Книга английского дипломата и ученого Джайлса Флетчера (1546-1611 гг.) «О Государстве Русском, или образ правления Русского Царя (обыкновенно называемого Царем Московским) с описанием нравов и обычаев жителей этой страны» вышла в Лондоне в 1591 году. Ожидания автора и издателя в коммерческом успехе не оправдались. По требованию купцов Московской английской компании , чьи интересы были прочно связаны торговлей с Русским царством, тираж был изъят и уничтожен. Вот как сама Московская компания объяснила свое неудовольствие: «купцы в величайшей степени опасаются того, что недавно выпущенная доктором Флетчером книга, посвященная Ее Величеству и озаглавленная «О Государстве Русском», навлечет на компанию великий гнев царя и будет угрожать безопасности как ее служащих, так и товаров, … если только не будут приняты срочные меры по изъятию всех напечатанных книг». Был составлен список с перечислением тех мест в книге, которые, по их мнению нельзя публиковать - «ибо московиты считают оскорбительным для себя интерес посторонних к такого рода вещам». Купцы указали на «те крайне резкие выражения, в которых описаны особы государя императора, его отца, брата и лорда Бориса Федоровича протектора и характер народа в целом». На сегодняшний день в мире известно всего 23 экземпляра того первого тиража.
Надо отметить, что английские читатели были осведомлены о Русском Царстве из произведений своих соотечественников: купцов, дипломатов и путешественников. В 1556 году были опубликованы заметки капитана Ченслера - «Книга о великом и могущественном царе Русском и великом князе Московском и о владениях, порядках и товарах его страны, написанная Ричардом Ченслером».
В Лондоне в 1562 году выходит произведение Энтони Дженкинсона, первого полномочного английского посла в Русском царстве: «Описание России, Московии и Тартарии. Автор Антоний Дженкинсон Английский, издана в Лондоне в год 1562. Посвящена карта его сиятельству Генриху Сиднею, Президенту Валлийскому. С Привилегией».
До своего назначения послом в Россию летом 1588, Джайлс Флетчер принимал участие в посольствах в Шотландию и Гамбург, то есть опыт дипломатической работы у него был. И не только дипломатической - он был деканом отделения искусств в Кембридже, преподавал древнегреческий язык и являлся доктором гражданского права. За спиной у него была работа в лондонском казначействе и английском парламенте.
Флетчеру предстояла трудная миссия, английская корона хотела вернуть право беспошлинной торговли, дарованное Московской английской компании Иваном Грозным и отмененное его сыном, Фёдором Ивановичем. Убытки компании из-за запрета на свою деятельность на территории Русского царства были огромны.
Долгие годы Московская английская компания была монополистом во внешней торговле Русского государства. Представительство компании находилось не только в Москве, но и в Великом Новгороде, Пскове, Ярославле, Холмогорах, Вологде. Компания торговала по всей Волге, добралась и до Персии. На вывоз шли традиционные русские товары: воск, мёд, сало, меха, пенька, соль, икра, моржовый клык. Англичане занялись транспортировкой корабельного леса для флота Ёе Величества. Ввозили для нужд русской армии порох, свинец, медь, селитру и оружие.
Теперь Флетчеру предстояло попробовать вернуть утерянные привилегии Московской английской компании. Он попробовал, но все его усилия оказались тщетны, благодаря русским и голландским купцам, развернувших бурную деятельность. Но главная его ошибка - на царской приеме не озвучил все титулы монарха, как этого требовал дипломатический этикет.
Джайлс Флетчер получает приказ из Лондона сопровождать на родину Джерома Горсея, управляющего Московской компании, заподозренного в мошенничестве и хищениях. Царь Федор Иванович направил письмо королеве Елизавете:
«Еремей ( так царь именовал Джерома Горсея) за свое воровство жив быть не достоин, как меж нас, великих государей, и меж тебя… смуты делал… И вперед бы такие воры с гостми твоими в наше государство не ездили, чтоб в таких ворех смуты меж нас такими воры порухи не было».
Кстати, Д. Горсей написал три самостоятельных сочинения о России : «Путешествия сэра Джерома Горсея», «Торжественная коронация Федора Ивановича» и «Трактат о втором и третьем посольствах сэра Джерома Горсея».
