Как там старшие рассказывали: «Вот родится ребенок, будет болеть от простуды, будет температурить, когда зубы начнут прорезаться, будет пучить живот». Если бы только на этом все заканчивалось...
А в целом есть стратегическое развитие ребенка и сопутствующие определенным этапам кризисы. Сами кризисы тоже приносят пользу, в этих коротких и бурных стадиях развития происходит переход количества в качество, наблюдается существенный сдвиг в изменении поведения ребенка.
Кризис у ребенка в год
Первый кризис такого порядка начинается в год. Это возраст, когда ребенок старается научиться всему сам: сам кушать, сам ходить, сам одеваться, сам активно изучать окружающий мир. Но этот отрыв от матери создает первую кризисную ситуацию.
С одной стороны мать боится в некотором аспекте потерять малыша, пытается постоянно оставлять его на виду, с другой стороны интерес к окружающему миру ничем не победим, и ребенок все равно пропадает с глаз долой.
Интерес крохи к окружающему миру сопровождается отсутствием опыта соблюдения техники безопасности, одновременно растет желание самостоятельности вместе с упрямством и непониманием запретов. Простого «нельзя» порой оказывается просто мало, взрослым необходимо включать дар убеждения на полные обороты.
В поступках ребенка отсутствуют капризы, но рождаются шаблоны поведения. Помощь родителей на данном этапе должна заключаться в правильной подаче понятия «хорошо-плохо».
В воспитании всегда существуют перекосы, от этого никуда не уйти. Они не плохи и не хороши, просто их необходимо учитывать. Если ребенок не отходит от мамы, значит мама включается в процесс познания мира вместе со своим ребенком. В этом нет абсолютно ничего страшного.
Минусом подобной привязанности ребенка является отсутствие личного времени у матери и возможности уединиться даже в туалете.
Кризис у ребенка в два года
В два года мы наблюдаем кризис иного характера. Нет нужды бояться грозных слов и фраз, кризис – это концентрация усилий и энергии ребенка в ограниченном промежутке времени. Ну не растягивается по времени процесс, что же сразу обзывать этот период кризисом.
Тем не менее, в этом периоде происходит изучение границ дозволенного, с естественными вопросами «почему?», «что будет, если?» и т.п. Естественные границы безопасности четко не определены. И тут помощь родителей необходима безусловно.
Если родитель начинает волноваться, ребенок понимает, что что-то происходит не так, отрицательный опыт помещается в собственный шаблон поведения. Так рождается список того, что можно и что нельзя.
Если ритуал не соблюдать и давать возможность нарушать правила, толк от этого минимальный, авторитет родителей падает, а самомнение ребенка увеличивается. Ждите беды.
Иногда приходится от методов убеждения переходить к методам принуждения, в каждом конкретном случае он работает по своему. Выбирайте минимальные способы принуждении.
Кризис ребенка в три года
В три года поведение ребенка меняется основательно. Это период нарочитой самостоятельности, отрицания любой помощи, игнорирование советов и наставлений.
Начинается череда истерик, которые необходимо аккуратно разруливать, загружать ребенка альтернативой выбора для набора багажа опыта и стимулировать в нем самостоятельность.
При этом родители должны стараться находиться рядом. В этом возрасте ребенка можно загрузить мелкими хлопотами, ничего страшного, если результаты его стараний придется переделывать.
Таким путем происходит рождение Вашего помощника, не мешайте ему.
Кризис ребенка в семь лет
Можно передохнуть на долгие годы, следующий кризис начинается только в семь лет. Спасибо за это мы скажем школе, ибо она, хотим мы этого или нет, погружает ребенка в состояние стресса.
Во-первых, малыш погружается в новый коллектив. Во-вторых, у него происходит переоценка ценностей, он ищет себя в социуме. В-третьих, теперь для него все не как дома.
Если ребенок посещал детский сад, то он испытывает меньшую напряженность, но она все равно прослеживается.
Начало обучения в школе – это период быстрой утомляемости с сопутствующей раздражительностью и элементами астении. Может занижаться самооценка, это не ведет к хорошему настроению ребенка.
Быть рядом с ним в этот момент – прямая задача родителей. Важную роль в этот период играет полное понимание состояние ребенка, объяснение его успехов и неудач. Только с позиции взрослого можно объяснить школьные требования, их объективность и необходимость выполнения, поддержав при этом самооценку маленького человека.
Какие бы трудности не вставали перед вашим ребенком-страх перед маленьким жучком,трудная задача по математике или первая влюбленность-главное просто быть рядом))И все будет легко и решаемо)))