Мысли спутанны, едва тлеет искра разума. Но все же он видел иные миры, недоступные человеческому глазу, и пытался изобразить их на своих картинах. Он истощал себя, чтобы достичь невиданных высот и глубин, поэтому подходил все ближе и ближе к пропасти, имя которой - безумие...
Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в городе Омске в семье военного юриста. Мать Врубеля умерла от чахотки, когда мальчику было три года. Он запомнил, как она, лежа в постели, вырезала для детей необычные фигурки из бумаги. Младшие брат и сестра не выжили, поэтому у Врубеля в ту пору был только один друг - его сестра Анна. Из-за работы отца их детство прошло в переездах из одного города в другой. Встречи и расставания оставались позади, люди, которых они видели, были временными попутчиками. Они появлялись и исчезали, точно так же, как в окне поезда мимо нас проносятся деревья, реки, травы полей и лугов.
Тем временем отец Врубеля женился на Елизавете Христиановне Вессель, и она вместе с родственниками занялась воспитанием детей. Ее сестра учила Анну и Михаила музыке, а брат Николай придумывал для них развивающие игры. Мачеха немного укрепила здоровье Михаила, и он с иронией вспоминал диеты, которые она придумывала для него...
Дети хорошо относились к своей мачехе, но между ними царило отчуждение. Анна и Михаил держались в стороне от своей семьи и, наверное, невольно вспоминали о своей матери...
По настоянию отца Михаил Александрович поступил на юридический факультет Петербургского университета. Он заинтересовался философией и театром, рисовал иллюстрации к книгам. Самой известной из них стало "Свидание Анны Карениной с сыном". Взволнованная, она обнимает Сережу и смотрит на него. Неподалеку лежит отброшенный в сторону зонтик, и кажется, будто в эту минуту Анна позабыла обо всех условностях светского общества...
Учеба на юридическом факультете у Михаила Александровича Врубеля шла плохо, поэтому он получает низшую ученую степень - действительный студент. Будущему художнику приходилось подрабатывать. Поэтому Михаил Александрович стал репетитором в семье сахарозаводчиков Папмелей - их сын учился с Врубелем в одном университете. Вскоре будущий художник подружился с семьей Папмелей и стал им почти как родной. Они поддерживали его увлечение рисованием, знакомили со студентами из Академии Художеств. Врубель стал посещать вечерние занятия, а потом поступил в Академию в 1880 году. Он попал в мастерскую художника Павла Чистякова, но также посещал занятия Ильи Репина... Осенью 1883 года Павел Чистяков рекомендовал Михаила Александровича Врубеля историку искусства Адриану Прахову - он искал художника для реставрации старинной церкви в Киеве, и Врубель занялся росписью четырех икон. Он привязался к жене Прахова и тем самым донельзя надоел ей и ее мужу. В 1885 году Врубель уезжает в Италию, чтобы изучать византийскую и позднеримскую живопись. Он пишет лик ангела для Софийского Собора, отправляется в Венецию и Равенну, создает еще несколько икон. Позже Врубель получает предложение от Адриана Прахова участвовать в реставрации Владимирского Храма, но его работы были столь своеобразны, что Прахов отверг их. В этот период Михаил Александрович Врубель переживал кризис и часто обращался к страшному образу Демона. Он вновь и вновь возникал в картинах художника, - Демон, что манит в бездну, из которой не выбраться. Он шепчет жестокие слова и безразличен к чьим-либо мольбам, ибо он - само безумие и хаос, явившиеся на землю...
Так жил художник, погружаясь в отчаяние и мрак. Те деньги, что были заработаны тяжким трудом, Врубель бессмысленно тратил, и вскоре ему стало не на что жить. Он пришел к друзьям, сказал, что у него умер отец, и нужно срочно ехать домой, в Харьков. Они дали ему денег на дорогу, а позже поняли, что Врубель обманул их, и его отец жив и здоров. После этого друзья старались обеспечить художнику постоянный заработок, но его работа в Киеве была неофициальной, - с Врубелем не заключали договора. Этот город был чужд для художника, он был лишь его временным пристанищем. стоянный заработок, но его работа в Киеве была неофициальной, - с Врубелем не заключали договора. Этот город был чужд для художника, он был лишь его временным пристанищем.
