Найти тему
Mariana Italiana

Флорентийский "Гигант"

Наряду с "Весной" Боттичелли еще одним произведением, по которому катком прошлись и современная культура, и общество потребления - это "Давид" Микеланджело, которого на его родине, Флоренции, называют Гигант. Однако красоту и величие этой скульптуры ни чем нельзя испортить или исказить, вот уже более 500 лет можно без оговорок повторять слова Джорджо Вазари, который написал: "Тому, кто это видел, ни на какую скульптуру любого мастера наших или других времен и смотреть не стоит".

История Давида - знаковая для Флоренции, многие десятилетия и даже столетия маленькая, но гордая республика противостояла другим тосканским и итальянским городам, монархиям и Папскому престолу, а также внутренним конфликтам и противоречиям, совсем как юный Давид, противостоял Голиафу и всему войску филистимлян. Этот образ любили как символ свободы и независимости, силы и решительности, молодости и красоты.

По первоначальному замыслу, сформулированному еще Джотто, Давид вместе с другими статуями должен был быть размещен на крыше Санта-Мария-дель-Фьоре. Но то собор долго достраивали, то статуи были меньшего размера, чем нужно, то тяжелее, чем нужно. Идею ни как не получалось воплотить в жизни, однако флорентийцы не теряли надежды, и в середине XV века купили в Карраре огромную мраморную глыбу для фигуры. Заказ на большого "Давида" получил Агостино ди Дуччо, который, правда, за всю свою жизнь не создал ни одной статуи, а только рельефы, но часто помогал Донателло в подобных работах. Он должен был обтесать глыбу, а далее за дело взялся бы Донателло. Но мастер умер, а глыба осталась лежать во дворе храма Санта-Мария-дель-Фьоре. Далее к ней попытался подступиться еще один скульптор - Антонио Росселлино, но практически сразу отказался от работы, сказав, что в камне есть трещина и ничего из него не выйдет. Сорок лет под солнцем, ветром и дождями грозили полностью разрушить ценный мрамор. Нужен был гений, который из такого непростого материала смог бы сделать настоящего Давида. Выбор пал на флорентийца Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. Молодого скульптора, а ему было на тот момент только 26 лет, рекомендовал Леонардо да Винчи, понимающий как много может автор римской "Пьеты".

Скульптура Микеланджело в Галерее Уффици
Скульптура Микеланджело в Галерее Уффици

16 августа 1501 года Микеланджело получил заказ от старосты цеха торговцев шерстью Флоренции (именно им было поручено следить за украшением собора) на изготовление скульптуры библейского царя. По условиям договора, 5-метровая статуя должна была быть выполнена из единого куска мрамора к 1504 году. За свою работу скульптор должен был получить 400 дукатов.

Микеланджело отгородил место вокруг камня, и в течение двух лет никому не показывал, что происходит за лесами. Для подготовки мастер сделал более сотни эскизов статуи и даже создал небольшую модель, которую опускал в емкости с молоком для определения последовательности шагов работы над мраморным блоком. Скульптор творил на поворачивающимся столе и четырех лесенках со ступеньками, которые охватывали статую со всех сторон. Он применял самые разные инструменты, чтобы достичь наилучшего эффекта. Работа кипела и днем, и ночью, зимой и летом, Микеланджело все эти месяцы спал лишь по 3-4 часа в сутки, проводя все время у своего Давида.

25 января 1504 года, когда статуя была уже почти закончена, специальная комиссия из видных горожан и художников осмотрела Давида и, после небольших споров, приняла решение установить его не у собора Санта-Мария-дель-Фьоре, а на площади Синьории у входа Палаццо Веккио, резиденции правительства города. Имена экспертов, входивших в состав той комиссии, поражают: там были художники Леонардо да Винчи, Пьеро ди Козимо, Филиппино Липпи, Пьетро Перуджино, Козимо Росселли, Лоренцо ди Креди, Сандро Боттичелли; архитекторы - Джулиано и Антонио да Сангалло, Баччо д’Аньоло; скульпторы - Андреа делла Роббиа, Андреа Сансовино, Франческо Рустиччи. Их мнению явно следовало прислушаться. Поэтому за 4 дня в сентябре 1504 года статую в специальной "клетке" 40 человек перенесли к стенам дворца Веккьо. Когда Давид предстал перед флорентийцами, они онемели от величия и красоты этого мраморного исполина. Он олицетворял гражданские доблести, на которых основывалась республика, возглавляемая в то время Пьером Содерини на посту Гонфалоньера Правосудия и Никколо Макиавелли на должности Секретаря.

