Какие ассоциации возникают у вас при слове "каббала" – религия, мистика, красная нить, тайнопись, тайные знания? Между тем, каббала не имеет ничего общего с вышеперечисленным. Она не без оснований позиционирует себя как науку, со всеми следствиями этого статуса, включая также и "практическую пользу" для человечества, которую она несет в себе, равно (а часто и вопреки) любым другим наукам на земле.
Трудно переоценимая практическая польза науки каббала заключается в раскрытии общих законов действия в мироздании Единой управляющей силы (силы Природы), предопределяющей эволюцию человечества и мироздания в целом.
Понимание этих законов позволит правильно подойти к решению проблем уже ясно ощущаемого глобального кризиса и выбрать наиболее оптимальный путь развития, в полной гармонии взаимоотношения человечества как с самим собой, так и с Природой, без кажущихся сейчас неизбежными мировых войн и катастроф планетарного уровня, ставящих под сомнение вопрос существования самого человечества.
Как научная система, каббала была впервые изложена великим ученым – каббалистом АРИ (XVI век). Хотя из исторических источников известно, что первая (дошедшая до нас!) книга по каббале была написана более 5700 лет назад – написана человеком, впервые в истории осознавшим наличие Единой управляющей силы Природы. Важно отметить, что в то время у человечества еще не было системы знаний, которую сейчас принято называть "научной".
Понятие научности является основополагающим в сравнении науки в традиционном (современном) понимании этого слова и науки каббала. Критерии научности в наиболее последовательном виде были сформулированы в середине ХХ в. австрийско – британским философом и социологом Карлом Раймундом Поппером, известным своими трудами по философии науки. Сегодня эти критерии носят его имя и состоят (в расширенном виде) в следующем:
- Принцип чистоты, провозглашающий, в частности, высшей целью науки постижение Истины. К сожалению, современная наука все чаще не соответствует этому принципу, в частности из-за коммерциализации отрасли, а также благодаря размытию морально-нравственных основ современного общества. Все более ужесточающаяся гонка за престижными грантами, призами и высокооплачиваемыми академическими должностями приводит нередко к подмене высшей цели: место провозглашенной Истины занимает корыстная выгода. Следствия этой подмены – весьма разрушительны для науки. Ими являются, например, публикации скороспелых, недобросовестных, невоспроизводимых другими исследователями результатов, "псевдо-научные войны", политизация науки и прочие негативные явления, ведущие к перманентному экзистенциональному кризису науки. Каббалистические же знания получены от ученых-каббалистов, принципиально не заинтересованных в материальных поощрениях или компенсациях, и поэтому ставивших бескорыстное постижение Истины своей главной целью. Немаловажным фактом является высокая моральная планка, предъявляемая ученым-каббалистам – в аутентичной каббале "гений и злодейство" несовместимы!
- Принцип верификации: любое понятие или суждение имеет научный смысл, если оно может быть сведено к эмпирически проверяемой форме, или – если оно само не может иметь такой формы – то эмпирическое подтверждение должны иметь ее следствия. В настоящее время прекращают соответствовать приведенному критерию целые отрасли знаний, некогда считавшиеся абсолютно научными. Например, некоторые разделы теоретической физики (теория струн, параллельные вселенные и пр.), существующие уже десятки лет и концентрирующие на себе огромные человеческие и финансовые ресурсы, не могут быть верифицируемы вследствие принципиальной ограниченности физических измерительных приборов в микро-мире (Планковские ограничения) и астро-мире (размеры видимой Вселенной). В статье "Каббала как современное учение" М. Лайтман пишет: "Постижения ученого-каббалиста также реальны, повторимы, воспроизводимы им самим и другими… Любой может воспроизвести опыт и получить те же результаты, которые описывает исследователь-каббалист" [6]. Важной особенностью принципа верификации, действующего в каббале, является принципиальная установка на экспериментальную проверку ЛЮБОГО положения КАЖДЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ ПЕРСОНАЛЬНО, что является гораздо более строгим требованием, чем аналогичная научная верификация.
- Принцип фальсификации (от лат. falsificatio – подделка, выдаваемая за настоящую вещь), выделяемый Поппером как особенно важный, означает принципиальную невозможность создания "окончательно верной" теории, обязательную ограниченность, неполноту, а возможно и противоречивость любой истинно научной дисциплины. В строгих науках принято обозначать область (или условия) применимости, хотя есть множество примеров, когда это делается постфактум, то есть уже после развития более общей теории или принципа (например, квантовая и классическая физики, теория относительности и Ньютоновская механика). В каббале выделяется как минимум 125 иерархических уровней познания реальности. Каждый последующий уровень в общей иерархии, хотя и вытекает из предыдущего, полностью ему "противоречит" и одновременно дополняет, корректирует в направлении большей объективности, истинности. Принцип фальсификации Поппера, таким образом, как будто специально "сшит" для каббалы.
- Принцип простоты ("бритва Оккама": "Non sunt entia multiplicanda praeter necessitatem"), что означает: "Не нужно множить сущности без необходимости"; это предупреждение о том, что не надо прибегать к сложным объяснениям там, где вполне годятся простые, а также требование к хорошей теории, предоставляющей максимум выводов из минимума предположений и аксиом. В каббале вместо многочисленных аксиоматических постулатов, принятых в науках, используется только два (коллективно проверяемых!) допущения – существование высшего света (единого разумного природного начала, универсальной творческой силы, "желания отдачи") и сосуда (различных форм бытия, основанных на "желании получать", универсального творения). Все остальное – выводимые следствия.
- Принцип причинности, базирующийся на использовании адекватного понятийного и логико-математического аппарата. Многие каббалистические методы исследования (анализ и синтез: использование "гибкой" (или "квантовой") логики, основанной на принципе "дополнительности", "гематрическая" математика и пр.) на тысячелетия обогнали их применение в земных науках.
- Принцип преемственности, включающий в себя, в частности, научные школы и системный учебный процесс. Самым долголетним современным научным методам, школам и направлениям не более 400 лет. Каббала же насчитывает почти 6000 лет непрерывной исследовательской деятельности многочисленных поколений гениальных исследователей, передающих свое постижение последующим поколениям тщательно отобранных выдающихся учеников с использованием уникальных по интенсивности и результативности "интегрально-круговых" методик обучения, основанных не на индивидуальном (эгоистическом), а на коллективном (альтруистическом) восприятии реальности.
Итак, приведенный анализ показывает, что каббала полностью соответствует принципам Поппера. Это позволяет назвать ее наукой в современном понимании этого слова – причем, наиболее фундаментальной из существующих, потому что она позволяет исследовать часть мироздания, в которой находятся корни и причины всего, существующего в нашем мире, познавать глубинные законы, управляющие нашим миром.
Присутствие этой скрытой части мироздания (верхнего, управляющего нами уровня) ощущается, в той или иной степени, и учеными, и обычными людьми (отсюда множество религий), но его исследование недоступно традиционным инструментам современной науки (наблюдение с использованием приборов и оборудования).
Необычность каббалы (и ее отличие от современных наук) в том, что для исследования этой скрытой от наших обычных органов чувств части мироздания не используются никакие физические приборы и никакое самое современное оборудование, которые на самом деле являются лишь "продолжениями", "усилителями" пяти наших органов чувств.
Здесь требуется особая подготовка исследователя, заключающаяся в постепенном развитии у него свойств, основанных на интегральном коллективно-сетевом восприятии реальности. У незнакомого с методиками каббалы человека может возникнуть подозрение в субъективности, "фантазиях", философствовании исследователя.
