Найти тему

Современные самолеты гражданской авиации не боятся грозы

Что происходит, когда самолет попадает под удар молнии? Что предусмотрели конструкторы? Как чувствует себя пассажир в самолете во время удара молнии? Попробуем ответить на эти вопросы.

Фото: avrorra.com
Фото: avrorra.com

Согласно данным, собранным ресурсом Quartz, каждый работающий самолет в мире получает удар молнией, по крайней мере, один раз в год.

Были ли катастрофы пассажирских самолетов по вине молнии? Самая серьезная катастрофа по этой причине случилась в 1963 году, когда из-за удара молнии в воздухе взорвался Boeing 707 ныне не существующей авиакомпании Pan American.

Тогда по итогам расследования Американское управление гражданской авиации велело оснастить все гражданские суда специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. После этой катастрофы инженеры впервые додумались, как уменьшить вероятность взрыва топлива в баках.

Во время проектирования современных самолетов всегда учитывается, что все оборудование, электрические и топливные системы должны быть защищены от разряда молнии, в котором сила тока достигает 30 000 ампер. Когда разряд попадает в корпус, электричество проходит через внешнюю алюминиевую оболочку фюзеляжа, не вызывая никаких реальных повреждений.

Зачастую такая защита работает настолько хорошо, что пассажиры не понимают, что молния попала в самолет, а единственное возможное повреждение, это небольшой ожог на обшивке в месте удара.

На самолет устанавливаются электростатические разрядники, которые обычно находятся на концах крыльев. Если в самолет ударит молния — они отводят электричество в воздух.

 Фото: 4esnok.by
Фото: 4esnok.by

Бортовые электросистемы самолета экранированы, что защищает их от электромагнитного излучения, которое вызывает молния. Обычно молния ударяет в выступающие части самолетов, например в законцовки крыла и нос. В этих местах можно обнаружить небольшие оплавления конструкций. При ударе молнии электрический ток пробегает по металлической обшивке самолета, пока не выйдет из другой точки, например из хвоста.

Каждый современный самолет проходит сертификационные испытания на воздействия током молний. Как это выглядит? К готовой машине подгоняют специальный генератор и пропускают через нее заряд, сравнимый с грозовым. Сегодня - это удар током в 200 000 ампер. Причем не один импульс, а два-три. Один за другим. Молнии ведь зачастую по одному и тому же пути проскакивают многократно. Затем все осматривают. Особо уязвимые точки: топливные баки, антенны, внешние датчики. Безопасность полета от них зависит впрямую, а спрятать их от молний бывает очень трудно.

Для того, чтобы снизить риск попадания, металлические элементы наружной обшивки летательных аппаратов тщательно электрически соединяют друг с другом, а неметаллические элементы металлизируют. Таким образом, обеспечивают низкое электрическое сопротивление корпуса. Для того, чтобы ток молнии и другое атмосферное электричество стекали с корпуса, летательные аппараты оборудуются разрядниками.

Гроза — это опасно, но при всём при этом какая бы ни была гроза, авиация не знает катастроф когда именно она стала причиной катастрофы большого современного лайнера. Да она была одной из причин, и может даже точкой отсчёта начала катастрофической ситуации, но финальной точкой всегда было что-то другое. Гроза — это невероятно опасно, но человечество и пилоты в частности научились как-то уживаться с этими оскалившимися небесными айсбергами, летать-то надо, и хотим мы этого или нет нам придётся летать над, слева, справа, между и делать это БЕЗОПАСНО.

Текст: Дарья Шуйская

Читайте также:

-3