Найти тему

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Понятия "зона актуального развития" и "зона ближайшего развития" ввел педагог и психолог Лев Семенович Выготский. И эти понятия хорошо известны каждому педагогу и каждому психологу. А нужно ли их знать родителю?

Давайте разберемся.

У ребенка можно определить зону актуального развития, как раз ее и выявляют все диагностики (например, при поступлении в школу) – иными словами, «что уже развито».
Но специалистов (нейропсихологов, психологов и других) больше интересует зона ближайшего развития – то, что ребенок не может еще делать сам, но выполняет с помощью взрослого (смотрите на первом слайде под постом). На этом принципе основаны многие системы обучения и коррекции. И в школе тоже дети сначала изучают что-то вместе с учителем, а потом научаются делать это (решать примеры, изучать тему) самостоятельно.

vk.com/pro_shkola_online
vk.com/pro_shkola_online

Зона ближайшего развития (ЗБР) очень важна с точки зрения оценки потенциала ребенка. Дети одного возраста и с одинаковым уровнем актуального развития могут иметь разную ЗБР: например, один ребенок в 5 лет знает буквы и с помощью взрослого может сливать их в слоги, а другой такого же возраста буквы знает, а складывать их в слоги еще не может даже с помощью.

Задача и родителей, и педагогов – работать с ЗБР ребенка, ведь то, с чем ребенок справляется при помощи взрослого, он вскоре сможет делать самостоятельно. Часто бывает ситуация, что ЗБР совпадает с интересами ребенка, при адекватном уровне сложности ребенок мотивирован на успех (готов пробовать, не сдаваться), и этот факт можно использовать в обучении.

Если мы действуем без учета принципа ЗБР (то есть – со взрослым, вместе), а подталкиваем ребенка с позиции «ты уже взрослый…», «ты уже должен делать это сам…», и у него нет ни образца, ни помощи, то его зона ближайшего развития «сужается» - а значит, и менее обширным станет и его уровень актуального развития в ближайшем будущем.

vk.com/pro_shkola_online
vk.com/pro_shkola_online

Такой подход негативно сказывается и на мотивации – ребенок ошибается, боится пробовать отказывается от деятельности.
То, как взрослый видит задачу, сильно отличается от представления ребенка. Представьте, что вас бы попросили нарисовать сову, и предложили такой «алгоритм», как на картинке:

vk.com/pro_shkola_online
vk.com/pro_shkola_online

Было ли бы все легко и понятно? И хотелось ли бы без поддержки осваивать рисование дальше? А если бы вы были ребенком?

Обучая ребенка чему-то новому, или переходя на более сложный уровень уже известного, не забывайте о том, как важна ваша помощь и поддержка!

Если Вы хотите получать подборки материалов и анонсы бесплатных вебинаров, подпишитесь на нашу рассылку "Дислексия, дисграфия, дискалькулия - полезные материалы для специалистов": https://vk.com/app5898182_-157934626#s=292675