Найти тему

Как не перегореть перед соревнованиями и не уйти из робототехники

Своими наблюдениями и советами по этим и другим темам поделился тренер сборной России по подготовке к World Robot Olympiad Сергей Мустафин.

Сергей Мустафин (третий слева в верхнем ряду) вместе со своими воспитанниками
Сергей Мустафин (третий слева в верхнем ряду) вместе со своими воспитанниками

Почему уходят из робототехники

Далеко не все ребята, придя в робототехнику в 5-6-м классе, остаются до 11-го. Такая ситуация закономерна абсолютно для любого кружка, не важно, робототехника это, футбол, или бадминтон.

У младших и средних школьников нет проблем с мотивацией. Энергия бьет ключом, они еще не настолько загружены учебой, и у них не такая богатая личная жизнь. Потом по естественным причинам ребята начинают уходить в другие области. Кто-то - в программирование, кто-то уходит с головой в учебу, это самая распространенная причина.

Для учеников 10-11 класса ЕГЭ – экзамен, который решает их судьбу. И, к сожалению, робототехника не дает никакого преимущества при поступлении. Исключением, наверное, является Иннополис. С программированием и математикой все иначе. Почему старшеклассники занимаются олимпиадным программированием? Потому что победа на олимпиаде первого уровня даст им возможность поступить в вуз. С робототехникой, к сожалению, такого нет, поэтому, конечно, старшеклассники, как бы им не хотелось, не могут продолжать посещать занятия.

Конечно, у тех, кто занимается робототехникой, и с программированием хорошо. Но там все-таки есть специфика. Необходимо заниматься именно олимпиадным программированием для того, чтобы успешно выступить на олимпиаде.

Мотивация и одаренность

Гораздо проще объяснить базовые понятия из физики на конкретных примерах: когда ребята видят, что робот не сразу останавливается, а какое-то время продолжает ехать, они легко разберутся с трением и инерцией. Школьники, так или иначе, сталкивались с этими понятиями – они же не в вакууме живут. Другое дело - математика. Здесь действительно пятиклассникам необходимы знания, которых у них нет. Но также легко объяснить про длину окружности, дроби и другие подобные вещи, потому что ребята видят, что без этого ничего работать не будет. То есть, у них есть мотивация на обучение. И это не такие сложные понятия, ребенок в 5-м классе может легко их освоить, вопрос – захочет ли он и педагог.

Есть дети, более предрасположенные к какому-то занятию. И если у ребенка не получается в робототехнике, нельзя говорить, что он не одарен, возможно, он в футбол хорошо играет, ну или на скрипке.

О родителях

Безусловно, родители влияют на то, насколько успешным может быть их ребенок в робототехнике. Во-первых, важно, что они думают по поводу того, что их сын или дочь целыми днями пропадает в школе. Я сталкиваюсь с самым разным отношением родителей к этому. Некоторые говорят: занятие закончилось, выпроваживайте его, пожалуйста, домой, потому что он устал, ему нужно сделать уроки и т.д. Это вполне справедливо. Кто-то, наоборот, всеми силами поддерживает хобби ребенка, подстраивая остальные кружки, или даже свой отпуск под расписание занятий и соревнований. Когда родители видят, что ставки высоки – команда выступает на чемпионате России и имеет шанс попасть на чемпионат мира, многие идут навстречу, изменяя свои и семейные планы, корректируя расписание так, чтобы ребенок мог готовиться к соревнованиям.

Командная работа

Робототехника – это командная работа. И командообразование – это очень сложный вопрос, потому что помимо того, что ребята должны обладать навыками, дополняющими друг друга, они должны уметь работать вместе, договариваться. Если они друг друга терпеть не могут, у них ничего не получится.

Но есть и такой опыт, когда в команде оба участника склонны, например, к программированию, но в процессе работы один из них начинает потихоньку конструировать. И еще одно наблюдение: команды, которые долго работают вместе, наиболее успешны. Важно, чтобы ребята могли терпеть друг друга в стрессовых ситуациях.

О выгорании

Бывают ситуации, когда ребята перегорают. Иногда до соревнований, иногда сразу после. Такого чтобы совсем уходили из робототехники, конечно, нет. Я стараюсь делать так, чтобы ребята подошли к соревнованиям в оптимальной форме. Как правило, видно, когда ребенок устает. КПД на занятиях у него очень низкий. Тогда я прошу отдохнуть его несколько дней дома или как-то развеяться. Потому что видно, что нет смысла от того, что он на занятия приходит. Занимается не тем, что нужно. После соревнований у ребят практически всегда есть отдых, такие каникулы от робототехники. Они стараются переключиться на что-то, и я настаиваю, чтобы они какое-то время не приходили ко мне, потому что действительно нужно немного отойти от всего этого. Если говорить о мировом финале, это просто колоссальный стресс – дойти до него и выступить. Такие соревнования, как правило, проходят достаточно далеко, и мы стараемся закладывать несколько дней на то, чтобы дети отдохнули, посмотрели страну, узнали что-то новое. Таким образом мы поощряем ребят, независимо от того, как они выступили. В любом случае, за этим стоит огромный труд.

Полная видеоверсия интервью доступна на YouTube