В мае 1589 года Горсей и Флетчер отправляются в Лондон, но по неизвестной причине они застряли в Вологде до августа. Несколько месяцев два неудачника провели вместе. Неудачники, потому что один из них не справился с возложенным поручением, а другой потерял высокое занимаемое положение, к тому же томясь неизвестностью, что ждет его в Англии. Нетрудно представить какие разговоры вели между собой англичане.
Как бы то не было, на родину они добрались. По прибытии Флетчер сел писать письмо королеве, убеждая ее в невиновности Горсея. Затем занялся сочинительством «О русском государстве». В 1591 году книга была отпечатана.
Надо отдать должное Флетчеру, в книге он сделал ряд наблюдений и прогнозов, которые потом сбылись. О царевиче Дмитрии он написал, что тот «находится в опасности от покушений тех, кто простирает свои виды на обладание престолом». Вскоре царевич погиб при странных обстоятельствах. Сделал прогноз о царской династии Рюриковичей, которая может пресечься со смертью бездетного царя Федора. так оно и вышло. А самое главное, он предсказал гражданскую войну в Русском государстве: «так потрясли все государство и до того возбудили всеобщий ропот и непримиримую ненависть, что (по-видимому) это должно окончиться не иначе, как гражданской войной». После смерти Бориса Годунова началась Великая Смута.
Приведу несколько отрывков из книги:
«Образ правления у них весьма похож на турецкий, которому они, по-видимому, стараются подражать, сколько возможно, по положению своей страны и по мере своих способностей в делах политических. Правление у них чисто тираническое: все его действия клонятся к пользе и выгодам одного царя и, сверх того, самым явным и варварским образом. Это видно из … угнетения дворянства и простого народа, без всякого притом соображения их различных отношений и степеней, равно как и из податей и налогов, в коих они не соблюдают ни малейшей справедливости.… Впрочем, дворянству дана несправедливая и неограниченная свобода повелевать простым или низшим классом народа и угнетать его во всем государстве…, но в особенности там, где они имеют свои поместья или где определены царем для управления».
«Всякий новый закон или постановление… определяется всегда прежде, нежели созывается по этому случаю какое-либо общее собрание. Кроме своей Думы, царю не с кем советоваться… за исключением немногих епископов, архимандритов и монахов, да и то для того только, чтобы воспользоваться суеверием народа (притом всегда к его вреду), который считает святым и справедливым все, что ни сделано с согласия… духовенства. Вот почему цари, пользуясь для своих выгод теперешним упадком церкви, потворствуют ему чрезвычайными милостями и привилегиями…, ибо они знают, что суеверие и лжеверие лучше всего согласуются с тираническим образом правления и особенно необходимы для поддержания и охранения его».
«Письменных законов у них нет, кроме одной небольшой книги, в коей определяется время и образ заседаний в судебных местах, порядок судопроизводства и другие тому подобные судебные формы и обстоятельства, но нет вовсе правил, какими могли бы руководствоваться судьи, чтобы признать само дело правым или неправым. Единственный у них закон есть закон изустный, т. е. воля царя, судей и других должностных лиц. Все это показывает жалкое состояние несчастного народа, который должен признавать источником своих законов и блюстителями правосудия тех, против несправедливости и крайнего угнетения коих ему бы необходимо было иметь значительное количество хороших и строгих законов».
«Что касается до их свойств и образа жизни, то они обладают хорошими умственными способностями, не имея, однако, тех средств, какие есть у других народов, для развития их дарований воспитанием и наукой… Образ их воспитания (чуждый всякого основательного образования и гражданственности) признается их властями самым лучшим для их государства и наиболее согласным с их образом правления, которое народ едва ли бы стал переносить, если бы получил какое-нибудь образование и лучшее понятие о Боге, равно как и хорошее государственное устройство».
Книга Флетчера несколько раз переиздавалась в Англии, но в усеченном виде, в ней оставляли главы о географии, климате, войске и о дворе царя. Первый раз книга была опубликована полностью в 1856 году после Крымской войны. Не трудно догадаться почему.
Экземпляром книги, каким-то образом попавшей в Посольский приказ, активно пользовался Н.М.Карамзин при написании «Истории государства российского».
Полностью книга Флетчера в России была напечатана в 1848 тоду. Вскоре, тираж книги был полностью изъят, а все причастные к изданию наказаны. Ну и наконец, в 1905-1911 гг., вышло четыре издания книги Флетчера.