Однако объективность вырисовывающейся картины мира подтверждается повторяемостью результатов, полученных учеными – каббалистами на протяжении нескольких тысяч лет (принцип верификации).
Правомерность такого подхода подтверждается уже известными современной науке фактами о влиянии наблюдателя на эксперимент (например, в широко известном опытом с "двух-щелевой" дифракцией электронов, когда последние ведут себя то как частицы, то как волны, в зависимости от присутствия или отсутствия разумного наблюдателя вида HomoSapience).
Именно в силу того, что каббала занимается исследованием Природы на самом глубоком уровне, она обладает огромной объяснительной и предсказательной способностями для всех современных наук. Каббала является наиболее общей научной дисциплиной, восходящей к Единому природному источнику всего сущего, поэтому она включает в себя все частные науки, которые люди развили из своего небольшого опыта взаимодействия с материалом нашего мира, являющимся лишь "тонкой оболочкой" всего мироздания.
Прогресс всех наук, в том числе и наук о состоянии и развитии общества, об управлении, состоит в их совмещении с каббалой, как изначально включающей их в себя. В течение нескольких тысячелетий каббала оказывала влияние на рациональное научное знание. Исторически науки "выросли" из каббалы и сегодня, преодолевая современный экзистенциальный кризис, имеют перспективу своего развития только в слиянии с каббалой на основании универсальной интегрально-каббалистической методологии.
Каббала – на стыке наук или ещё раз о магии мозга
На первый взгляд покажется странной любая попытка поставить в один ряд древнюю мудрость каббалы и знания наук нашего мира. Явно здесь слышится негодующий протест учёных, привыкших воспринимать границы своих наук за границы мира. Однако, несмотря на это мы попытаемся провести некоторые параллели в постижениях каббалистов, оставивших упоминания о них в своих книгах, и открытиями, и выводами ученых нашего мира, сделанных ими на основании опытов, интерпретаций результатов всевозможных научных исследований.
Вначале ответим на вопрос: почему нас заинтересовали, на первый взгляд, казалось бы, не параллельные параллели?
Не вызывает сомнения, с любой точки зрения, каббалы или наук нашего мира, но также и с точки зрения обычного обывателя-землянина, что с миром нашим, таким родным, привычным происходит что-то явно не то.
Мир находится в переходной фазе. Старое практически разрушено, а новое никак не построим. Не построим потому, что не знаем, как это сделать. А не знаем потому, что никак не можем между собой договориться. У каждого своя теория спасения мира и слышать соседа не хочется. Растянули отпущенное нам как шагреневую кожу до состояния невосстановления.
Есть пословица, которая гласит, что рыба тухнет с головы.
Не знаю, как приступить к тому, что внезапно открылась аналогия. На первый взгляд, очень странная аналогия. Она возникла, но как уложить её по полочкам? Мысли разбегаются, как только пытаюсь сосредоточиться. Но надо.
Возникла аналогия: в каббале Исраэль – это те, кто устремлён к Творцу, Исраэль – ЛиРош – Мне голова, а в голове, как известно, находится мозг, как это ни банально звучит. А о мозге начала читать у Н. П. Бехтеревой, в её книге “Магия мозга и лабиринты жизни”. Н. П. Бехтерева сопоставляет процессы, происходящие в мозге человека с процессами, происходящими в обществе. “На самом деле принципиально важных законов не так-то много, и они, скорее всего, едины для мироздания и деятельности мозга. Вот я и пришла к сопоставлению явлений, событий общественного и организменного порядка. Для этого надо было все время углубляться в изучение механизмов работы мозга человека, знать и стараться понять на этой основе, что именно в обществе происходит по той же схеме” [2.С.8].
Следую дальше за своей мыслью, она приводит меня к следующей аналогии: то, что происходит на данном этапе развития с мировым человеческим сообществом можно с уверенностью назвать кризисом, болезнью. Попробую пояснить: человечество больно на всю голову, памятуя поговорку про тухлую рыбу.
Ещё в народе говорят: дурная голова ногам покоя не даёт. Больная голова отваливает такие приказы телу, что ноги вынужденно несут всю эту конструкцию в губительном направлении – впереди тупик, но и назад идти невозможно, потому что земля исчезает из-под ног, и образуется вместо этого обрыв, пропасть. Невольно вспомнишь Н. Г. Чернышевского с его вечным вопросом: что делать? И кто же во всём виноват?
А виноватой получается голова, мозги то бишь, они же евреи и частично они же Исраэль.
Но прежде чем искать виноватых, не мешало бы разобраться в том, а что же случилось с головой, т.е. с “живым человеческим мозгом”, как его называет Н. П. Бехтерева. Что произошло, это скорее объяснят каббалисты – Бааль Сулам, Рабаш, но мы воспользуемся ещё одной аналогией, которая позволит нам предположить, что человечество представляет собой единый организм, а евреям отведём роль мозга, следуя из того, о чём мы уже писали в самом начале, что Исраэль, евреи, называются ЛиРош – Мне голова. И что-то с этой головой явно не в порядке. Н. П. Бехтерева пишет об этом так, что “условием адаптации организма к среде при повреждениях мозга и организма является формирование устойчивого патологического состояния, поддерживаемого соответствующей матрицей долгосрочной памяти” [2. С.9].
Если обратимся к каббале, то там найдём упоминание о некоем первом человеке, хотя это вовсе не первый человек, а скорее некая духовная конструкция, названная каббалистами Адам аРишон – попробуем перевести с иврита следующим образом: Первый Подобный.
Так вот эта первоначальная духовная конструкция Адам аРишон разбилась. Почему? Это опять же вопрос к каббалистам. Но вот разбиение почему бы не считать повреждением мозга и всего организма? И при дальнейшей адаптации к развитию и среде, в которой это развитие осуществлялось, это повреждение (разбиение) способствовало формированию устойчивого патологического состояния.
То, что человечество находится на сегодняшнем этапе своего существования в патологическом состоянии вряд ли у кого-то вызовет сомнение. Мозг болен – болен весь организм, Н. П. Бехтерва выразила эту мысль так: “Нестабильное состояние равно трудно и больному человеку, и человеку в больном обществе” [2. С.9].
Однако вернёмся к нашим аналогиям и продолжим дальше.
Где-то здесь находятся корни антисемитизма. Об антисемитизме можно сказать, что это устойчивое патологическое неосознанное состояние неприязни к евреям. К мозгу? Можно ли сказать, что человечество дружит со своими мозгами? Опять же вопрос, на наш взгляд, чисто риторический, потому что ответ очевиден – не дружит.
Вернёмся к мозгу и истории человечества. И опять же обратимся к Н. П. Бехтеревой. Евреи всегда, на протяжении всей истории были гонимы и уничтожаемы злорадно. Но… неуничтожимы и всегда восстанавливали свою популяцию, сохраняя поразительную жизнестойкость.
Вот как пишет о мозге Н. П. Бехтерева: “Мозг человека обладает удивительными механизмами самосохранения и самозащиты. Надежность мозга имеет многоплановый материальный базис, по крайней мере часть которого нами раскрыта дополнительно к уже известному” [2. С.8].
Почему существует эта надёжность мозга, почему он обладает механизмом самосохранения и самозащиты учёные нашего мира вряд ли ответят, они могут, пожалуй, только исследовать и описать этот механизм, но указать причину его возникновения им вряд ли удастся, потому что ответ находится за пределами нашего материального мира. Это опять же к каббалистам, Бааль Суламу, Рабашу.
Налицо мы имеем четко сформированное устойчивое патологическое состояние всего человечества и мозга (евреев, Исраэль) в том числе. Вдобавок ко всему это состояние поддерживается соответствующей матрицей долгосрочной памяти.
