«Афиша» составила список недавних сериальных экранизаций нашумевших детективных романов, которые непременно вам понравятся.
Дублинские убийства
1 сезон (2019)
Романы ирландской писательницы Таны Френч — это не ваше привычное детективное чтиво на ночь. Не поверите, но в них главное даже не развязка, а яркие психологические портреты героев и невероятно густая нуарная атмосфера, в создании которой Френч запросто может посоревноваться с лучшими скандинавскими образцами. Спустя какое-то время после прочтения романа Френч читатель запросто может забыть, чем там дело закончилось, но выкинуть из головы образы, нарисованные ирландкой, мысли и ощущения, которые возникли при чтении, может оказаться непростой задачей.
Неудивительно, что при работе с таким витиеватым первоисточником создатели сериала решили тоже хорошенько покреативить. Первый сезон «Дублинских убийств», созданный усилиями BBC One и американского канала Starz, представляет собой экранизацию одновременно двух первых романов Френч: «In the Woods» («В лесной чаще») и «The Likeness», который получил у нас в стране пошленькое название «Мертвые возвращаются?..». Кажется, излишняя креативность первого издателя Френч в России изначально отпугнула немало потенциальных читателей писательницы, а ведь благодаря именно этому роману писательница впервые заслужила сравнения с Донной Тартт, автором знаменитого «Щегла».
Правда о деле Гарри Квеберта
1 сезон (2018)
Главной особенностью романа «Правда о деле Гарри Квеберта», принесшего мировую славу 28-летнему швейцарцу Жоэлю Диккеру, можно назвать бесконечное количество твистов в финале. Некоторые из них вполне себе неожиданные, а некоторые искушенному читателю и зрителю могут показаться несколько клишированными, но тут уж ничего не поделаешь — так бывает, когда пытаешься взять количеством.
Для экранизации такого объемного романа с массой сюжетных линий и нелинейным повествованием понадобилось целых 10 серий, каждая по часу. И еще менее удивителен выбор режиссера: Жан-Жака Анно, который когда-то адаптировал «Имя розы» Умберто Эко для экрана. Телевизионная версия «Дела Гарри Квеберта» пожилого мэтра получилась довольно консервативной: тут вам и цветокоррекция под 1970-е, и постоянные крупные планы со старомодными наездами камеры.
Сюжет разворачивается в маленьком приморском городке Авроре, штат Нью-Гэмпшир. Именно в этой глухомани много лет назад поселился знаменитый нью-йоркский писатель Гарри Квеберт, автор легендарного романа «Происхождение зла». И именно сюда за помощью и советами старшего товарища устремляется главный герой, Маркус Гольдман — амбициозный и тщеславный автор одного бестселлера. Маркус не выходит из писательского ступора, да еще впридачу оказывается в центре скандала: на территории поместья его учителя обнаруживают останки девушки Нолы Келлерган, всеобщей любимицы, пропавшей без следа 30 лет назад. Гарри Квеберта, естественно, арестовывают, из-за чего по стране поднимается невероятная шумиха — его роман быстро изымают из школьной программы, а самого писателя пресса преподносит чуть ли не дьяволом, у которого был роман с несовершеннолетней. Молодой, но не менее известный друг Квеберта берется за собственное расследование, в ходе которого до определенного момента искренне верит в невиновность своего учителя.
Преступления прошлого
2 сезона (2011-2013)
Кейт Аткинсон пишет детективные романы, в которых запросто можно встретить фразы вроде «Любовь штопором ввинчивается тебе в сердце, и ее невозможно оттуда вырвать, не разодрав сердца» или «Раньше бедные были худые, а богатые — толстые; теперь, кажется, наоборот». И таких виньеток, разбросанных по страницам ее книг, рассказывающих о похождениях харизматичного детектива-неудачника Джексона Броуди, сотни. Персонажи Аткинсон — яркие и живые, размышляющие о том, можно ли по чиху женщины понять, какой у нее обычно оргазм, или о том, что со времен эпохи палеолита люди не особенно изменились.
Джексон Броуди в исполнении Джейсона Айзекса — это совершенно нетипичный главный герой для современного детектива. Он не мизантроп с туманным прошлым, и у него — сейчас содрогнутся поклонники Ю Несбё — практически нет вредных привычек. Более того, мы регулярно видим его на утренней пробежке. Что неудивительно: когда-то он служил в рядах британских вооруженных сил. Он разведен, и у него есть маленькая дочь, которую бывшая жена каждый раз привозит невовремя, в самые кульминационные моменты расследований. Несмотря на военное прошлое, у Броуди отличное чувство юмора и он до неприличия чуткий и сострадательный мужчина. Таких обычно называют «добрый малый».
