана и послан на Бело-озеро в Ферапонтовский монастырь, где находится и поныне.
Кроме того, ты еще предательски подсылал твоих союзников и изменников в войско боярина князя Юрия Алексеевича Долгорукого, чтобы вовлечь их в бунт за собою, каковой замысел, однако, благодаря благому Божьему промыслу, не удался.
Но, осаждая кругом город Симбирск, ты злодей, несмотря на все твои приступы и хитрости, не мог ничего сделать, благодаря милости Всемогущего Бога и помощи Благословенныя Матери Божьей, убежища христиан, и заступничеству святого Отца и Чудотворца Сергия, и воинскому искусству и счастью нашего Великого Царя Алексея Михайловича, Великого Князя всея Великия и Малыя и Белыя России и Высокорожденного Государя нашего Царевича и Великого Князя Ивана Алексеевича, а также благодаря разумному и осторожному поведению и храбрости воинов нашего Великого Царя; ты, злодей и изменник, был разбит с союзниками твоими и соумышленниками под городом Симбирском и во многих других местах, и бежал тогда с немногими из твоей шайки и ушел на низ.
Вследствие твоих злодейских подстрекательств, во многих местностях народ взбунтовался и поубивал своих воевод и побросал в воду. Ты же, злодей, пристал к злодейству твоего брата и вы вместе нападали на многие приграничные места, где пролили много невинной крови и причинили большой урон.
Производя таковые ваши дьявольские дела, вы, клятвопреступники и злодеи, Стенька и Фролка, с товарищами вашими, презрели и надругались над Церковью Божьей, не разумея милости Всесвятой Матери Божьей, надежды христиан, и Святого Чудотворца Сергия и помышляя погубить царственный город Москву и все московское государство.
Со всеми вашими приверженцами вы так далеко зашли в своей злобе, что отказались повиноваться законам Великого Бога нашего, во Троице Славимого, и презрели Матерь Господа нашего Иисуса Христа, надежду христиан, полагая все ваше упование на ваши дьявольские поступки. В каковом злодейском умысле (design) вы пробыли с 7175 (1667) года по 7179 (1671) г. по 4 апреля, и пролили в течение сего времени потоки невинной крови, не щадя даже крови бедных невинных детей.
4 апреля 7179 (1671) года, по великой милости Всемогущего и благодаря разумному поведению и храбрости войска Великого Царя Алексея Михайловича, ты злодей, захвачен в плен и привезен к Его Величеству, и на допросе и на пытке сознался в своих преступлениях: за каковые твои омерзительные замыслы и действия против Всемогущего Бога и Великого Царя нашего Алексея Михайловича, Великого Князя и Защитника всея Великия и Малыя и Белыя России, за возмущение и клятвопреступничество твое, и за разорение и горе, причиненное тобой всей России, Великий Царь указал и бояре приговорили : предать тебя казни — четвертовать."
Уважаемые читатели, ниже приведен очень интересный документ. Это записка, собственноручно написанная царем Алексеем Михайловичем Тишайшим, адресованная следователям по делу Степана Разина. В записке 10 вопросов, которые надлежало ему задать:
Первый вопрос: О князе Иване Прозоровском и о дьяках, за што побил и какая шюба? ( Царь хотел узнать мотивы расправы над князем Прозоровским и дьяками. По слухам, воевода вымогал у Разина соболью шубу, покрытую дорогой персидской парчой. Разин отдал князю шубу со словами: «Бери эту шубу, лишь бы не наделала она шуму»).
Второй вопрос: Как пошел на море, по какому случаю к митрополиту ясыръ присылал? ( Разин конфисковал припасы у митрополита, но оставил взамен часть добычи из персидского похода).
Третий вопрос: По какому умыслу, как вина смертная отдана, хотел их побить? (Почему Разин поднял восстание, хотя был помилован за поход в Персию).
Четвертый вопрос: Для чего Черкасского вичил? По какой от него к себе милости? (Почему Разин с уважением отзывался о князе Черкасском).
Пятый вопрос: И кто приказ к вам сказал кому, что Долгорукий переведен? (Князь Долгорукий был назначен вместо князя Урусова).
Шестой вопрос: За что Никона хвалил, а нынешнего бесчестил?
(Никон - бывший патриарх, а Иоасаф - действующий).
Седьмой вопрос: За что вселенских хотел побить, что они по правде извергли Никона и шъто он к ним приказывал и старец Сергий от Никона по зиме нынешней, прешедшей, приезжал ли? ( Алексей Михайлович подозревал Разина в намерении расправиться с вселенскими патриархами Паисием и Макарием, судившими Никона церковным судом, и хотел узнать, не приказывал ли Разин напасть на них, когда они возвращались в Константинополь, и были ли от Никона посланники к Разину).
Восьмой вопрос: О Кореле, грамота… За никоновою печатью, к царскому величеству шлют из-за рубежа? (Вопрос о бывшем патриархе Никоне, который после низложения развил бурную деятельность, о чем было написано даже в шведской газете).
Девятый вопрос: О Каспулате, где он? (Каспулат Муцалович, родной племянник бывшего астраханского воеводы Григория Черкасского.)
Десятый вопрос: На Синбир жену видел ли? (Царь хотел узнать, видел ли Разин жену в Симбирске).
В 1671 году во Франции была издана брошюра под названием: «Сообщение о подробностях бунта, недавно поднятого в Московии Стенькою Разиным, о его зарождении, развитии и окончании, с объяснением, как был пойман этот бунтовщик, какой ему был вынесен приговор и каким способом он был казнен». Брошюра была переведена с английского, сочинение это было отпечатано в Лондоне. Автор этого сочинения посетил Россию на корабле «Царица Эсфирь», осуществлявший регулярные рейсы между Лондоном и Архангельском.
Известие, касающееся подробностей бунта, недавно поднятого в Московии (Muscovy) Стенькою Разиным.
Если понравился материал, подписывайтесь на канал и ставьте лайки.