Здесь как-то сам напрашивается вывод, что, если мы (человечество) хотим выйти из подобного устойчивого патологического состояния, то нам никуда не деться, как только если не поменять матрицу памяти. Методику смены матрицы предлагает наука каббала. То, что в наше время каббала раскрывается всему человечеству можно назвать, следуя за Н. П. Бехтереовой, “строгим лечебным контролем”, так как выход из вышеуказанного патологического состояния происходит далеко не плавно, а имеет значительные фазы дестабилизации, то такой контроль за состоянием больного необходим, чтобы исцеление происходило в правильном направлении.
О какой матрице памяти идёт речь? Сама Н. П. Бехтерва заходила в тупик, говоря о том, что здесь явно есть пробелы. Она пыталась определить матрицу памяти, да еще и долгосрочной, отвечая на этот, по её словам, «каверзный вопрос», так: «О, это, несомненно мембранные и, вероятно, аминокислотно-пептидно-белковые перестройки, не так ли?» И сама же подтверждала: «Так!» Однако дальше писала о том, что «только никто пока этого не конкретизировал, а те, кто пытался, ошиблись. Несмотря на Нобелевскую премию» [2. С.49].
Здесь уместно, на наш взгляд, обратиться вновь к каббале, которая говорит о том, что в мире существуют только две силы – положительная и отрицательная. Положительную силу назовем свойством отдачи, альтруизмом, отрицательную – свойством получения, эгоизмом. В этой точке резонно возникает вопрос о матрице памяти. Вы спросите, а почему это он вдруг здесь может возникнуть? Сделаем попытку объяснить. Для этого опять вернёмся к уже упомянутой духовной конструкции, Адаму аРишону. Если вы помните, он разбился, как говорят нам об этом каббалисты.
А разбиение, предположим, произошло для того, чтобы мы смогли правильно научиться сочетать обе силы, и положительную, и отрицательную. Невозможно всё время только вдыхать, точно также как невозможно всё время только выдыхать. Отойдём немного в сторону и попытаемся взглянуть на человечество глазами стороннего наблюдателя. Интересно, что он сможет увидеть?
А он увидит, что человечество живёт в каком-то странном алгоритме, только вдыхая, вбирая в себя, всасывая в себя, словно гигантский пылесос, всё, что приготовлено Природой для другого, более разумного существования. В итоге логично предположить, что мы лопнем, взорвёмся, забрызгав своими останками изумлённое мироздание.
Вопрос остался: а где же тут скрывается матрица долгосрочной памяти?
Оставим пока этот вопрос для дальнейших поисков, очень хорошо сказала об этом Н. П. Бехтерва: «Однако сложнейший орган – мозг человека – еще очень долго будет создавать предпосылки для гораздо большего количества вопросов, чем будет получено ответов [3. С.9].
Ногам всё равно куда идти, самое главное, чтобы голова, то бишь, мозг, давала правильное направление. А патология заключается в том, что мы пользуемся только одной силой – отрицательной, эгоистической, силой желания получать. Для того, чтобы выйти из этого патологического состояния, нам необходимо научиться, точнее вспомнить о том, что мы когда-то обладали навыками использования другой силы – положительной, альтруистической, силой желания отдавать.
В каббале есть такое понятие: решимо. Это некий духовный ген, содержащий закодированную информацию о прежнем состоянии, может быть, тогда и матрица памяти была другая, настроенная на свойство отдачи? А после разбиения, повреждения, Адама аРишона сформировалась другая матрица, соответствующая патологическому состоянию только получать и только ради себя? Произошёл своего рода реверс, переворот.
Хотя и то прежнее состояние только отдачи тоже можно считать патологическим? Не может живое существо только выдыхать, оно просто сдуется. Наверное, поэтому и произошло разбиение духовной конструкции Адама аРишона?
А сейчас подошло время, когда человечеству надо научиться правильно дышать: вдох-выдох, вдох-выдох. Получать и отдавать, но получение должно быть ради отдачи. А это уже следующий рассказ о мозге. Может быть, вся магия его и заключается в этой скрытой пока от человека возможности произвести такой реверс?
Наука нового поколения
Большинство ученых все чаще и чаще приходят к выводу, что современная наука, а вместе с ней и вся цивилизация, входят в период стагнации и саморазрушения. И в рамках существующих общественных парадигм – нравственных, потребительских, политико-экономических, религиозно-этических и чисто научных, этот кризис непреодолим.
Если этот кризис непреодолим в рамках существующих общественных парадигм, то нам надо думать, как выйти за эти рамки. Помните утверждение А. Эйнштейна о том, что невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла? Исследователю нужно "встать" на более высокую ступень, чтобы иметь возможность максимально полно оценить и исследовать какую-либо материальную форму существования нашей реальности.
Всё сущее в нашем мире условно делится на неживую, растительную, животную и человеческую части. С нашего уровня наиболее полно мы можем исследовать самую "удаленную" от нас, неживую часть природы, менее полноценно – растительную, еще менее – животную, и уж совсем крохи остаются на нашу человеческую природу. Почему так происходит?
Потому что в нас самих есть все уровни Природы, и мы, по сути, всегда исследуем часть самих себя. Чем "ближе" к уровню "человек" исследуемый материал (от чисто-физических явлений или растительных и животных, и до психики человека), тем менее точно мы можем постичь исследуемое.
Поэтому, для разрешения кризисной ситуации нам нужно использовать иную научную парадигму, этакую "сверх-науку". Она должна описывать весь наш мир с более высокой ступени.
Некоторые ученые (квантовые физики, эволюционные биологи, психологи) начинают догадываться о возможности работы на более высоких уровнях реальности, которые обладают единым универсальным сознанием. Это происходит на основе изменений эгоистических связей людей между собой и с природой на альтруистические.
Если вспомнить, что новое – это хорошо забытое старое, то такая концепция есть. Она тщательно разработана теоретически и апробирована экспериментально в соответствии с самыми строгими научными критериями.
Эта концепция есть не что иное, как – возможно, самая древняя, и вместе с тем, логически последовательная, интегральная и универсальная наука, в том числе, о сознании."наука каббала"
Зачастую она почитается за "религиозно-мистическое, эзотерическое течение в иудаизме, претендующее на осмысление роли и целей Творца, природы человека, смысла его существования". То, что каббала претендует на осмысление роли и целей Природы и Человека – это правда, а вот мистического, эзотерического и религиозного в ней нет (отношения каббалы и религии – тема отдельной статьи).
Каббала, выходящая на авансцену как современная наука, исходит из учения великого ученого-каббалиста XVI века Ари (1534-1572), из его "Лурианской каббалы". Она стала основой новой методологии, которая усилиями поколений каббалистов: Бааль Шем Това, Авраама Кука (1865-1935), Йегуды Ашлага (Бааль Сулама) (1886-1954), Рабаша (1907-1991) и их продолжателя Михаэля Лайтмана, была очищена от мистификации и адаптирована к научному восприятию современным человеком.
Согласно каббале, Творец – это единая управляющая сила, которая проявляет себя в нашем мире как Природа. В статье "Суть науки каббала" Бааль Сулам дал следующее определение этой науки:
"…Мудрость эта представляет собой не более и не менее, как порядок нисхождения корней, обусловленный связью причины и следствия, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, которые связаны между собой и направлены на одну возвышенную, но очень скрытую цель, называемую раскрытие Творца Его творениям в этом мире".
Очищенная от мистификации и адаптированная к современным условиям, каббала содержит полное и точное описание всей иерархической системы уровней реальности, включая наш физический мир, как предельный случай более высоких миров.
