Найти тему
ФГИК "Размах"

Предок "Зенит-арены". Стадион Кирова: история сноса легендарного стадиона

"Зенит-арена", наверное, самый знаменитый из построенных к Чемпионату мира по футболу 2018 года стадионов. Знаменит он, правда, не столько своими конструктивными особенностями, сколько многократными превышениями сметы и бюджета. Менялись подрядчики, и даже название объекта не радовало постоянством. А, тем временем, снос стадиона имени Кирова, который наша компания произвела еще в 2006 году стал единственным этапом этой грандиозной футбольной стройки, прошедшей без «красной карточки». Рассказываем как это было.

Строительство стадиона имени Кирова велось на протяжении 18 лет — с 1932 по 1950 год. Казалось бы, с «Зенит-Ареной» справились значительно быстрее. Но, посмотрев на даты, мы легко догадаемся о причинах задержки строительства — Великая Отечественная война и блокада Ленинграда. Строительство одного из самых больших стадионов мира было возобновлено уже в 1945 году и велось во многом силами морских и пехотных войск Красной Армии. Стадион был открыт 30 июля 1950 года матчем ленинградских команд «Зенит» и «Динамо», которые сыграли в ничью.

Велось строительство основательно. Для возведения трибун был насыпан большой кольцевой холм высотой 8 метров. Будущие трибуны были покрыты бетоном в виде ступеней, на которых изначально были скамьи, они стояли до 1980 года. Когда начали возводить валы, на восточной трибуне от места будущих беговых дорожек до наружной части по земле проложили два бетонных тоннеля в виде широких труб диаметром 7 метров. Их ширина позволяла проезжать на стадион строительной технике. По мере строительства эти два проезда в виде «тоннелей» оказались под трибунами. В дальнейшем эти проезды под трибунами служили для въезда грузовиков (для технических потребностей), пожарных машин и т. д.

-2

Стадион Кирова был домашней ареной «Зенита» в 1950—1992 г. Последний матч на стадионе был сыгран "Зенитом" с тем же самым "Динамо" в июле 2006 года.

Нашей компании этот объект передали в 2006 году. И, хотя в мировой практике опыт демонтажа таких крупных спортивных стадионов уже был (в основном для таких объектов использовались взрывы), в России аналогов таких проектов не было. Тем более, что объект был знаковым для города, а вокруг него витали страшные сказки, про похороненных под земляными валами ленинградцами, погибшими в блокадные годы (забегая вперед, скажем, что последнее оказалось неправдой).

Для демонтажа этот проект был достаточно сложным. Так, необходимо было необходимо произвести полную разборку земляного вала и демонтировать многометровые бетонные основания мачт освещения (на видео). Весь фундамент был залит бетоном – в свое время это делалось для того, чтобы избежать проблемы мягких грунтов.

Но конструктив - не самое сложное. Достоверных данных о том, что именно специалисты по демонтажу найдут на объекте, не было. Например, согласно проекту, было известно, что опоры осветительных мачт имели глубину 18 метров. И это оказалось верным. Но также по проекту было указано, что под каждой мачтой вбито по 40 свай, а на деле их оказалось по 280. И таких сюрпризов оказалось достаточно.

-3

Технологию взрыва, которую, как мы сказали в начале статьи, активно применяли в США и Европе невозможно было использовать из-за относительно плотной застройки, поэтому мы заменили ее на "Тихий взрыв". При использовании данной методики разрушение происходит за счет объемного увеличения в процессе гидратации материала. Также применялась швейцарско-австрийская система разрыва бетона Tyrolit Hydrostress.

Отдельная история - вывоз строительных отходов. Для того, чтобы уже разобранный объект покинул место, на котором сегодня стоит "Зенит-арена", понадобилась сложнейшая логистическая схема, в которой непрерывно работали 200 грузовиков, которые осуществляли непрерывную загрузку и вывоз 12-13 тыс м3 отходов в день. Всего с объекта было вывезено 835 тыс м3 строительных отходов.