Каждая девочка в детстве мечтает о принце из замка, и даже когда девочка уже далеко не маленькая попадает в настоящий замок, это запоминается надолго. Замок Эстенсе в Ферраре - очень атмосферное место, полное страшных сказок и подлинных историй, больше похожих на сказки, чем на настоящие события.
Замок (Кастелло) Эстенсе или Замок святого Михаила принадлежал семье д'Эсте, превратившей Феррару в один из важнейших политических, философских и эстетических центров Европы XV века. Как символ своего величия отстроили они замок, в котором было все что необходимо иметь любому приличному замку: мощные крепостные стены, высокие башни, глубокие подземелья, богато украшенные залы и, куда же без него, ров, наполненный водой.
Замок строился в три этапа. Около 1100 года была возведена смотровая башня, которая защищала северную часть города и примыкающие к ней Львиные ворота. Сначала башня была перестроена в крепость, к которой добавили бастионы на первом этаже, а в довершении еще и окружили все оборонительным рвом, перейти который можно было только при помощи поднимающихся мостов.
Затем, после восстания 1385 года, замок был серьезно расширен и укреплен. Первый камень символически заложили 29 сентября, в день Михаила Архангела, стоявшего во главе небесного воинства в битве с дьяволом, что закрепилось в одном из названий замка. К работе привлекли архитектора Бартолино да Новара, который ранее уже построил замки в Павии, Мантуе и Финале-Эмилия, занимался возведением оборонительных валов у реки По, как военный инженер привлекался к службе у Висконти в Милане и Медичи во Флоренции. Но основными его заказчиками было семейство маркизов Феррары, д'Эсте. Никколо II д'Эсте, занявший для этого масштабного проекта 25 тысяч дукатов у Франческо I Гонзага, затеял все это переустройство с целью защитить уже не сколько город, сколько самого себя и свою семью от народного возмущения. Поэтому новое здание строилось не только как военная крепость, но и как укрепленный дворец, призванный и защищать его владельцев, и создавать зрительный образ силы и могущества. Бартолино да Новара к старой башне Львов добавил три новые (башня Маркизы на юго-востоке, святого Павла на юго-западе и святой Екатерины на северо-западе ). Все эти башни, одинаковые по своим размерам, были соединены мощными корпусами высотой в два этажа, с укрепленной передней частью, защищающей стены от доступа врагов. Также между дворцом д’Эсте и новым замком был построен навесной мост, чтобы люди, находящиеся в старом здании, могли беспрепятственно пройти в замок и вернуться обратно.
В 1476 г. в Ферраре разгорелась очередная семейная драма: сын маркиза Феррары Лионелло д'Эсте Никколо попытался захватить город и сместить своего дядю, Эрколе I д'Эсте, занявшего престол. Семья Эрколе, его жена Элеонора Арагонская с детьми, включая младенца Альфонсо, успела скрыться в замке. Порядок был восстановлен, повстанцы разогнаны, заговорщик казнен, а семья д'Эсте поселится в Эстенсе на постоянной основе, опасаясь новых возможных проблем, которые в их бурный век могли идти как от членов собственной семьи, так и от горожан или даже церкви.
Так кастелло стал герцогской резиденцией. Дабы соответствовать новому статусу и всем потребностям придворной жизни Эрколе, а затем и его преемник - Альфонсо I, проводили многочисленные перестройки. Корпус между башнями Маркизы и Львов был удвоен, возведены новые жилые комнаты, окружающие улицы изменены и украшены, организована новая подъездная дорожка (а вместе с ней и новые, более крепкие ворота). Замок через специальный переход соединили со зданием Муниципалитета. В этой крытой галерее располагались знаменитые "Алебастровые комнаты", где хранились самые ценные приобретения семьи д'Эсте: коллекция картин и скульптур, древностей и сокровищ. Также на фундаменте древних ворот у башни Львов были построены обширные кухни.
Третий этап строительных работ был связан с работами Джироламо да Карпи и Альберто Скьянти, которых привлек Эрколе II для переустройства замка после большого пожара 1554 года. Тогда общая высота замка вырастет еще на этаж, средневековые башенные зубцы в виде "ласточкиных хвостов" заменят, а также возведут каменные балконы, с которых в военное время так удобно наблюдать за врагами, а в мирное - наслаждаться созданными там же апельсиновыми садами. Финальная часть истории замка относится к правлению герцога Альфонсо II, который занимался главным образом украшением здания - от внутреннего двора до парадных залов.
