Найти тему
Надежда Ли

Владимирская губерния 200 лет назад

Путешествуя по Владимирской области, замечаешь как разнообразна ее природа в разных районах, как отличается архитектура в населенных пунктах. Свои особенности есть и в быту местных жителей. Даже на территории региона, в разных его уголках, существовали свои уникальные особенности. Поговорим сегодня об этнографии Владимирщины.

Фото картины в музее «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка». На картине изображен г. Владимир XIX в.
Фото картины в музее «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка». На картине изображен г. Владимир XIX в.

Изучая эту тему, я пришла к выводу, что, к сожалению, этнография Владимирской области не достаточно хорошо изучена. Но благодаря дошедшим до наших дней материалам этнографических экспедиций 19 - нач. 20 вв., мы можем составить портрет жителей Владимирской губернии. Какие они были? Как одевались? Чем занимались? Как воспитывали детей? Какие праздники и обычаи существовали?

Все вышеперечисленное у жителей Владимирской губернии имело свои особенности. Отмечу сразу, что хранителями традиций, обычаев определенной местности, обычно являлись крестьяне. Традиции, обычаи именно для крестьян были неотъемлемой частью жизни. Так, север Владимирщины долгое время оставался патриархальным. Например, во Мстере не допускалось, чтобы незамужние девицы гуляли с парнями - их непременно должна была сопровождать замужняя женщина. При этом, во Мстере будущие женихи только издали наблюдали за девушками. На юге губернии, в Меленковском уезде, юноши и девушки вместе гуляли, водили хороводы и т. д. То есть, говоря современным языком, ходили на свидания. Разумеется, соблюдались все нормы приличия. Эти устои отразились и на менталитете следующих поколений.

-2

Основным занятием у большинства крестьян являлось сельское хозяйство. Но в населенных пунктах с преобладанием кулаков - зажиточных крестьян, ситуация менялась в корне. Таким населенным пунктом была вышеупомянутая Мстера. Еще до революции в этом небольшом селе работало несколько фабрик, мастерских. Разумеется, на них работали все местные крестьяне. Сельским хозяйством они практически не занимались - разве что выращивали что-то у себя на огороде. А в других уездах крестьяне преимущественно работали в поле, занимались скотоводством. Причем, женщины выполняли тяжелую работу наряду с мужчинами.

Пахарь в Муромском уезде
Пахарь в Муромском уезде

Кроме полевых работ, крестьянки занимались рукоделием. И это было не просто развлечением - перед женщинами стояла задача одеть всю семью. Многие даже сами ткали, но ткани на праздничные наряды чаще покупали на базарах. К изготовлению ткани владимирские женщины относились с особым трепетом - ткать нужно было только в хорошем настроении и с чистыми руками. Руки перед этим занятием обязательно мыли. Традиционно и женщины, и мужчины на Владимирщине носили синие ткани. У женщин - синие сарафаны, мужчины - синие рубахи. Чаще всего в исторических документах упоминаются именно такие цвета. Этнографы пишут, что вышивкой в наших краях пренебрегали, т .е. редко встречалась вышивка на рубахах. Вообще, сравнивая костюмы разных губерний, можно сказать, что во Владимирской одевались очень скромно.

Север и Юг Владимирской губернии объединяла общность крестьян - все они вместе собирались на какие-то сельские работы. Традиционно такие группировки назывались артелями. И работы эти сопровождались пирами. Особенно подобное было распространено во Мстере. Мужики там в основном занимались ремесленничеством, иконописью, поэтому могли себе позволить гулять, что называется, напропалую. Вот как описывается в книге 19 века., составленной по результатам этнографических экспедиций по Владимирской губернии обычная процедура чистки лука:

" Первый вечер начинается с засидок. В вечер, назначенный для засидок покупается в достаточной пропорции водка, сначала все работники в доме вместе, затеплив свечку, молятся Богу, потом зажигают свечи и садятся за работу минут на 10, после этого садятся за самовар и водку. Когда осушат порядочный запас водки, посылают за ней снова. По окончании угощений собираются всей артелью и отправляются гулять по Мстере с песнями. Это празднование продолжается до 3х дней. Во все это время засидевшие вечера поживают на веселе".

На Юге же, например, в Меленковском уезде основной работой крестьян было сельское хозяйство. Работать начинали засветло, заканчивали уже в сумерках, поэтому редкому дню отдыха были рады. Отдыхали меленковцы куда скромнее жителей Мстеры. Но всегда находили место празднику. Это и Святки с Рождеством, и Новый год, Пасха и такие необычные праздники, как, например Подсолнухи - день, когда поспевали семена подсолнуха и девицы (они их особенно любили) сидели и лущили семечки. Как отмечается в источниках, делалось это больше от скуки. Все праздники сопровождались многочисленными песнопениями. Что я заметила - очень часто встречаются тексты достаточно жестокие, даже ужасные. В том числе и в колыбельных. Сейчас мы смотрим фильмы ужасов, а в те времена люди пели песни про то, как кто-то руки-ноги-головы ломал.

Текст колыбельной
Текст колыбельной

Интересны и свадебные традиции Владимирщины. Тут патриархальный север обошел юг. Если на юге традиционно праздновали свадьбу 2 дня, то на севере - всю неделю. Особенно отличалась все та же Мстера продолжительностью застолья, крепкостью напитков и приданым.

Многие свадебные обычаи вошли и в современную жизнь. Например, крестьяне Юрьев-Польского уезда пекли печенье - аналог современно свадебного торта. Его выкупали родственники. Цена назначалась в зависимости от части этого печенья. Выкуп невесты, каравай, свадебный поезд, который раньше представлял собой украшенные подводы или телегу, и еще многие свадебные традиции - все это из глубины веков. Мало, кто об этом помнит. В отличие от сегодняшних свадеб, в те времена во все эти обряды вкладывали определенную сакральность.

На фото крестьяне Владимирской губернии перевозят приданое одной из невест в ее новый дом - в семью жениха
На фото крестьяне Владимирской губернии перевозят приданое одной из невест в ее новый дом - в семью жениха

Несмотря на то, что крестьяне Владимирской губернии были религиозны, отмечали все церковные праздники - наши предки были весьма суеверными людьми. Причем, они проникали даже в сферу здравоохранения - в те времена лечили не только травами, но и своеобразными обрядами. Считалось, что они весьма действенны. Причем, это практиковалось даже для формирования пола будущего ребенка. Многие из тех, старинных обрядов вошли и в быт современных людей. Например, во время новоселья впускают первой в дом кошку - также в старину делали и наши предки, когда входили в новую избу. В зависимости от того, куда кошка пойдет, где сядет они располагали предметы мебели и т.д.

Жизнь крестьянской женщины в материалах экспедиций описывалась, как тяжкое бремя. Как только девица выходила замуж и поселялась в доме у супруга - она начинала в прямом смысле прислуживать всей его родне, снося все придирки и нападки свекрови, золовок, деверей и прочих. Как характерезуют жизнь крестьянской женщины в старинных книгах - она была безвольным существом, которое мог побить пьяный муж. Сделать он это мог, как за дело, так и по обыкновению, чтобы жена и дальше продолжала фактически быть обслуживающим персоналом для всей мужниной родни. Лишь когда рождался ребенок, в жизни женщины появлялся родной любимый человек. Такой описывалась женская доля крестьянок тех времен.

Крестьяне Вязниковского района
Крестьяне Вязниковского района
Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет…
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
Николай Некрасов " Есть женщины в русских селеньях ".

Подписывайтесь: группа с экспедициями по Владимирской области, группа Владимирской школы гидов