Найти в Дзене
ПЕРЕВАЛ

РАЗБИТОЕ ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ

Я пришла в журналистику ровно 30 лет назад, в мае 1990 года. Это была пора расцвета недолгой эпохи гласности и плюрализма мнений. Именно на гласность мы все тогда и купились…

-2

Но до чего же интересно было работать в то время! Вырвавшись из-под многолетней цензуры, советские журналисты прямо расцвели. И сразу засияли имена истинных гигантов пера.

Их много было тогда - настоящих, талантливых, принципиальных, самоотверженных журналистов – в «Правде», в «Комсомолке», в «МК»… Не берусь даже перечислять их имена, чтобы по забывчивости не обидеть чью-то память, но каждому их них я безмерно благодарна. Зачитываясь их газетными публикациями, я реально училась у них – видеть главное в событиях, излагать мысли, выстраивать композицию…

Мне посчастливилось лично встречаться с Александром Алексеевичем Ильиным и Натальей Павловной Морозовой, блистательные статьи которых по сию пору считаю лучшими образцами отечественной публицистики.

Наталья Морозова – сильнейший автор, истинный кладезь знаний (таких журналистов называли «матёрыми»), бескомпромиссный полемист – вызывала тогда во мне какой-то «щенячий» восторг. В эпоху гласности стали востребованы столкновение мнений, дискуссионность, полемика. Александр Ильин организовал в «Правде» дискуссионную страницу, где давал слово представителям самых разных точек зрения. Именно Ильину я обязана тем, что моя первая статья была опубликована в главной газете страны.

Хорошо помню этот день – 30 мая 1990 года – точку отсчёта моего журналистского пути. Потом мои материалы появились в областной газете «Ленинское знамя», и пошло-поехало... Затянуло с головой.

ВЫ ЗАПОМНИТЕ НАС МОЛОДЫМИ…

В Раменскую районную газету я пришла в тот самый момент, когда она сменила название «За коммунистический труд» на новое - «Родник». Коллектив редакции тогда был небольшой – всего несколько человек (сейчас можно только удивляться, как таким составом мы исхитрялись выпускать газету 4 раза в неделю!), но это были настоящие профессионалы. Виктор Евгеньевич Василенко, Михаил Владимирович Красновский, Елена Эммануиловна Арсеньева, Галина Матусовна Штейнберг… У них было чему поучиться! И прежде всего – вниманию к людям.

В то время имена местных журналистов знал весь Раменский район. Тираж нашей газеты в начале 90-х доходил до 25 тысяч экземпляров. При том, что газета была не бесплатной, как сейчас. При том, что в те годы мы и мечтать не могли о современных технических возможностях. Газета была тоненькая, блёклая, шрифт мелкий, качество печати ужасное… Однако невзрачная форма с лихвой восполнялась боевым содержанием. Корреспонденты «Родника» были достаточно «зубастыми», чтобы побудить к активности любое должностное лицо. Нашу газету выписывали, её ждали, её любили. Вы не представляете, сколько людей каждый день приходило к нам в редакцию, сколько писем со всех уголков района! И мы отзывались на каждое обращение.

Именно в годы работы в «Роднике» для меня по-настоящему открылся Раменский район - его населённые пункты, предприятия, проблемы, люди. Появилось ощущение общности и неразрывной связи с этими людьми - такими разными и такими замечательными. Читатели доверяли журналистам, надеялись на помощь газеты. И мы очень старались оправдать это доверие.

У меня дома на антресолях хранится целый чемодан со старыми газетами. Вроде макулатура, но рука не поднимется выбросить. В этих газетах - мои статьи. А в тех статьях – не только годы моей собственной жизни, но и годы истории нашего района в контексте истории нашей страны. По сути, хроника жизни Раменского района 90-х годов. События, имена, даты, запечатлённые свидетельства очевидцев...

В советские времена праздник всех газетчиков - журналистов и полиграфистов - отмечался 5 мая, в день выхода первого номера газеты «Правда». И действительно, это был праздник - не чета нынешней «дате» 13 января, со скучными приветствиями чиновников непонятно в чей адрес – то ли в свой собственный, то ли в направлении сотрудников придворных СМИ. День советской печати мы в редакции раньше всегда отмечали – радостно, с чаепитием, с разговорами «за жизнь». Это был НАШ праздник.

-3

ГОСПОДА, НЕ БЕЙТЕ ЗЕРКАЛА

Пресса всегда была зеркалом жизни. А в начале 90-х она стала претендовать на новую роль - роль «четвёртой власти», независимой от известных трёх основных ветвей, связанных общим корнем зла – бюрократизмом.

С 1 августа 1990 г. вступил в действие новый закон СССР «О гласности», суть которого можно свести к двум положениям. Первое: человек имеет право знать всё. И второе: человек имеет право сказать и написать обо всём. Хороший был закон, правильный.

