Найти в Дзене
Красна шапочка

Материнское проклятие на Руси: структура, виды и ритуалы, которые помогали избавиться от результатов "черной брани"

Оглавление

Проклятия любого типа изучались и продолжают изучаться в подавляющем числе случаев в двух направлениях: как акты речевой агрессии или же как элементы культуры народа.

В статье речь пойдет о материнском проклятии: мы поговорим

1. о его структуре,

2. видах и

3. о том, какие ритуалы проводили наши предки, чтобы избавиться от результатов "черной брани".

Что такое материнское проклятие

В лингвистической и культурологической литературе материнские проклятия определяют примерно одинаково. Это речевой акт, автором которого является мать или отец. Чаще мать, но встречаются случаи и отеческих проклятий.

Направлена такая бранная речь на детей (возраст не имеет значения). Проклинающий желает адресату недоброго, при этом часто упоминает "чертей", "леших" и других злых духов.

Как строились материнские проклятия на Руси

Примерная схема подобной речевой брани выглядит следующих образом:

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Вот такой пример материнского проклятия мы находим у Зиновьева В.Г. в его работе "Мифологическое рассказы русского населения Восточной Сибири" (это полевые записи):

https://scicenter.online/mifologiya-uchebniki-scicenter/mifologicheskoe-rasskazyi-russkogo-naseleniya.html
https://scicenter.online/mifologiya-uchebniki-scicenter/mifologicheskoe-rasskazyi-russkogo-naseleniya.html

Виды материнских проклятий

О том, какие виды проклятий существовали у наших предков, мы можем судить только по устным рассказам жителей тех или иных территорий нашей страны.

Получатся, что все материнские проклятия можно разделить на намеренные и случайные. Вид речевой брани влиял на то, как боролись с проклятием и боролись ли вообще.

Намеренное проклятие вредило адресату большего всего. На Руси ходило поверье, что люди, на которых сыпалась такая негативная речь обращались в злых духов. Именно они превратились в последствии в леших, русалок, домовых, банников и так далее.

Превратиться назад у таких людей уже не получалось. В отношении случайных проклятий существует другое мнение. Оно также закреплено в поверьях древних славян.

Ритуалы, которые проводили наши предки, чтобы избавиться от результатов "черной брани"

Можно выделить три основные ритуала, которые помогали избавиться от результатов "черной брани":

1. Молитва и "надевание на проклятого нательного креста". Этот метод, судя по полевым рассказам, например, из сборника Успенского Б.А., работал только в том случае, если еще не произошло превращение человека в нежить.

Проклятые исчезали из своих домов, чаще это происходило в лесу или в бане. Их нужно было кликать молясь. Как только человек становился видимым, нужно было быстро надеть на него крест.

2. Выкуп. Этот способ так же работал кратковременно, пока, например, ребенок не вырос. Тот, кто проклял, должен был принести злым духам подношение. Чаще всего яйца, окрашенные в траве или шелухе.

Если нежить принимала подношение, проклятый возвращался в свой дом, но ничего не помнил о том, где он побывал. Интересно, что иногда такие люди приобретали сверхъестественные способности. По крайней мере, так считали в деревнях, обходили стороной таких "счастливцев".

3. Женитьба. Единственный из способов, который работал в перспективе. К примеру, девочка, которая была в младенчестве проклята матерью, оказалась на воспитании лешего. После своего 18-летия она могла выйти замуж, случайно встретив в лесу путника.

По преданию, такие браки случались с согласия злых духов и даже по их инициативе. Но новобрачные как бы играли с нежитью, должны были пройти испытания. Если благополучно проходили, то обретали богатство и счастье.

Для меня так и осталось загадкой, почему в записях фигурирует именно 18-летние барышни. Для нас сейчас это совершеннолетие, но, видимо, и для наших предков эта цифра была сакральной.

Еще мне встретилось интересное утверждение: в прошлом проклятый человек будет жить так, как раньше, только если не расскажет людям о том, как и где живут духи. Если он ослушается этого наказа, его ждет наказание.

Выводы

Были и еще способы, но они скорее "лже-варианты". С ними спорят и сами ученые. Кстати, большинство полевых записей было сделано в середине 80-х годов 20 века, и их все еще продолжают изучать.

К примеру, мать могла сама снять со своего ребенка проклятие, взяв его на себя. Для этого читалась особая речёвка, текст которой, - это призыв к злому духу.

Нежить в этом случае возвращала вместо ребенка полено, а родительница видела в нем своего ребенка. Так что назвать такой способ исцелением сложно.

Материнское проклятие оценивалось нашими предками негативно, в него верили и боялись. С детства учили детей