Все миры (высший, духовный, и наш, материальный) рассматривается в каббале как части единого организма, как части единой Природы, единого мироздания. Оно (мироздание) создается в высшем мире, который действует как опытный программист, составляющий алгоритм комплексной программы, реализуемой в явлениях нашего мира под действием т.н. природных законов.
Эти законы, сформированные первоначально в информационном виде, проявляются в нашем мире согласно причинно-следственным связям, о которых пишет Бааль Сулам, и воспринимаются индивидуальным сознанием человека в материальной форме на 4х уровнях природы: неживом, растительном, животном и человеческом. Тут они, как написано выше, могут быть частично постигнуты человеком-экспериментатором, который, как и все остальное, также является продуктом материализации описанного выше внешнего программного обеспечения.
Важно отметить, что пять органов чувств, посредством которых человек постигает реальность, строго говоря, таковыми не являются. В действительности вместо пяти органов ощущений мы имеем пять перегородок. Сетчатка глаза, барабанная перепонка, обонятельный нерв, вкусовые рецепторы, кожный покров – это непроницаемые перегородки, которые полностью отделяют внутренний мир человека от чего-то внешнего.
От этих пяти "сенсоров" информация поступает в мозг человека в виде "электрохимических сигналов". Но эти информационные потоки никоим образом объективно не отражают "картины" внешнего мира, нас окружающего, потому что, строго говоря, мы не можем определенно утверждать, что именно стучит в барабанную перепонку. Мы этого не знаем!
Наше сознание производит анализ слуховых образов, выбирая из предыдущего "жизненного опыта" нужную аналогию, стук в дверь или плач ребенка, например. Такова же ситуация и с другими нашими "органами чувств", будь это сетчатка глаза, обонятельный нерв или вкусовые рецепторы, или клетки кожного покрова…
Каббала придерживается именно такого строгого подхода. У нас нет развитых органов чувств, способных постичь внешнюю реальность. Но мы точно знаем, что она существует! Каббалисты, постигшие эту реальность, называют ее высшим миром. Именно оттуда поступающие к нам сигналы наше сознание интерпретирует как меняющиеся материальные образы "нашей реальности".
В действительности не человек постигает тайны Природы, но Природа раскрывает их нам, как хороший учитель, "в нужное время и в нужном месте". Мудрая Природа в нашем мире раскрывает людям только такие тайны, которые они на данном уровне развития способны постичь. Так работает т.н. "закон подобия" или "закон резонанса".
И мы пока не можем ощущать высший духовный мир, потому что по нашим свойствам мы не подобны тому, что там происходит (также и кошка не может постичь красоту произведений Бетховена). Но каббала – это методика, позволяющая развить у каждого человека способность ощутить высший духовный мир.
За картинами нашего мира человек начнет также видеть духовную реальность, чувственно познавать как сами явления нашего мира, так и их взаимосвязь друг с другом через их духовные корни. С этого нового уровня человек уже может объективно исследовать наш мир!
При этом каббала отвечает самым жестким критериям подлинной науки: эмпиричность, последовательность и безупречность логических построений, наличие развитого и адекватного понятийно-математического аппарата и языка, воспроизводимость результатов экспериментов независимыми исследователями при условии выполнения ими всех методологических требований.
Каббала – это тщательно выверенная на практическом тысячелетнем опыте научная методология построения следующего уровня сознательной и целенаправленной эволюции человека. Уровня, характеризуемого полной гармонией человеческого общества и Природы.
Каббалистическое познание реальности происходит, в итоге, не с уровня эгоистического восприятия мира индивидуумом, а с более высокого альтруистического уровня человечества, как единого живого организма, обладающего синергетическими чувствами и разумом. Она, в итоге, разрешает перечисленные выше кризисы, как в науке, так и в обществе, а также позволяет человеку, работая как бы из другого измерения, гармонизировать всю систему мироздания.
О, Каббала!
Любовью называется жажда целостности и стремление к ней.
Платон, диалог «Пир»
Приведенные ниже заметки были задуманы как статья, призванная попытаться навести терминологический и понятийный мост между научным сообществом и некоторыми фундаментальными представлениями, используемыми каббалистами в своих статьях. Это желание выглядит естественным для человека, имеющего отношение к науке, но которому одновременно посчастливилось соприкоснуться с каббалой – каббалистом, каббалистической группой и подлинными каббалистическими книгами. Однако, по мере материализации таких попыток, стало проявляться несоответствие рамок одной небольшой статьи и масштабом задачи. В особенности, учитывая огромную работу, выполняемую в этом направлении Равом с группой помощников. Естественным образом, задуманная статья трансформировалась в заметки о картине мира, постепенно раскрываемой каббалой человеку, получившему стандартное воспитание и образование второй половины 20 века. Эти заметки адресованы человеку не знакомому с каббалой и призваны поделиться ощущением бездонных глубин, хранящих тайны всего существующего.
МАТЕРИАЛЬНОЕ И НЕ ОЧЕНЬ…
Возможно, главным камнем преткновения на путях познания и осознания человеком окружающего мира, своего места в нем является ощущение двойственности природы. С одной стороны есть «я», нечто, обладающее индивидуальностью, границами, (впрочем иногда довольно размытыми), и целым рядом других признаков выделенности из остальной вселенной. Существование моего «я» поддерживается непрерывным взаимодействием между окружающим и тем, что находится внутри этого «я». Это взаимодействие, или, говоря современным языком, обмен энергией и информацией происходит с помощью пяти органов чувств – пяти каналов связи. Благодаря энергоинформационному обмену между индивидом и остальной природой, в нем возникает картина окружающего, которая и является для него внешним миром.
Казалось бы, на этом этапе не возникает проблем. Я могу ощутить своими органами чувств окружающее, проверить правильность картины, а убедившись в каком-то несоответствии ее своим ощущениям, подкорректировать, обеспечив адекватность восприятия. То, что я могу потрогать, ощутить явно, принято считать материей. Как тут не вспомнить известное марксистско-ленинское определение материи. Мне вспоминается шуточный ее аналог недавних времен: дефицит – это материя, не данная нам в ощущениях.
Однако, как обычно в любой завязке, нас подкарауливает сакраментальное «но», связанное с другой природой окружающего. Наряду с материей существуют некие субстанции, которые к материальным не отнесешь, например сознание, мысль (некоторые современные ученые, правда, считают мысль материальной, но по этому поводу отсутствует общепринятая концепция). Религии и идеалистические философские школы считают их моментами проявления более универсального начала, которое в общепринятой терминологии называется дух. Философы материалистического толка считают их вторичными по отношению к материи, ее производной. Дух, духовное воспринимается на бытовом уровне как нечто, находящееся вне материи, хотя ощущение его присуще высокоразвитой материи – человеку.
Великолепной иллюстрацией интуитивного ощущения духовного является стихотворение Н.С. Гумилева «Шестое чувство». Большого русского поэта трудно заподозрить в знакомстве с каббалистическими текстами. Поэтому близость к каббалистической терминологии названия стихотворения и дух самого стиха вызывает у автора чувство преклонения и восторга.
ШЕСТОЕ ЧУВСТВО
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти все мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья, –
Так век за веком – скоро ли, Господь? –
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
В общепринятом смысле слова, духовное «может быть раскрыто через такие характеристики, как: внутреннее (в противоположность внешнему – поведению), целостное (в противоположность отдельным элементам – психическим свойствам и функциям), духовное (идеальное предметное содержание в противоположность материальному – физиологическому субстрату), активное (деятельная реализация личности в противоположность реактивному приспособлению – адаптации организма)» [1].