На одном месте у Палаццо Веккьо статуя простоит почти 400 лет, пока ее не перенесут в Галерею Академии изящных искусств. Она станет свидетельницей и участницей многих событий флорентийской истории. В 1527 году плечо и рука Гиганта будут сильно повреждены протестующими, поднявшими восстание против Медичи. Фрагменты скульптуры бережно будет хранить Визари, который и восстановит ее спустя 16 лет. Несмотря ни на что Давид по-прежнему на площади Синьории, мраморную копию скульптуры поставили на то же самое место в 1910 году.

Давид - самая высокая статуя, сделанная Микеланджело, в ней 5 метров 17 сантиметров. Интересно, что подлинная высота скульптуры была установлена только в 1999 году командой из Стэнфордского университета, проводившая 3-D сканирование. До этого во многих справочниках было указано, что "рост" Гиганта - 4 метра 34 сантиметра.

В оригинале, Давид — юноша. У Микеланджело же он показан сильным мужчиной, будущим царем иудейским. Герой представлен во всем блеске красоты своего совершенного тела. Поза уверенного в своей силе человека, и в то же время во взгляде читается эмоциональное напряжение, сосредоточенность. Мы видим, как напряжены мышцы и вены. Кажется, что Давид в любой момент готов запустить камнем в Голиафа. Статуя поистине совершенна, еще Визари писал: "...очертания ног у нее в высшей степени прекрасны, а сопряжение и стройность бедер божественны, и позы столь изящной не видано было никогда, ни грации, ни с чем не сравнимой, ни рук, ни ног, ни головы, которые настолько отвечали бы каждому члену этого тела своей добротностью, своей искусностью и своей согласованностью, не говоря уже об их рисунке".

Помимо пропорционального сложения героя, в ней есть несколько интересных особенностей: например, положение тела статуи более подходит для правши, однако Давид скорее левша, так как его праща лежит на левом плече, а камень он держит в правой руке. Кроме того рука статуи слишком большая и не соответствует пропорциям остального тела. Эта асимметрия, как полагают, была специально допущена скульптором в честь прозвища Давида, "manu fortis" (сильная рука).

В начала XIX века реставратор Стефано Риччи переделал средний палец, а в 1851 году реставратор Костоли переделал мизинец Гиганта. 4 сентября 1991 года психически неуравновешенный скульптор-неудачник Пьеро Каната повредил молотком пальцы Давиду. Анализ отбитого куска показал: камень, которым пользовался Микеланджело, неплотный, с порами, и статуе грозит постепенное разрушение. Кроме того в Академии наклон фигуры сместился на три градуса, что стало вызывать трещины в левой лодыжке статуи. Разрушение усиливается также от вибрации, которая появляется от ног тысяч туристов, навещающих Давида каждый год.

Изначально перевязь Давида была покрыты золотом, ее стерли в 1843 году в результате неудачной реставрации скульптора Аристодемо Костоли.

Реконструкция первоначального облика статуи
Реконструкция первоначального облика статуи

И на солнце есть пятна", Давид немного косоглаз, его левый глаз смотрит вперед, а правый глаз сфокусирован на каком-то отдаленном предмете. Однако это нельзя заметить, если смотреть снизу, особенность разглядели при полном сканировании фигуры. Скорее всего скульптор сделал так специально, желая чтобы профиль выглядел идеально с любой стороны. Может быть именно поэтому взгляд Давида поражает зрителя эмоцией, которую стали называть la terribilita. "Это не столько "устрашающая сила", в буквальном смысле этого слова, — объяснял знаток античности Алексей Дживелегов, — сколько такое действие статуи или картины, которое способно вывести зрителя из спокойного состояния и заставить его с какой-то большой внутренней тревогой переживать свое впечатление".