И наш «Родник» сразу же позиционировал себя как «народную газету Раменского района». На 1-й странице номера от 26.08.1990 главный редактор В.Е. Василенко заявляет:

«Сегодня мы строим правовое государство, реальность которого – разделение властей, в том числе и создание «четвёртой власти» - власти общественного мнения, выраженной независимыми средствами массовой информации».

Учредителем «Родника» был тогда городской Совет депутатов. Наша позиция заключалась в следующем: представительная демократия – это власть не только избранная народом, но и контролируемая им, а средства массовой информации – один из рычагов такого контроля.

Как мы бились за утверждение этой позиции! Журналистам приходилось лавировать между депутатами и чиновниками, чтобы отразить мнения и тех, и других, и народа… При том, что Совет депутатов в те годы был не чета нынешнему безгласному придатку к администрации. На сессиях горсовета было интересней, чем на спектаклях, - такие пламенные речи звучали с трибун, такие страсти кипели! И всё это находило отражение на газетных страницах.

Что характерно, власть тогда всерьёз считалась с прессой, журналистов допускали на все заседания и выездные мероприятия органов власти. Всё это совершенно немыслимо для современного мира СМИ, где преобладают совсем иные отношения…

Разумеется, не все приветствовали публикации «Родника», особенно если журналист смел проявить личную позицию. Уже тогда нашлись желающие с ходу превратить газету в некий бюллетень официального органа власти. Кое-кому очень хотелось диктовать редакции, что можно печатать, а что нельзя, кого следует критиковать, а кого не стоит…

Всякое в нашей жизни бывало. Журналисты частенько попадали «под раздачу». Были и громкие «обличительные» заявления в адрес газеты, и судебные иски, и прямые оскорбления, и анонимные звонки с угрозами. Мы всему этому противостояли и всегда старались отразить на страницах газеты максимальный спектр мнений по той или иной проблеме.

Если пресса - «зеркало жизни», то она должна отражать все её грани: не только светлые, но и мрачные. Пресса не может быть лучше, чем жизнь. Даже в сказках волшебное зеркальце отражает только то, что видит... НО! Сколько ни говори людям, что нечего, мол, на зеркало пенять, - всё равно недовольные будут пенять. Такова судьба журналиста.

Я не утверждаю, что мы всегда были правы. Но мы были искренни. Во всём, даже в своих заблуждениях. Как говаривал незабвенный Михаил Владимирович Красновский (последний из профессиональных редакторов «Родника»), журналист - это не профессия, журналист – это образ жизни.

Интересное тогда было время, до предела насыщенное событиями, встречами, творчеством. Нам, советским журналистам, всё же повезло, в отличие от современных «работников пера», у которых ничего подобного не было и не будет.

Журналист – самая творческая профессия. А газетная журналистика – вообще особенное дело. Сегодня многие из тех, кто работает в информационной сфере, понятия не имеют, что такое настоящая журналистика, далеко не все станут докапываться до истины, им неведомы муки и радости творчества, страсть поиска информации, чувство удовлетворения от удачной статьи. По-человечески мне их даже жалко…

КОНЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ

Период романтических журналистских надежд был столь же ярким, сколь и непродолжительным. К сожалению, эпохи имеют обыкновение уходить…

Эпоха гласности закончилась вместе с разгромом советской власти. Вместо профессиональных журналистов, которых изначально готовили жить судьбой страны, к руководству крупных изданий стали приходить «эффективные менеджеры», призванные решать задачи уровня мелочной лавки. А в маленьких районных газетах и того хуже - редакторами стали назначать дисциплинированных чиновников. По-любому, газеты постепенно перестали быть газетами журналистов. Вернее, журналисты советской школы перестали «соответствовать моменту». Или момент перестал соответствовать тому, что в нашей жизни было важным…

Ныне престиж профессии журналиста обесценился. И не удивительно: если раньше в информационную сферу допускали только профессионалов, то ныне берут кого ни попадя (по крайней мере, на районном уровне). Знания, опыт, талант – на последнем месте в списке критериев «профпригодности» (а на первом – угодливость сиюминутной власти). О какой-либо «независимости» прессы давным-давно позабыли. Ну, какое тут может быть уважение к профессии?! И в Союз журналистов стали принимать кого попало: депутатов, чиновников, других «деятелей», которые порой не умеют даже фразу сформулировать. Какой уж тут авторитет?!

У газетчиков сейчас нет собственного праздника. Всех журналистов (газетных, теле, радио и т.п.) смешали в одну кучу «имени 13 января». В эту же кучу посыпались функционеры из бесчисленных пресс-служб. Полиграфисты по дороге вообще выпали.

Впрочем, похоже, что профессия журналиста-газетчика вообще уходит в прошлое. Можно только удивляться тому, что некоторые печатные издания до сих пор ещё существуют, тогда как типографии закрываются (в Московской области из них остались единицы). Все газеты неуклонно перемещаются в виртуальную сферу, и этот процесс не остановить. Здесь, конечно, есть и свои плюсы. В части оперативности подачи информации ни одна печатная газета не может конкурировать с интернетом. Если бы ещё и содержание менялось вместе с формой…

Не секрет, что в последние годы наша районная газета «Родник» получила в народе обидное прозвище – «Весёлые картинки». И впрямь – красивая газета, вся из себя цветная, фотографий много. Только освещаются в этой газете исключительно радостные события и светлые грани. Никаких проблем, ни единой острой темы, упаси бог от альтернативного мнения или какой-то критики… Тишь, гладь, божья благодать. Неживые какие-то картинки. Как свет без тени.