Бросается в глаза, крайне размытое, туманное ощущение этого духовного компонента, что выражается в трудности и противоречивости его описания. Многие люди вообще сомневаются в его существовании. Главное, однако, заключается в том, что споры ведутся о предмете, находящемся вне наших органов чувств, что переводит этот спор в плоскость интуиции и игры интеллекта. Результат не может быть проверен. Тысячелетия споров и исследований не привели к выходу из этого тупика.
Естественно предположить, что ответ на вопрос о существовании в природе чего-то кроме материи может дать наука, развитие и значительные достижения которой в области исследования природы в новейшей истории ни у кого не вызывают сомнений. Посмотрим, что говорит о мире наука, а заодно что можно отнести к этой категории.
НАУКА
Определение того, что является наукой, споры о принадлежности к ней определенной области знаний не утихают на протяжении многих веков. Попытки дать сколько-нибудь точное определение науке вызывают значительные трудности.
В [1], например, дается следующее определение: «Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Непосредственные цели Н. – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле – теоретическое отражение действительности. ...
...Н., ориентированная на критерии разума, по своему существу была и остается противоположной религии... наука изучает действительность, исходя из нее самой, требует ее рационального обоснования и практического подтверждения, получаемых ею знаний». Это, в значительной степени марксистско-ленинское определение, содержит весьма спорные положения, к которым мы еще вернемся.
К критериям принадлежности к науке (кроме шуточных – в любой науке столько истины, сколько в ней математики), можно отнести строгость логики и доказательств, требование воспроизводимости результатов, а также возможность постановки критического эксперимента, то есть такого, в котором результат подтверждает, или опровергает научное предсказание. Последние требования, конечно, относится к естественным наукам. Каждая наука обладает своим методом. Научные теории базируются на аксиомах – утверждениях, принимаемых на веру, опирающихся на их непротиворечивость предшествующему и повседневному опыту. Таким образом, несмотря на строгость доказательств и выводов, приятие, или неприятие некоторого базового допущения, на котором держится здание научной теории, базируется на вере.
В рамках сказанного происходило развитие классической науки, детерминизм которой наиболее характерно проявлялся в абсолютности пространства и времени, в известном утверждении философии детерминизма о том, что если будет известно точное положение и скорости всех частиц во Вселенной, то однозначное определение прошлого и предсказание будущего будет только делом техники. Предполагалось, что сложный объект состоит из большого числа более простых частей. Наблюдатель, эффективно находящийся вне наблюдаемой системы, может досконально изучить составные части наблюдаемого объекта, соединив которые, получит полное его описание. Причем наблюдатель мог одновременно находиться в любой точке пространства, что позволяло считать пространство и время абсолютными.
В 20 веке разразился кризис, потрясший самые основы наук, триумфальное шествие которых, казалось, вот-вот приведет человечество к достижению полного понимания устройства Вселенной. Этот кризис подорвал веру в абсолютность и непогрешимость научных выводов, показал принципиальную ограниченность чисто рационального подхода и невозможность однозначного описания окружающего мира.
Все началось с физики. Накопление новых фактов привело к созданию теории относительности и квантовой механики. В квантовой механике был вскрыт феномен принципиальной связи наблюдателя и наблюдаемого объекта в акте наблюдения. В классической науке считалось, что наблюдатель эффективно находится вне наблюдаемой системы, что давало возможность ее объективного описания. Однако с беспощадной очевидностью обнаружилось, что об объекте изучения ничего невозможно сказать, если не обменяться с ним сигналами (например, осветить объект и принять отраженный свет), в чем, собственно, и состоит акт наблюдения. Но в этом случае наблюдение изменяет изучаемый объект. Таким образом, необходимо включить наблюдателя в акт наблюдения, что делает зависимым результат наблюдения от наблюдателя. Нильс Бор, один из создателей квантовой механики, считал, что проблема возникает из-за разделения единого целого на две части – наблюдатель и наблюдаемый объект. Результат наблюдения в этом случае зависит от того, где проходит линия раздела между ними. Если далеко от наблюдателя, то мы находимся в приближении классической науки. При приближении этой линии к наблюдателю он все сильнее искажает объект в процессе наблюдения. Бор считал, что натуралист познает не саму реальность, а лишь собственный контакт с ней (см. [2]).
Н. Бор сформулировал принцип дополнительности, состоящий в том, что полное описание объектов и явлений окружающего мира возможно лишь с помощью одновременного применения дополнительных, взаимоисключающих описаний. Он, таким образом, постулировал допустимость и даже необходимость применения таких взаимоисключающих описаний, каждое из которых базируется на непротиворечивой логике. Частным случаем принципа дополнительности является принцип неопределенности Гайзенберга – одного из фундаментальных принципов квантовой механики: невозможно одновременно точно измерить координату и импульс (связан со скоростью) частицы. Чем точнее измерена одна из этих, так называемых, сопряженных координат, тем больше становится неопределенной вторая. В пределе абсолютно точного измерения одной координаты, вторая оказывается абсолютно не определена. Этот факт показал несостоятельность детерминизма (как указано выше, полное описание возможно при одновременном знании координат и скоростей частиц). Важно, что данное ограничение в описании принципиально, являясь глубинной теоретико-познавательной проблемой, а не связано с несовершенством знаний или технических возможностей.
Более того, было показано, что элементарные частицы, из которых состоит материя, являются частицами (корпускулами в терминологии Ньютона) и волнами одновременно. В одних экспериментах они ведут себя как частицы, т.е. локализованы в пространстве, в других проявляют себя как волны – размазаны по пространству. Полное описание должно включать в себя оба эти взаимоисключающие описания – как корпускулярное, так и волновое. То есть истина находится в некоторой средней линии и состоит в одновременном принятии взаимоисключающих положений, каждое из которых в отдельности оказывается неполным.
Теория относительности показала несостоятельность абсолютности пространства и времени, зависимость их от относительной скорости движения инерциальных систем и наличия вещества. Еще один чувствительный удар по парадигме * классической науки был нанесен математиком Геделем. Он доказал теорему о неполноте формальной арифметики. Из нее следует, что в любом формальном языке арифметики множество истинных утверждений не совпадает с множеством утверждений, выводимых из этого языка [3]. То есть всегда найдутся истинные утверждения, которые невозможно доказать! Интересно проследить связь теоремы Геделя и принципа дополнительности. Если из т. Геделя следует неполнота непротиворечивой логической системы, то принцип дополнительности утверждает, что полное описание возможно лишь при одновременном применении дополнительных взаимоисключающих логических систем, каждая из которых внутри себя не противоречива [4].
Возникшие теоретико-познавательные проблемы показали принципиальную ограниченность рационального подхода к анализу наблюдаемых фактов. Современную эпоху «глобализации» по мнению В.Д. Захарова «следовало бы назвать эпохой обогащения наших представлений о собственном незнании» [5].
Если вернуться к определению науки в [1], то, очевидно, требование «рационального обоснования действительности» должно уступить место какому-то более общему подходу. Такой подход, с одной стороны, должен был бы быть свободным от принципиальных противоречий, вскрытых современной наукой, а с другой – объяснить наблюдаемое многообразие объектов и явлений окружающего мира, исходя из его единства и общих законов, которые в нем действуют. И именно в наши дни нарастающего и ощущаемого всеми кризиса, из тайников вышло наружу древнее учение – каббала (на иврите каббала означает получение).
