Привет с вами Илья Брижак
Советы бортпроводника
Многие часто меня спрашивают, как работается бортпроводникам?
В статье ниже мы подробно разберёмся в этом.
Наткнулся на один паблик, где рассказывают о том, что минусов в работе бортпроводника гораздо больше чем плюсов. Решил проверить, что говорят об этом в других источниках. И офигел! В большинстве обсуждений и пабликов говорят о том, что минусов в этой работе больше чем плюсов, что в корне не так!
И это я вам сейчас докажу.
Начнём мы пожалуй с минусов и плавно перейдём к плюсам, чтобы закончить статью на хорошей ноте.
Вообще профессия бортпроводника весьма сложная. Как физически, так и морально. Но какая работа легкая?
Итак, минусы профессии бортпроводника. По порядку.
1
Джетлаг.
Если честно, то эту проблему сильно раздувают. Некоторые, так вообще прилетают из Москвы в Анталию, в небе провели 3 часа и потом в Анталии два дня спят. Типа джетлаг. Слово прикольное где-то услышали. А на самом деле за год работы в офисе организм настолько устал, что после смены сырой душной углекислой среды в столице, на чистую средиземноморскую, организм испытывает стресс. От обильного насыщения мозга и тела кислородом у людей реально кружится голова и они как бы несколько пьяненькие от этого. Хочется спать. Так что это никакой не джетлаг, а просто чистый воздух.
Ещё джетлаг очень часто путают с акклиматизацией. Хотя это очень разные вещи.
А вот если вы хотите узнать что такое настоящий джетлаг, то летите из Москвы во Владивосток дневным рейсом чтобы во Владивосток вы попали где-то часа в 2 ночи и ложитесь спать. После обеда проснетесь и вас по-прежнему будет рубить, если вы редко бываете в тех краях. Разумеется не всегда, всё зависит от организма, но в большинстве случаев будет именно так.
А если вы живёте например на дальнем востоке и летите в западном направлении то джетлаг будет минимальным. Настолько незаметным, что достаточно просто полежать, отдохнуть, залипнув пару минут с телефоном.
2
И раз уж мы заговорили об этом. Здоровье. Нагрузка на организм - это явный минус.
Если на земле в офисе у вас появляется остеохондроз, ну или ожирение… То в небе у бортпроводников страдает много всего: уши, волосы - они редеют, появляется варикоз - ноги после рейса как у слона, давление, опять же ожирение, женские проблемы, идёт изрядная нагрузка на сердце и на все внутренние органы и постоянно сушит глаза.
Всё это, разумеется, доставляет дискомфорт.
Но! Это парадоксально, но человек привыкает к этому. Организм адаптируется и вырабатывает определённый иммунитет на такие регулярные стрессовые ситуации.
3
Далее.
Заработок. Т. е. доход.
Да бортпроводники зарабатывают неплохие деньги. В среднем зп рядового б/п примерно от 60 до 100 000 руб/м.
Но друзья! Это очень мало за такую вредную работу. Да и в принципе для жизни это мало. Хотя кому как.
В общем, зп бортпроводника это отдельная очень интересная тема. Я скоро о ней подробно расскажу со всеми выписками расшифровками по месяцам и сезоном, чтобы у вас вообще не осталось вопросов по этой теме.
4
Следующий минус. Радиация.
Бытует мнение среди обывателей, что бортпроводники изрядно пропитываются радиоактивными веществами, часто летая на самолётах.
Так ли это на самом деле?
Как бы, и да, и нет.
Дело в том, что радиация действительно есть. Она исходит от солнышка. И она есть не везде.
Чем выше летает самолёт, тем сильнее излучение.
Но всё не так критично.
На среднестатистической высоте в 10 км радиация настолько мала, что никакого вреда организму она не приносит. Даже если вы летаете очень часто.
А вот например на трансатлантических рейсах самолёты летают на высоте 12 – 13 км. Раньше давным-давно, такие рейсы ставили примерно раз в полгода, объясняя это вредностью радиации на такой высоте. Ну потом учёные (или кто там), толи пересмотрели свои взгляды, толи перепроверили, толи этих учёных вообще послали далеко и надолго и плевать хотели вредно это или нет - рейсов много пусть бортпроводники летают - сейчас запросто могут поставить три рейса подряд из России в Нью-Йорк, Доминикану и Лос-Анжелес. Радиация на таких высотах конечно будет чуть-чуть побольше, но она все равно не вредит организму. По крайней мере, не так чтобы через 10 лет человек умер от этого. Тем не менее, пока не доказали обратное - принято думать, что радиация в самолете всё-таки влияет на человека.
5
Пандемия!
Это, как оказалось, минус минусов!
Из-за ковида абсолютно все авиакомпании лишились 90% рейсов. И по факту на вывозных или грузовых рейсах летают в принципе только блатные бортпроводники. Ну это даже близко не тянет на прежний уровень зп. Авиакомпании отправили своих сотрудников в неоплачиваемые отпуска, сократили штат. Кто-то устроился курьером, на удалёнку, продает бады в интернете, в общем кто что может.
И на сайте лайфньюс появилась информация что компания Эфко, более известная под брендом Слобода запустила компанию по поиску сотрудников на управленческие должности. Угадайте кого? Правильно! Бортпроводников. На их специальном сайте https://www.efko-steward.ru так и написано: «Хороших специалистов много не бывает, наша компания развивается огромными темпами и постоянно нуждается в молодых, стресса устойчивое, дисциплинированных и в то же время – находчивых сотрудниках.»