С профилем статуи связана одна интересная история, которую рассказал Джорджо Вазари: "Между тем случилось так, что Пьер Содерини, взглянув вверх на статую, очень ему понравившуюся, сказал Микеланджело, который в это время ее кое-где отделывал, что нос, по его мнению, у нее велик. Скульптор, подметив, что гонфалоньер стоял под самым гигантом и точка зрения его обманывала, влез, чтобы угодить ему, на подмостья у плечей статуи и, поддев резцом, который он держал в левой руке, немного мраморной пыли с площадки подмостьев, начал постепенно осыпать пыль вниз, работая будто другими резцами, но к носу не прикасаясь. Затем, нагнувшись к гонфалоньеру, который следил за ним, он сказал: "А ну-ка, посмотрите на него теперь". - "Теперь мне нравится больше, - сказал гонфалоньер, - вы его оживили".

Так как скульптура создавалась из цельного куска мрамора и, следуя структуре камня, Микеланджелу пришлось пойти на искажение: между правой лопаткой и позвоночником не хватает одной мышцы. В остальном же Давид очень анатомичен. Причем настолько анатомичен, что это смущало и смущает многих людей. Еще в 1857 году гипсовую копию в Музее Виктории и Альберта в Лондоне снабдили фиговым листом на случай визитов королевы. Да и долгое время в самой Флоренции статуя также была прикрыта листочком. А в 2000 году власти Иерусалима отказались принять у флорентийцев в дар слепок со статуи на том основании, что легендарный царь иудейский не обрезан, что расходится с традицией.

Увидеть статую Давида во Флоренции можно в нескольких местах (не считая, естественно, бесконечных копий в сувенирных лавках): оригинал хранится в галерее Академии, мраморная копия стоит у Палаццо Веккьо, бронзовая - на площади Микеланджело.

Статуя была перевезена в Академию с большой помпой в 1873 году. Операция по спасению скульптуры, которая столетиями стояла под открытым небом, заняла 5 дней. Рисунки и хроники того времени свидетельствуют о большом интересе флорентийцев к этому переезду. Целые толпы горожан сопровождали "Гиганта" вдоль пути следования кортежа. Модель повозки, построенной специально для перемещения статуи, выставлена сейчас в Доме-музее Буонарроти.

В настоящее время оригинал статуи Давида установлен в центре Трибуны в Галерее Академии, возведенной по проекту архитектора Эмилио де Фабрис. Ее постройка началась в 1873 году и закончилась только в 1882 году. По замыслу создателей она была служить достойным антуражем шедевра Микеланджело, подчеркивающим грандиозную красоту статуи и в то же время - гарантировать защиту от вредоносного воздействия окружающей среды. Там Давид словно купается в лучах смягченного солнечного света, проникающего через световой фонарь в потолке, что позволяет наилучшим образом подчеркнуть нюансы оттенков и сохранить эффект игры теней, изменяющихся с течением дня и со сменой времен года. Кажется, что Давид ожидает своих гостей в конце Галереи Рабов, самого настоящего пантеона скульптурного искусства Микеланджело.

Давид в Галерее Академия, коридор со скульптурами Микеланджело "Рабы"
Давид в Галерее Академия, коридор со скульптурами Микеланджело "Рабы"

Еще один Давид, теперь уже бронзовый стоит на площади Микеланджело. У ног статуи расположены копии других произведений великого скульптора - аллегории из капеллы Медичи в базилике Сан-Лоренцо. Статуя, для транспортировки которой понадобились девять пар быков, была открыта 25 июня 1873 года. С высоты холма Давиду, наверное, удобнее наблюдать за городом, которые он столько лет хранит и защищает.

Давид на площади Микеланджело
Давид на площади Микеланджело

Давид - это не просто скульптура, продемонстрировавшая силу гения Микеланджело. Это идеальный образ, в котором каждый хоть немного, но видит себя, или скорее лучшую версию себя: прекрасного человека, непобедимого героя, человека, который сделает все, чтобы достичь своей цели.