Тысячелетия существует каббала, тщательно охраняемая от глаз непосвященных. К ней допускались лишь избранные, достойные, созревшие для ее восприятия и дальнейшей ее передачи новым поколениям каббалистов. Но еще много веков назад великие каббалисты, познав законы мироздания, предсказали, что в самом конце 20 века произойдет выход каббалистических знаний наружу, она станет доступной всем, кто пожелает с ней познакомиться. Более того, ее изучение станет обязательным для последующих поколений. И, в конечном итоге, только с ее помощью человечеству удастся выйти из глубокого кризиса, к которому на наших глазах оно приближается все убыстряющимися темпами. От скорости и масштабов распространения каббалы будет зависеть ход дальнейшей истории, она способна уменьшить страдания грядущих поколений. А те из наших современников, кому уже довелось соприкоснуться с каббалой, начинают понимать, что именно она должна стать тем инструментом, которым обязано воспользоваться созревшее для ее восприятия человечество, чтобы не скатиться в хаос самоуничтожения.
И еще одно маленькое отступление. Каббала признает акт творения всего мироздания Высшей Силой. Ниже для обозначения этой силы будет употребляться слово Творец. Однако с тем же успехом можно было бы употребить его синонимы: Природа, Общий Закон и т. д., в данном случае важно лишь наполнение.
КАББАЛА. ПУТЬ ДУХОВНОГО ПОСТИЖЕНИЯ
Каббала дает общую картину мира, включающую в себя процесс создания всего существующего, его развития, а также формулирует конечную цель творения и способ ее достижения. Великий каббалист Ари (16 век) так описал акт творения**: «…до начала творения был лишь высший, все собой заполняющий свет… И …решил Он сотворить миры и создания их населяющие, этим раскрыв совершенство свое, что явилось причиной творения миров, сократил себя Он в точке центральной своей…»[6]. Автора в этих словах Ари поразило следующее: создавая вселенную, Творец сократил себя в одной точке. А по теории возникновения вселенной, принятой сегодня научным сообществом, вселенная возникла из одной точки в результате большого взрыва, причина которого не ясна. И, возможно, нам не хватает только понимания того, что это одна и та же точка!
Весь акт творения представляет собой одну мысль – замысел творения. А целью творения, как следует из слов Ари, является раскрытие творениям совершенства Творца.
Не существует ничего, кроме Творца и творения. С точки зрения духовного постижения все существующее делятся на три части: 1) сущность Творца, 2) Бесконечность (мир Бесконечности), 3) Души.
1) «О Его сущности мы вообще не говорим»[7]. Здесь необходимо сделать одно важное замечание. Каббала является совершенно реальной наукой. Каббалист всегда пишет только о том, что видит и чувствует. Жестким условием истинной каббалистической литературы является следующее правило: «то, что не постигнем, то не может быть названо по имени». Поднявшиеся на вершины духовной лестницы каббалисты утверждают, что сущность Творца не может быть постигнута, поэтому о ней ничего не говорится согласно вышеприведенному правилу.
2) Бесконечность представляет собой Замысел творения, скрытый в словах: «Его желание дать наслаждение своим творениям» на уровне Бесконечности. И это связь, которая существует между Его сущностью и душами. Таким образом, связь Творца с творениями, которую в отличие от Его сущности, уже дано ощутить и постигнуть творениям, представляет собой бесконечное желание Творца дать им наслаждение. «И там начало всего… оттуда берет свое начало корень творений». Мир бесконечности связывает непостигаемую сущность Творца и сосуды – души, которые этот свет должен наполнить.
3) «Души, которые являются получающими благо, заключенное в Его желании дать им наслаждение»[7].
По сути здесь говорится о том, что акт творения представлял собой выделение из единой сущности двух составляющих: 1) наполняющий свет, нечто, что в потенциале содержит все существующее, все, что должно воплотиться, но не имеет формы, не проявлено, и 2) сосуды – души, которые этот свет должен наполнить и, таким образом, реализоваться. Содержанием света является желание Творца раскрыть творениям свое совершенство, что является высшим наслаждением для них. Души же, сосуды, страстно желают наполнения светом, предугадывая в этом ощущение высшего наслаждения.
«Высший свет заключает в себя два понятия: постигающий и постигаемое. И все, что мы говорим о высшем свете – это лишь впечатления постигающего от постигаемого им света. Однако каждый из них сам по себе, … не называется Бесконечностью. Постигаемое (свет без сосуда) называется Сущностью Творца (мы не можем его постигнуть, следовательно назвать никаким именем), а постигающий называется «души»»(может назвать свои впечатления от вошедшего в него свет). Сам свет остается неизменным. «Нет изменений в свете. И всегда он называется этим именем – свет Бесконечности. А все множество имен – оно лишь относительно получающих». То есть это многообразие имен (постижений) – оно лишь из ощущения света внутри получающего. «Поэтому Первое имя, раскрывшееся в словах «корень творения», называется Бесконечностью. И раскрытие этого имени остается без каких-либо изменений».
Творец есть совершенство. У него есть все. Он желает только отдавать свой свет. Как нужно поступить, чтобы создать нечто, стремящееся к совершенству, получению света Творца в себя. Очевидно, нужно создать нечто, обладающее желанием получать в себя, то есть обладающее противоположным Творцу свойством. В предисловии к книге Зоар [8] говорится, что «Творец внес в себя желание получить (наслаждение), чем отделил, отдалил (эту часть) от себя» В этом смысле говорится о том, что было создано нечто из ничего, то есть свойство, которое раньше не существовало.
Далее происходило постепенное отдаление творения от Творца, усиление в нем этого противоположного свойства, связанное с этим его огрубление. Процесс отдаления и спуска шел как бы по ступеням лестницы. Этим были созданы миры. На иврите слово мир происходит от слова скрытие. То есть миры представляют собой фильтры для света, поскольку чем дальше находится сосуд от Творца по своим свойствам, тем опаснее для него свет Бесконечности, тем меньше света он может получить. Так продолжалось до достижения состояния практически полного отсутствия света – мира, наиболее удаленного от Творца, в котором находимся мы. По определению, духовное есть желание отдавать (точнее получать ради отдачи), а материальное – желание получать в себя, ради себя – эгоизм. Получение – отдача. Вот та ось, вокруг которой вращается все мироздание.
В духовном отсутствуют пространство и время, которые являются формами существования материи – нашего мира. Пространством духовных миров является пространство желаний, а аналогом расстояний между духовными объектами служит степень близости их свойств (желаний). Мы желаем наслаждений. Так мы созданы. Но на высших ступенях творение приняло на себя ограничение, состоящее в невозможности получить свет непосредственно в себя. Это действие творения называется «первое сокращение» и было связано с ощущением противоположности своих свойств свойствам Творца. Решение, принятое на высшей ступени является обязательным для низших.
На примере нашего мира хорошо видна невозможность непосредственного получения света внутрь. По мере удовлетворения желания оно уменьшается, пока не исчезает совсем – наслаждение гасит желание. Каббалисты говорят, что все самые большие наслаждения нашего мира – только ничтожные микродозы того света, который раскрывается тем, кто перешел махсом (преграда) и вышел в духовные миры. «Творец поместил в эгоистические желания микродозу своего света. Благодаря ей, мы живем, то есть тянемся к предметам, в которых она находится…Без нее ни духовный сосуд, ни физические тела не могут существовать… Эта бесконечно малая порция света и называется в нашем мире жизнью!» [8]. Те формы, которые наслаждения принимают в нашем мире – животные наслаждения (еда, секс и т. д.), материальные блага, знания, наслаждение произведениями искусства, красотой – все это является одеяниями этих микродоз света Творца, к которому мы бессознательно стремимся. Стремимся, потому что получили генетическую память о тех состояниях, которые души прошли в процессе нисхождения по ступеням к нашему миру.