В электронном формате возможностей для украшательства больше, чем в печатном. Но там и других возможностей больше, например, оперативная связь с читателями всегда к услугам журналистов. Это прекрасная возможность набрать растерянный авторитет, окунуться в неприукрашенную действительность, научиться вести полемику. Но как-то незаметно, чтобы редакция стремилась этой возможностью воспользоваться. Так, например, ни один из моих вопросов и комментариев к постам «Родника» в «Одноклассниках» не был удостоен ответом. Редакция, по всему, самодостаточна. Тогда неясно, для кого вообще выпускается газета – для читателей или для администрации?

Между тем, в «Роднике» ещё осталось несколько сильных, талантливых, профессиональных журналистов. Но такое впечатление, что на них давно надели маски. Скрыв под этими масками и журналистское призвание, и энергию, и профессиональную гордость…

КАЖДЫЙ ПИШЕТ, ЧТО ОН СЛЫШИТ

Эпоха интернета как бы вернула нам гласность. Правда, в совершенно ином качестве, чем 30 лет назад. Она дала возможность независимым журналистам снова писать статьи, выражать своё мнение, публиковаться в соцсетях, не оглядываясь на редактора и прочую цензуру. Это несомненное благо.

Но в цифровом пространстве свои нюансы и свои трудности. Читательская аудитория здесь иная, чем в газете.

Начнём с того, что за последние 20 лет многие наши граждане вообще разучились читать. Больше двух строк не могут осилить, куда там до статей… Клиповое мышление на дворе. Не вдумчивое, поверхностное, спешное. Многие не умеют отличать сообщения от фейков, тупо репостят фальшивки, ведутся на провокации… Как включить мозги «обществу потребления»? – пока не ясно.

Далее: все, кому не лень, заделались «писателями» (или «блогерами»). Ну, как же: чего это я буду молчать, если у меня до хрена есть что сказать?! Очень понимаю такую позицию и поддерживаю. Кому есть что сказать – непременно надо сказать. Беда в том, что многим и сказать-то нечего, и двух слов связать они не умеют, а всё равно лезут высказываться. Бездарность и безграмотность иных постов зашкаливает. Как и базарное хамство некоторых «комментаторов». Поневоле вспомнишь о цензуре…

Есть такой тип людей (вернее сказать – особей), которые способны загадить любое пространство, где они ненароком появляются. Будь то лес или парк, река или озеро, улица или подъезд. К виртуальному пространству это относится в равной мере. Юродствующие, фашиствующие, умственно убогие и просто неадекватные граждане – все они наличествуют в соцсетях. И никуда от них не деться, и с этим приходится жить, и рядом с такими работать. Интернет превратился в большую мусорную свалку, и вычистить её теперь едва ли кому-то по силам. Он так и будет свалкой, пока не изменится само общество.

Чтобы не запачкаться, здесь каждому надо самому устанавливать «правила игры». С теми, кто только начинает свою деятельность в соцсетях, хочу поделиться некоторыми рекомендациями.

1. Постоянно проводите «уборку» своей ленты, иначе увязнете в мусоре и можете пропустить действительно достойные посты.

2. Не пускайте кого попало на свои страницы.

3. Не вступайте в сомнительные группы с заманчивыми названиями (некоторые – сплошная помойка, а устроены так, что из них потом очень сложно выйти).

4. Одно из главных правил – не ввязывайтесь в дискуссии с анонимами. Даже если их комментарии на первый взгляд покажутся вам интересными. Поверьте моему опыту: рано или поздно, но «свиное рыло» вылезет непременно. Эта трусливая публика, скрывающая свои подлинные имена за дурацкими никами, - самое противное, что есть в сети. Лучше не трогать.

5. Хотя серьёзные статьи и журналистские исследования в соцсетях рассматриваются как «неформат», давайте себе труд их открывать и хотя бы пытаться прочитать. Не пожалеете.

Помните, что настоящие, независимые журналисты и в интернете есть! Их мало, они разрознены, но они живы! Их статьи в соцсетях - как осколки разбитого зеркала на свалке, и они блистают, поймав солнечные лучи читательского внимания.

У каждого настоящего журналиста есть свои читатели и почитатели. Так, я всегда выискиваю в ленте публикации замечательного журналиста из Благовещенска Александра Ярошенко. Статьи прекрасные, умные, тонкие, берущие за душу. В центре каждой из них – судьбы конкретных людей. И тут же видно, какой отклик вызывают эти статьи, в скольких читателях пробуждают разумные мысли и лучшие чувства…

Прорвёмся, коллеги!

Татьяна Гамалеева

ПЕРЕВАЛ

май 2020 г.