После смерти Альфонсо, не оставившего прямых наследников, д'Эсте перебрались в Модену, Феррара отошла к Папскому престолу, а замок Эстенсе стал резиденцией легатов, которые управляли провинцией в качестве наместников. В этот период замок почти никак не изменялся; самым значительным стало увеличение высоты равелина с северной стороны. Лишь в XVIII веке внутри замка будут добавлены два новых входа с прилегающими к ним лестницами из мрамора. А в XIX веке будет перестроен канал, питающий ров водою.
После объединения Италии замок стал собственностью государства, за 180 тысяч лир он был выкуплен префектурой провинции Феррара, которая с тех пор использует здание в качестве своей штаб-квартиры. В первой половине ХХ века здание замка немного перестраивалось, главным образом, для того, чтобы соответствовать духу времени, например, были сделаны въезды для автомобилей, добавлены всякие технические новшества.
Во время Второй мировой войны северный равелин был разрушен бомбардировками, и только в 1946 году он был восстановлен.
В 1999 году по инициативе местных властей под лозунгом "Замок для города" была начата очередная реставрация. Здание было переустроено для приема туристов, восстановлены некоторые исторические интерьеры, оформлено музейное пространство, которое в том числе какое-то время принимало филиал Эрмитажа. В 2012 году произошло сильное землетрясение, которое нанесло серьезный ущерб отдельным частям замка. Восстановительные работы велись до 2015 года. Сейчас замок открыт для посетителей, которые могут насладиться подлинным духом средневековья, рассматривая прекрасные придворные залы с фантастическими росписями на потолке, или спускаясь в мрачные казематы, где было загублено множество душ.
Павел Муратов писал: "Маленький феррарский двор был первым и старейшим двором в Италии. Французские короли из своих походов в Ломбардию унесли тот пример, который давала им Феррара и из которого впоследствии выросли дворы Людовиков. Уже в конце XV века у д’Эстэ были придворные поэты и художники, были придворные театры, были загородные замки; феррарский дворец "Скифанойя", – "Нескучное", – уже предсказывал будущие "Сан-Суси". Здесь за триста лет был предвосхищен тип герцогской столицы, каких было так много в Германии в эпоху Просвещения. Феррара стала первым городом в Европе, существовавшим от двора и для двора. Здесь было стотысячное население, была промышленность, была торговля, но все это лишь служило праздничной жизни д’Эстэ. Герцоги строили дворцы, церкви, укрепления; они, что беспримерно в Италии, строили даже самый город, как впоследствии Людовики строили Версаль и как Петр строил Петербург. Проведенные ими широкие улицы заставили Буркгардта назвать Феррару первым европейским городом в современном смысле этого слова. Пестрая и парадная жизнь д’Эстэ сосредоточивалась в их обширном замке Castello Estense, который и сейчас стоит, окруженный рвами, посреди города. Здесь когда-то гуманисты собирались вокруг молодого Лионелло, здесь пировал щедрый Борсо, вернувшись с охоты, здесь Альфонсо I праздновал свадьбу с Лукрецией Борджиа и здесь томился в сентиментальной и меланхолической любовной игре с двумя принцессами Торквато Тассо. Этот замок придает Ферраре особенный, не совсем итальянский характер. Рвы, башни, подъемные мосты – все это еще напоминает о рыцарских традициях д’Эстэ. И все-таки итальянский дух окружающего делает всю эту воинственность не слишком серьезной, не более серьезной, чем героическая родословная, которую придумал для здешних герцогов Ариосто".
Действительно, замок д'Эсте полон историй, в большинстве своем мрачных и кровавых, но вполне соответствующих духу средневековья.