Получить свет в себя можно лишь приобретя экран – исправив эгоистическое желание получать в себя ради себя на обратное – получить в себя ради Творца. Этот процесс очищения, исправления, приобретения экрана, замена эгоистических свойств альтруистическими представляет собой подъем по тем же ступеням, по которым происходил спуск. Только сравниваясь по свойствам с Творцом, приобретая свойство отдачи, и только в той степени, в которой это свойство приобретено, творение может получить в себя высший свет, бесконечно им наслаждаясь.
Необходимо заметить, что в нашем мире противоречия понятия бесконечность и вытекающие из них парадоксы непосредственно связаны с понятиями пространства и времени. Каббала же говорит об иной бесконечности. Речь идет об отсутствии границ, ограничений на получение света Творца (наслаждения) творением. В этом состоит суть мира бесконечности – неограниченного желания высшей силы дать наслаждения творениям. В таком состоянии – неограниченного наполнения высшим светом – находилось творение до первого сокращения. «В Бесконечности – там корень творений». Оттуда мы вышли и обратно должны возвратиться.
Зачем нужен был весь этот процесс нисхождения по ступеням, почему необходимо достижение состояния скрытия Творца, максимального удаления от Него, отсутствия света, страданий нашего мира, каким образом можно совершить исправления, обратный подъем, наполнить себя светом и достичь цели – полного раскрытия замысла Творца, состояния неограниченного наполнения высшим светом – все это раскрывает изучающему каббала. В процессе нисхождения произошло разбиение духовного объекта – Адам а-Ришон (дословно первого человека). Наши души представляют собой осколки этого объекта. Корень наш находится в нем. Причем при разбиении произошло смешение частей со свойствами творения (получения) и частей со свойствами Творца – свойствами отдачи. Человек – единственное существо в природе с такими смешанными свойствами. Отсюда ощущение двойственности природы, противоречия в восприятии окружающего. Мы сотканы из двух противоположных начал. Не в этом ли кроется корень дополнительности, выраженной Н. Бором, и пронизывающей буквально все аспекты нашего бытия?
Строго говоря, ни природа получения (собственно творение), ни природа отдачи (Творец) не является моим «Я». Я – лишь небольшая часть между ними. Но именно от этой части – моего «Я» зависит выбор пути (к свойствам Творца, или творения). Это тот свободный выбор (в духовном нет насилия), который мне дан и который единственно является моей свободой воли [9].
Само по себе желание получать наслаждение не противоположно Творцу, Высшей Силе. Оно создано ею и необходимо для реализации замысла творения. Противоположным высшей силе является намерение наслаждаться «ради себя». Именно это намерение называется эгоизмом. Каббала утверждает, что у нас нет выбора. Высшая управляющая сила руководствуется главным законом – привести творение к цели, ради которой оно было создано. Мы не можем противиться этому закону, изменить этапы уготованного нам пути. Однако, изменив намерение, добровольно приняв к выполнению методику, рекомендованную каббалой, мы можем облегчить и существенно ускорить наш путь. В противном случае нас будут тащить путем страданий, что и происходит сегодня в современном мире.
Нас окружает высший свет (окружающий свет), готовый войти внутрь, как только для этого возникнут подходящие условия – исправление эгоистических свойств на противоположные. Несмотря на наличие в нас информации о предыдущих состояниях, она скрыта от нашего сознания. Поэтому требуется длительный подготовительный период в нашем мире, чтобы человек созрел и в нем проснулась тяга к духовному. Страдания и удары судьбы ускоряют процесс этого созревания. У того, кто прошел подготовительный период, набрал некоторую критическую массу страданий, появляется неудовлетворенность, осознание невозможности наполнения в рамках окружающего мира, неосознанная тяга к духовному. Каббалисты говорят, что у такого человека просыпается «точка в сердце» – предощущение духовного. Один из главных признаков этого – мучительный вопрос о смысле существования, ощущение бессмысленности окружающего мира. Этот человек созрел для занятий каббалой. Такие занятия с правильным намерением – ради изменения своих свойств – развивают точку в сердце, которая является зародышем нового органа ощущений – шестого чувства, ощущения духовного (вспомним Гумилева!). Истинные каббалистические тексты, как указывают каббалисты, обладают тем замечательным свойством, что при их чтении с правильным намерением, содержащийся в них свет исправляет человека даже в том случае, если он не понимает их смысла! Необходимо только стремление и приложение усилий для достижения цели. Именно приложенные усилия определяют степень продвижения. Переход махсома (границы, отделяющей наш мир от духовных миров), обусловлен скачкообразным изменением свойств человека, которое совершается под воздействием окружающего света.
После перехода махсома и выхода в духовное пространство, человеку явно открывается высшая сила, которую он начинает постигать. Он видит корни происходящего (все, что находится в материальном мире, имеет свои духовные корни, а происходящие события являются отражением движений в высших мирах). Поэтому тексты, которые пишут каббалисты, находящиеся на определенной ступени постижения, содержат высший свет, раскрываемый на уровне этой ступени, ведь дано назвать лишь то, что постигнуто. Этот свет воздействует на изучающего и при соблюдении определенных условий обеспечивает его духовное продвижение. Каббала утверждает, что для успешного продвижения необходимо огромное желание ученика, Рав (Учитель), группа и книги, написанные каббалистами, то есть теми, кто находясь в нашем мире, постиг духовные ступени и описал свои ощущения.
Итак, все постигаемое человеком, определяется лишь относительно его органов чувств. «Нет изменения в свете. А все изменения – лишь в … наших ощущениях, все измеряется соответственно нашему подобию». Это означает, что окружающий нас мир является как бы нашей проекцией на него, самым непосредственным образом связан с нашими органами чувств. При развитии дополнительного органа чувств картина будет меняться. Меняя себя, мы изменяем мир. Это единственная возможность нашего воздействия на него, поскольку вне меня существует лишь Высшая Сила, которая создает во мне непрерывно изменяющиеся картины мира, соответствующие моим свойствам на данный момент.
ЛЮБОВЬ
Каким же образом происходит подъем из нашего противоположного Творцу состояния в духовые миры и слияние с Ним – раскрытие Его имен, постижение совершенства? Замысел творения не укладывается в рамки нашего понимания мира. Создано творение с противоположными Творцу свойствами, которое должно осознать зло этой противоположности, захотеть исправиться, не ощущая явно ни Творца, ни то огромное наслаждение, которое от него исходит, видя вокруг лишь страдания и несправедливости нашего мира. Однако каббала предлагает метод, позволяющий это сделать.
Сутью материального является получение. Есть четыре уровня желания получать. По степени их возрастания материя делится на неживую, растительную, животную и человека. С точки зрения каббалы, человек, в котором еще не проснулось желание к духовному, находится на третьем – животном уровне. В своем развитии он доходит до состояния, когда в дополнение к чисто животным наслаждениям, у него появляется тяга к богатству, почестям, знаниям, но все эти желания ограничены материальным миром. В конце концов, он приходит к тому, что никакие наслаждения этого мира не в состоянии его наполнить (его эгоизм увеличивается), ему нужно больше – он хочет получить еще духовные наслаждения, которые, как он ощущает, гораздо больше наслаждений нашего мира. Каббала, в отличие от других учений о духовном пути, не призывает к уничтожению эгоизма. Наоборот, он должен увеличиться до своих максимальных размеров, человек должен дойти до максимального удаления от Творца. Только после этого он способен прийти к цели творения. Эгоизм является той движущей силой, которая дает человеку мотивацию, «топливо» для продвижения.