Но не только брызжущим харизмой Айзексом примечателен сериал. На вторых ролях — тоже блестящая команда, которая как будто бы прямиком перебралась из «Шерлока». Влюбленную в главного героя офицера полиции играет Аманда Аббингтон, его секретаршу — Зейв Эштон, а одного из самых запоминающихся клиентов — Фил Дэвис. Еще одним козырем «Преступлений прошлого», несомненно, является Эдинбург, в котором разворачиваются события. Как мы могли убедиться с помощью, например, анимационного шедевра «Иллюзионист», это город со своей неповторимой атмосферой. Вот и у «Преступлений прошлого» очень уютный сеттинг: если вы вдруг потеряете нить сюжета, всегда можно насладиться великолепными городскими видами и пейзажами окрестностей.
Страйк
3 сезона (2017-...)
Для поклонников Джоан Роулинг давно уже не секрет, что автор «Гарри Поттера» под псевдонимом Роберт Гэлбрейт пишет детективные романы о похождениях лондонского частного сыщика Корморана Страйка, и по ним оперативно снимают сериал «Страйк». У Страйка довольно любопытная биография. Во-первых, он незаконнорожденный сын рок-звезды и группи, поэтому отлично разбирается в рок-музыке и не понаслышке знаком с сопутствующим ей образом жизни. Во-вторых, так же как и главный герой детективных романов Кейт Аткинсон, Страйк — бывший военный. Но далеко не такой жизнерадостный. Во время прохождения службы в Афганистане он подорвался на мине и потерял часть правой ноги. Вернувшись к мирной жизни, Корморан на деньги отца открыл детективное агентство, которое на момент начала первого романа — «Зов кукушки» — находится в плачевном финансовом состоянии.
Сериальный Страйк несколько отличается от литературного. Складывается впечатление, что создатели сериала просто не рискнули на все сто процентов воплотить придуманного Роулинг персонажа. В книгах он предстает тучным мужчиной, который постоянно пытается сбросить лишний вес, чтобы уменьшить нагрузку на культю, а в сериале это вполне подтянутый мужчина. У литературного Страйка на голове топорщатся жесткие кучерявые волосы, а в сериале он может похвастаться вполне приличной шевелюрой и аккуратной прической. Может быть, все дело в том, что зритель видит героя глазами неравнодушной к нему Робин в исполнении Холлидей Грейнджер.
Тринадцатая сказка
Джеймс Кент, 2013
Далеко не все знают, но у неоготическего бестселлера Дианы Сеттерфилд «Тринадцатая сказка» есть экранизация от BBC с легендарной с Ванессой Редгрейв в главной роли. «Тринадцатую сказку» совершенно заслуженно сравнивают с «Джейн Эйр» и прочими представителями викторианской готической литературы. В романе для этого есть все необходимое: погруженное в туман зловещее поместье, зловещие близняшки, зловещие тайны, а также один жуткий пожар и кидающееся скрипками привидение... Но Диана Сеттерфилд собственно никогда и не скрывала источник своего вдохновения: роман Шарлотты Бронте упоминается в самом начале «Сказки», а потом всплывает по ходу сюжета еще не раз. Спустя всего неделю после публикации роман занял первое место в списке бестселлеров по версии The New York Times. Такой колоссальный успех дебютантки Сеттерфилд, никому не известной учительницы французского из Северного Йоркшира, никого не оставил равнодушным и вызвал шквал полярных мнений.
В экранизации роль главной героини Виды Винтер исполнила Ванесса Редгрейв, легендарная британская актриса, известная не только своими ролями, но и весьма непростым жизненным путем и сложным характером, что, несомненно, роднит ее с героиней. В роли серой мышки Маргарет Ли — Оливия Колман, которая через пять лет прославится благодаря «Фаворитке» Йоргоса Лантимоса. «Тринадцатая сказка» была перенесена на экран Кристофером Хэмптоном — сценаристом «Опасных связей» Стивена Фрирза и «Искупления» Джо Райта, и, по мнению The Guardian, с таким мастером своего дела «мало что могло пойти не так». Тем не менее у большинства рецензентов все-таки есть претензии к сценарию, но The Daily Telegraph обращает внимание на то, что с роскошным актерским дуэтом Редгрейв — Коулман никакие клише и противоречия в сюжете не страшны.
Читайте больше интересных и полезных статей на канале "Афиши". Жмите сюда, чтобы подписаться.