Транспорт это лицо города. Меняется подвижной состав, меняется и восприятие города.
Тула встретила 1991 год чешскими «Татрами» двух моделей, монополией троллейбусов ЗиУ и стандартными венгерскими «Икарусами» да отечественными ЛиАзами-677 и на пригороде ЛАЗАми-695, да было у автоколонны 1809 еще с десяток тогда казавшихся внешне современными и по этой причине вызывавших уважение ЛиАзов-5256 ранней модификации и его пригородная версия. ЛиАЗы-5256 мне нравились, их было мало, были они нескольких расцветок, помню бело-красные или бело-синие варианты. Приобретены они были за внебюджетные средства.
Потом из-за распада СССР, СЭВ стало невозможным практически закупать новую технику за рубежом. Больше стало появляться отечественной техники. Помню партию новых ЛиАЗов в ПАТП-3, желто-белые, в основном городские 5256, но был и двухдверный пригородный автобус, если не изменяет память с ними поступил и последний на ПАТП-3 «скотовоз». Еще на память приходят поставки ЛиАЗов в автоколонну 1809, среди них были не только машины модели 5256, но и два последних 677-х, бело-красные, бортовые номера 288 и 289. Вспоминаются две «Альтерны» с бортовыми номерами 191 и 197, дизайн автобусов был, конечно, ужасным.
Но настоящим событием стало поступление первой партии подержанных автобусов из Германии – в основном «Икарусов», многие из которых были в красочной рекламе, но среди них был один 0305 «Мерседес» и два МАНа SL200. Мерседес работал на пригороде, а МАНы по городским маршрутам, так что вспоминаю, как пришлось бежать на один из них, чтобы прокатиться. Но это было предтечей, в 1994 году в город поступила крупная партия подержанных немецких Мерседесов 0305, треть из которых была передана в автоколонну 1809, а остальные закреплены за ПАТП-3.
В 1992 году в Тулу поступила крупная партия новых троллейбусов, нескольких вариантов окраски, поступали машины из ремонта с московского МТРЗ.
Наконец трамвай. В первой половине 1992 года поступили вагоны «Татра»-рейс из Москвы. Три из них были выкрашены в охру с белым, они вообще смотрелись как инопланетяне среди тульских «Татр», один вагон, правда разбили и я помню его на территории ВРМ, где трамвай восстановили. Два вагона были красно-желтыми, но оттенки иные, диваны в салоне, окраска салона тоже иная и запах свежей краски. В конце 1992 года поступили первые шесть отечественных 71-608К, смотрелись они необычно, в 1993 году поступило еще 20 вагонов, было очень интересно смотреть как их обкатывали, как первые из них выходил на линию, какие вагоны сцепляли в поезда.
ДДН. Фото из коллекции автора и из открытого доступа сети «Интернет».
Другие материалы канала по теме транспорта:
Текущее положение курского трамвая.
САМАЯ МАССОВАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕТЕРБУРГСКОГО ТРАМВАЯ