Изучающий каббалу начинает понимать, что выход из бессмысленности существования этого мира, его страданий состоит в отказе получать в себя. Для того, чтобы это осуществить, он должен пойти против своей природы, то есть как бы против Творца, взять управление в свои руки, тогда он сможет стать человеком и, изменив свои свойства, подняться на ступень Творца, стать вровень и слиться с Ним в мире Бесконечности.
Как же можно наслаждаться, не получая наслаждения в себя? Для этого нужно, чтобы источник наслаждения находился вне человека. Снаружи творения, как ясно из предыдущего, находится только Творец. Намерение при выполнении действия должно быть ради Него, то есть источником наслаждения должны стать действия, которые доставляют радость Ему. Но нам очень трудно на первых порах совершать действия, не видя их результата, не получая никакой отдачи. Поэтому мы можем направить намерение «ради другого» на своего ближнего, так как от этих действий и их результата есть удовлетворение. «Возлюби ближнего своего, как самого себя» и есть главное средство для достижения цели – любви к Творцу.
Возлюби ближнего своего… Эти слова, пришедшие к нам как великое откровение, одновременно являют один из наиболее ярких примеров затасканности, штампа. И, конечно, в силу своего превращения в оторванную от жизни схему, у многих они способны вызвать разве что саркастическую ухмылку. А любовь в нашем обычном понимании? Наверное, многим людям хоть раз в жизни доводилось испытать это чувство, по крайней мере такая возможность у них была. О такой любви мы имеем некоторое представление, мы можем понять также любовь к детям, реже – к родителям. Но, если не шутя, любовь к ближнему?? Кто такой ближний? Родственник, друг, сосед?
Даже нашу земную любовь, все механизмы которой так заботливо заложены природой нашего мира, мы зачастую коверкаем и калечим, не давая ей проникнуть вглубь. Ведь человек, пораженный любовью, наряду с состоянием высшего подъема, блаженства, счастья, какие только возможны для большинства из нас, раскрывается, становится таким уязвимым и беззащитным. Поэтому так велики страдания и боль, сопровождающие любовь, и чем выше взлетаем – тем страшнее упасть. И наше эго тут как тут, выводит из-под ударов, пытается уменьшить страдания, не дает раскрыться чувству.
Наша любовь эгоистична. Мы как бы и любим другого, но если разобраться, легко обнаруживается, что это любовь ради себя. Как часто бывает такой родительская любовь, когда из ребенка любыми средствами лепят свой идеал, не считаясь ни с ним самим, ни с его природой. А сколько примеров того, как приводит к несчастьям бурная страсть со стремлением к наслаждению любым путем, когда любящий пренебрегает предметом своей любви во всем, что не касается удовлетворения этой страсти. Как правило, эгоистическое наполнение любви не столь очевидно, но в подавляющем большинстве случаев именно оно составляет основу чувства.
Почему же эгоизм отделяет нас не только от Творца, но и друг от друга? Если от Творца нас отделяет противоположность свойств, то друг от друга – ощущение границ своего «Я» и желание каждого получить наслаждение для себя. В силу разбиения сосудов каждый осколок общей души (отдельный человек) в нашем состоянии не чувствует существующей связи с остальными. Каждый пытается получить за счет других, объединяясь только в случае выгоды для себя. В каббале объясняется, что в маленький сосуд может зайти только малый свет. Лишь слияние сосудов-душ может образовать общую единую душу, в которую сможет войти свет Бесконечности. А для преодоления эгоизма, который, в силу своей природы, препятствует слиянию, необходимо наличие каббалистической группы.
«Группа – это все те люди, которые как бы соглашаются на достижение цели, называемой слиянием с Творцом» [10]. На начальном этапе члены такой группы и являются теми, которые друг к другу должны применить закон любви к ближнему. Только группа в состоянии и обязана пробить эгоистическую оболочку отдельных ее членов. Достигается это выполнением закона поручительства. Каждый член группы становится ответственным за всех, и вся группа одновременно становится ответственной за каждого на пути к достижению цели. Каждый пытается отказаться от своих личных желаний и обеспечить потребности других. В этом случае, в результате такой работы группы, у каждого появляется уверенность, что у него не будет ни в чем недостатка – другие позаботятся о его нуждах. Ощущение поручительства компенсирует эгоистическое желание получать, благодаря чему человек становится в состоянии служить ближнему, любить его. Таким образом, поручительство является основой любви к ближнему.
Но если при этом человек не приобретает свойство отдачи, забывает о главной цели, то любовь к ближнему вызовет у того еще большее желание получать, что в конце концов приведет к ненависти и разрушению. Именно это явилось причиной краха социализма и кибуцного движения. Было построено общество, призванное удовлетворить желания человека к материальному, к самонаслаждению, не направленное к духовному. Идеологи таких общественных систем скопировали внешнюю сторону законов, описанных мудрецами, не поняв главного. Но «счастье – это понятие не экономическое, не политическое, не психологическое и т.д. Счастье появляется от ощущения слияния с Высшим. Это наполняет все, что есть во всех желаниях, в которых человек ощущает какую-либо нехватку» [10].
Вот она – точка фокуса, схождения всех начал. Соединение с Высшим – то, что нужно человеку. И несмотря на то, что само ощущение Высшего меняется при подъеме со ступеньки на ступеньку, это всегда ощущение Целого, Совершенства. Но разве не это является сутью Любви? Ведь любовь – это стремление к слиянию, соединению в одно целое с любимым, ощущение через это соединение высшей гармонии (смотри эпиграф), иными словами ощущение Творца.
Это сродни творческому подъему, когда подобные ощущения переполняют человека и он выражает их, дает им имена, каждый на своем языке – поэт, композитор, художник, ученый. Возможно поэтому любовь и творческие взлеты так близки и зачастую переходят один в другой. Человек ощущает искры высшего света, просто одеяния разные. Муза приносит с собой это ни с чем не сравнимое состояние полноты жизни и скрытого в ней высшего начала, требующие от творящего выхода наружу. И чем больше масштаб Вселенной творящего, с которой чувствуется связь – тем сильнее результат.
Но коротки мгновения взлетов и счастья. Ведь только микродозы света даются в наши эгоистические сосуды. А затем все проходит и мы остаемся в темноте. Только что был на вершине блаженства, были открыты все тайны, полная ясность, растворение в любви. И вот опять темнота, еще чернее, чем раньше. Человек распластан, не может пошевелить пальцем. И здесь мы видим проявление общего закона подобия свойств. Свет не может зайти в эгоистические сосуды. Вначале необходимо их исправление. А эгоистическая любовь дает нам пример того, в каком состоянии должен находиться человек в стремлении к Высшему, насколько стремление к Нему должно захватить все существо, не оставляя свободного пространства ни для чего другого. Каббалисты говорят, что только в таком состоянии человеку дано преодолеть махсом на пути в духовные миры.
Мы ощущаем себя песчинками мироздания. Но в какой-то момент к нам обращается его владыка. Он зовет нас к себе. Он говорит, что все создано ради нас, он хочет, чтобы мы стали хозяевами его царства и получили все его богатства. Ради этого все было затеяно. Но этот путь не под силу разрозненным песчинкам. Только разрушив разделяющие нас перегородки и соединившись вместе, слившись в единое целое, мы сможем познать Счастье, Любовь, Совершенство. На протяжении всей истории человечества Его пророки взывали к этому. Но их не слушали. И сегодня мы далеки от этого, наши глаза покрыты толстым слоем пепла и только он нам виден – бессмыслица и грязь вокруг. Огромное большинство людей не слышат Его призыв. Однако ситуация меняется. Сняты запреты и открыты книги. В них описан Путь, дана методика постижения Высшего. Пришло время, когда каждый может раскрыть эти книги и начать восхождение. Так чего же мы ждем?!