История 1. 3 мая 1385 года произошло восстание: народ, доведенный до отчаяния высокими налогами, а также наводнением, принесшим значительный ущерб городу, собрался у замка. Горожане требовали разъяснений у Томазо да Тортоне — высокопоставленного чиновника, старшего советника семьи д’Эсте, несшего ответственность в подобных ситуациях. Он был безжалостным сборщиком налогов и Судьей-Старейшиной, что нисколько не добавляло ему популярности. Толпу пытался успокоить сам синьор Феррары — Никколо II д’Эсте, однако к вечеру стало ясно, что народ разозлился еще больше. Поэтому впавшего в немилость Томазо да Тортоне вывели перед народом, дали в последний раз исповедоваться, а затем отдали его на растерзание толпе.
История 2. В 1425 году были казнены двое очень молодых людей Паризина и Уго, история их любви (и смерти) вдохновляла поэтов и писателей, она описана в поэмах и звучит в опере. Паризина была представительницей рода Малатеста, очень влиятельного и очень жестокого. Когда девочке было всего несколько дней от роду, ее мать была отравлена своим отцом Чекко Орделаффи. В 14 лет она была выдана замуж за Никколо III д'Эсте. Это был уже второй брак маркиза, его первая жена умерла, не даровав ему детей. Никколо это мало расстраивало, ведь у него было 11 незаконнорожденных сыновей и дочерей. Старший из них - Уго д’Эсте, граф ди Ровиго, сопровождал свою мачеху во время поездки к родственникам в Равенну. В поездке молодые люди сблизились и стали любовниками. Узнав об их отношениях от одной из служанок, Никколо запер любовников в замковой темнице, а затем обезглавил. Трагическая цепочка продолжилась и дальше, дочь Паризины - Джиневра также была убита своим мужем.
История 3. В темнице замка святого Михаила много лет держали неудачливых Фернандо и Джулио, попытавшихся устроить заговор против своего брата Альфонсо I д'Эсте. Однако заговор 1506 года - лишь финальная точка длинной семейной истории. Сыновья Эрколе I яростно не любили друг друга: незаконнорожденный Джулио был настроен против Ипполито, а старший Альфонсо лишь подогревал конфликт, принимая то одну, то другую сторону. Со смертью отца противостояние только усилилось. Ипполито забрал к себе в замок ценного придворного музыканта (не сколько ради наслаждения музыкой, сколько для бахвальства). Далее Джулио похищает этого музыканта у своего брата. Разгневанный Ипполито жалуется новому главе рода - Альфонсо, чтобы тот изгнал брата из герцогства. Ненависть братьев росла, следующий акт их драмы был связан с Анджелой Борджиа, кузиной герцогини Лукреции, на которой был женат Альфонсо. Оба брата влюбились в девушку, но она предпочла Джулио, отказывшись от ухаживаний Ипполито со словами: "Монсеньор (а Ипполито на минуточку был кардиналом), одни лишь глаза вашего брата мне более милы и приятны, чем все ваше существо". И без того державший великое множество обид на брата, Ипполито теперь и вовсе взбесился — он планировал убить Джулио. В стычке с подосланными убийцами молодой человек был жестоко избит и лишился глаза. Так как Альфонсо не предпринял никаких усилий, чтобы хоть как-то сгладить инцидент, Джулио решает убить и его, и Ипполито. Он сговаривается с еще одним братом - Фернандо, который был вторым по очереди наследования и мечтал занять престол Феррары. Неизвестно, почему заговорщикам так и не удалось осуществить своих планов: либо они действовали крайне неумело, либо от них попросту отвернулась фортуна; но ни Альфонсо, ни Ипполито не были даже ранены. Четыре раза заговорщики пытались убить герцога, два раза отравленным кортиком, еще два раза не позволила совершить убийство банальная трусость. Вскоре все открылось: братья-заговорщики были приговорены к смертной казни, однако затем наказание смягчили в виде пожизненного заключения. Фернандо умер в темнице, будучи 63-летним стариком; Джулио же, после 53 лет заключения, был освобожден одним из внуков Альфонсо I.
На контрасте с темнотой и теснотой подземелий замка Эстенсе, его украшением являются лоджии с апельсиновыми деревцами (Сад герцогинь). Свет и тьма, затхлость и благоухание, жестокость по отношению к себе, своей семье и подданным, с одной стороны, и покровительство высоким искусствам, тонкая философия и поэзия, коллекционирование картин и скульптур, с другой: все это история семьи д'Эсте, история Феррары.