В 1889 году отец Врубеля был переведен из Харькова в Казань. Его одолел тяжкий недуг, и услышав об этом, Врубель поспешил в Казань. Отец вскоре оправился от болезни, решил выйти в отставку и переехать жить в Киев. В сентябре Врубель поехал в Москву к своим знакомым и пятнадцать лет прожил в этом городе. Там он встретил художника К. Коровина, а тот познакомил его с меценатом Саввой Мамонтовым. Так Врубель сблизился с художниками и музыкантами, поселился в доме Мамонтова и работал в одной из лучших мастерских. В 1890 году он создает "Демона сидящего", и почти все отнеслись к этой картине холодно и настороженно. Тогда Врубель сказал: "Ваше отрицание дает мне веру в себя!"
Он не желал расставаться со своими идеями и образами, даже если другие не принимали их, и стал рисовать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова. Самые странные и, в то же время, прекрасные картины Врубеля были нарисованы к поэме Лермонтова "Демон".
"Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним,
Когда сквозь вечные туманы,
Познанья жадный, он следил
Кочующие караваны
В пространстве брошенных светил;
Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья,
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый...
И много, много... и всего
Припомнить не имел он силы!"
Некоторые иллюстрации Врубеля к "Герою нашего времени" были отвергнуты Академией Художеств. Но эти события не омрачили счастья 1896 года. В июле Михаил Александрович отправился в Женеву и обвенчался с оперной певицей Надеждой Ивановной Забелой.
Он встретил ее в Санкт-Петербурге, когда трудился над театральными декорациями. И муж, и жена понимали и вдохновляли друг друга, поэтому первое время они были счастливы, в их доме царил уют и покой.
В 1899 году умирает отец Врубеля, и его знакомые замечают странности в поведении художника. Порою, он был высокомерен и тщеславен со своими друзьями и соратниками, почти не считался с их мнением. Врубель вновь возвращается к теме Демона. Его рисунки становятся еще более странными и жуткими.
В 1901 году у Врубеля родился сын Савва с заячьей губой, и художник совсем впал в отчаяние.
Вскоре после этого он рисует роковую картину - "Демон поверженный", работает напряженно и мучительно. Врубель все время изменял лицо Демона, стремился достичь чего-то неведомого, но совершенного. По мере работы та тонкая грань, что разделяет безумие и реальность, отдалялась пока не исчезла совсем.
Картина была отправлена на выставку, но художнику становилось все хуже. К нему никого не пускали - ни сестру, ни жену с ребенком. Потом его сознание немного прояснилось, и Врубель пришел в себя. Художник вернулся из лечебницы, но чувствовал себя угнетенным и ни на что не годным, был ко всему равнодушен. В 1903 году Врубели вернулись из Крыма и приехали в Киев. Вскоре неожиданно заболел маленький Савва и умер. Болезнь снова начала одолевать безутешного художника.
После этого у Врубеля еще случались моменты просветления, и в 1904 году он едет к жене, которая работает в Мариинском театре. Художник изображает "Шестикрылого Серафима", который был связан со стихотворением Пушкина "Пророк".
Он создает еще несколько картин, но они омрачались неумолимой тенью грядущего - болезнью, которую невозможно победить, от которой нет спасения.
Весной 1905 года Врубель понял, что недуг приближается, и вскоре он не сможет работать. Его сестра говорила, что, казалось, в ту пору он "прощался с тем, что ему особенно близко и дорого". Врубель навестил перед отъездом в лечебницу всех своих знакомых, друзей юности и попрощался с ними.
После своего ухода от мира он пытался рисовать, но болезнь обострялась, и в 1906 году художник потерял зрение. Врубель словно лишился всего, что было ему дорого, и поэтому он подолгу стоит у открытого окна, ничего не ест, надеясь, что голод и порывы холодного ветра окончат его дни. Художник решил, что теперь ему нечего терять, незачем жить, и будет лучше, если Смерть избавит его от мучений. Так угасал Врубель, день за днем, и ничто было не в силах его удержать. Тело цеплялось за жизнь, душа стремилась к вечному забытью. В 1910 году он умер от воспаления легких. Так настал день избавления от тьмы...
Валентина Морозова.