Найти в Дзене
Art-мама

Что такое это ваше "правосудие"?

И вот еще мы около этой картины хорошо зависли. Здесь, помимо известного сюжета, очень многое можно обсудить, сравнить, понять. Если быть точнее, то это серия картин, этюдов, поиска типажей, которая логично подвела к главному полотну. С помощью масштаба и композиции автор предлагает вместе с ним поразмышлять на тему человеческого «правосудия», что, по сути, человеческое правосудие и есть тот самый первородный грех: взять на себя право судить, что есть хорошо, а что есть плохо. Автор будто говорит: «Взгляните сами, что такое это ваше правосудие». И дело совсем не в «цивилизованности» общественного строя. Да, надо видеть оригинал, а не репродукцию, потому что в некоторых случаях масштаб – ведущее средство художественной выразительности. Ведь зритель оказывается непосредственным участником сцены! Только сейчас осознала, что такие полотна надо фотографировать вместе с публикой. Размер таков (3,5х6м), что на первом плане участники действия представлены в человеческий рост. И возникает услов

И вот еще мы около этой картины хорошо зависли. Здесь, помимо известного сюжета, очень многое можно обсудить, сравнить, понять. Если быть точнее, то это серия картин, этюдов, поиска типажей, которая логично подвела к главному полотну. С помощью масштаба и композиции автор предлагает вместе с ним поразмышлять на тему человеческого «правосудия», что, по сути, человеческое правосудие и есть тот самый первородный грех: взять на себя право судить, что есть хорошо, а что есть плохо. Автор будто говорит: «Взгляните сами, что такое это ваше правосудие». И дело совсем не в «цивилизованности» общественного строя.

Да, надо видеть оригинал, а не репродукцию, потому что в некоторых случаях масштаб – ведущее средство художественной выразительности. Ведь зритель оказывается непосредственным участником сцены! Только сейчас осознала, что такие полотна надо фотографировать вместе с публикой. Размер таков (3,5х6м), что на первом плане участники действия представлены в человеческий рост. И возникает условная диагональ, разделяющая пространство (а точнее, весь мир) на две части. Диагональ создают участники картины: движущаяся на нас толпа и встречающие их. И зритель автоматически оказывается среди вторых. Хочет он этого или нет. Парадоксально то, что осел с зазевавшимся наездником как бы спешит вывалиться из картины. Это ощущение настолько живо! Причем этот осел здесь единственное животное по факту рождения, но он, случайно оказавшись на пути этих изголодавшихся по правосудию, со всех четырех ног спешит отделиться от разъяренной толпы полуживотных-полулюдей. Автор подчеркивает, что осел здесь – не-животное.

На физиономиях участников толпы отражены, пожалуй, все оттенки ярости, гнева, желчности, жажды крови. Как? Глаза, которые, как известно, зеркало души, тут либо закрыты либо грубо намечены, поскольку необходимость их наличия просто обусловлена анатомически. Т.е. они для порядкУ. В то время как рты показаны во всевозможных искажениях, и невольно начинаешь слышать все те зловонные нечленораздельные изрыгания, которые сыплются из них в мир как из рога изобилия. У участников толпы нет самого главного – нет душ. Они полностью управляемы. Управляемы яростью, гневом (в отличие от осла, здравым желанием которого даже наездник больше не в состоянии управлять - осел его тащит сам), они управляемы "правосудием".

-2
-3

Еще одно наблюдение. На фоне эскизных, поисковых работ художника мы видим совершенно эмоционально нейтральных людей, а на главном полотне вдруг этот же выразительный персонаж становится исчадием ада. «Всего лишь» линия рта! И как противопоставление этой шумной толпе можно наблюдать внутреннюю тишину тех, кто оказался свидетелем этой сцены. И здесь, уже с противоположным акцентом, тщательно прописанные художником глаза и нейтральные рты сформировали это впечатление. Никакой магии! Мы просто видим, и в нас рождается чувство.

-4

Это все несколько поверхностно, но вполне достаточно, чтобы запустить в ребенке мысли в заданном художественном направлении. И не уверена, что в таком же ключе подробно расскажут в аудиогиде или где-то еще в тырнетах. А просто информация – ужасно скучно. Важна же еще и подача информации.

Поскольку мы были вдвоем, то временами мы обсуждали какие-то моменты. Самое интересное, когда не видя названия, не зная никакой информации, ты чувствуешь авторский посыл! Иногда угадываешь сюжет, но главное – чувствуешь. Возникает тот самый мост над бездной. И когда вот так в процессе твоего личного Открытия ты постепенно приближаешься к Истине, рядом стоящая возмущенная чем-то взрослая дама вдруг врывается в твое пространство и как отличница со стажем сообщает, что она сама только что услышала по аудиогиду. Тем самым выдавая не свою образованность по данному вопросу, а свое глубокое невежество в деле понимания языка искусства.

Вообще замечено, если на выставках присутствует библейская тема, то большинство посетителей внезапно оживляются. Потому что они увидели знакомую картиНКу. Увы. На самом деле это отношение к библейским сюжетам как к комиксам. Потому что, как нас в свое время учили, «в искусстве не что, а как».

Мы часто действуем по законам мифа, по законам легенд, сказаний той культуры, в которой родились и живем. Даже если кто-то не понимает или не верит, или еще как-то открещивается от своих культурно-генетических корней, которые проявлены для нас в художественных образах, это не значит, что он на самом деле не запрограммирован на стандартные действия в жизни, которые очень емко сформулированы в мифах. Миф – это глобальное обобщение (не моя формулировка, но очень резонирует). Визуальный ряд позволяет проникнуть гораздо глубже в миф, а значит в себя. Дверь в искусство открыта, добро пожаловать.
#поленов #в_музей_с_ребенком