Идея из Проводов, которые остались на улице смело могут пробоваться на должность «замдиректора по стратегическому менеджменту» или «Замдиректора по корпоративным отношениям предприятия». Зп 60-150K. Сейчас, мне кажется самое время.
И конечно, на мой взгляд искать среди борт проводников управленцев довольно рискованно. Но если найдут, то почему бы и нет. Авиа отрасль все равно восстановится не раньше чем через год и для бортпроводников это прям шанс.
Им на землю спускаться тяжело, но попробуй найди на земле работу за 150’000. Да ещё и с карьерной лестницей.
Это как бы положительный момент в минусе. И почему-то именно бортпроводников приглашают на эти должности.
6
Далее.
Свободное время.
Дело в том, что его как бы нет.
Ты не можешь нормально планировать встречи с друзьями и близкими.
У тебя вечно то командировки, то учёба, то экзамены, то ты в резерве. А когда ты дома, то постоянно спишь. Отсыпаешься. Но дома ты так недолго, что как только собираешься к друзьям, тебе звонят из планирования и говорят: «А не могли бы вы выйти в рейс сегодня ночью?»
Из-за этого друзья отдаляются и у тебя появляются новые - бортпроводники.
А ещё в отношениях с друзьями появляется дистанция вот из-за чего.
Ты все время где-то путешествуешь и прилетая рассказываешь им, что «Я был там то, Я был здесь то. И вон там так ахуенно, а вот там не очень!» А друзья тебе рассказывают как у нас во дворе пока ты летал кошка окатилась. А побухать нормально ты с ними прямо сейчас не можешь, потому что тебе на рейс сегодня ночью.
Вот так.
7
Опасность профессии.
Конечно же, это тоже минус. Особенно, когда видишь очередную катастрофу с жертвами.
И к сожалению, в работе бортпроводника, этот минус никак не зависит от самого бортпроводника. Если самолёт уже приземлился и есть какой-то пожар, то от бортпроводника зависит все, но в большинстве авиакатастроф, бортпроводники бессильны.
8
Семья.
Это ещё один минус, который прям минус.
Дело в том, что у борт проводников с этим беда. Заводить семью будучи бортпроводником очень сложно. Мало кто захочет встречаться на расстоянии, а эта работа предполагает постоянные длительные командировки. Раньше все было несколько иначе, но в современном мире это очень сложный вопрос.
Семью не то чтобы не получится завести, получится. Но она вас будет видеть настолько редко, что непонятно кто вам ближе: семья или бригада бортпроводников. А дети! Улетел в командировку, прилетел через три недели, а твой полуторогодовалый малыш тебя просто не узнаёт. Это вообще не прикольно. Разумеется с возрастом он уже начнёт понимать что ты куда-то надолго улетаешь. И как бы тут даже не совсем ясно для какой стороны минус больше. Для тебя или для твоей семьи.
9
И последний минус.
Разумеется, пассажиры.
Кровососы, паксы...
Если бы не было пассажиров, то летать было бы кайфово, но, признаюсь, скучно! А ещё, честно скажу, что каждый раз когда Я слышал от коллег о чудиках на рейсах, то даже слегка завидовал. Я летал почти без происшествий. И мне хотелось тоже кому-нибудь рассказать что-нибудь веселое... но как бы оказалось, что всё нормально! Идиотов в небе хватит на всех бортпроводников!
Кто-то может возразить, типа: «да ладно все мы работаем с людьми. Например продавец консультант! Тоже мне индивидуальный.»
Да, продавцы-консультанты тоже работаю с людьми. Но!
Это ни разу не одно и тоже. Да, продавцы часто встречают ушлёпков. Но борт проводники работают со стадом. Одно дело когда продавец консультант встречает какого-то дурачка орущего в магазине, который находится на земле, где любой желающий может спокойно зайти и выйти. И в большинстве случаев люди будут требовать сохранять личное пространство.
А в самолёте все совсем по-другому. На одного бортпроводника приходится примерно 60 пассажиров и все они находится в тесном контакте друг с другом. Если например какой-нибудь дегенерат затеет драку в самолёте, то ни бортпроводник, ни продавец консультант который летит на море, ни мамаша с детьми, никто не сможет покинуть это помещение. Всё придётся решать на месте. Так что это не одно и тоже от слова совсем.
Итак. С минусами мы разобрались. Очередь плюсов и их больше.
1
И первый плюс который есть в профессии бортпроводника - это...
Сама работа.
Да. Многие, наверное сейчас удивились, но бортпроводникам нравится работать. Эта работа по-настоящему доставляет удовольствие. Разумеется есть дни, когда ты стоишь в самолёте и думаешь: «Господи, сейчас опять эти пассажиры придут...»
Но когда ты сидишь дома месяц, то места себе не находишь как сильно хочется снова на работу.
Работать бортпроводником - совсем не одно и тоже что работать в офисе, или на заводе, или курьером... Эта профессия совершенно ни на что не похожа. И она в большей степени творческая.
Проходит она незаметно, потому что по сути почти никогда не бывает одинаковых рейсов. Они все похожи, но всегда разные.
А после работы всегда бывает что? Правильно!
2
Отпуск.
Так как работа в этой профессии особенная, вредная, то и отпуск не как у всех. Он достигает в большинстве случаев 70-ти дней. Да. То есть почти что два с половиной месяца вы отдыхаете. И отпускные при этом очень классные.
Вы только представьте себе, девять с половиной месяцев вы работаете, а потом два с половиной месяца отдыхаете, при этом зарабатываете столько же сколько, когда работаете. Круто да?
В тонкости получения такого отпуска я вдаваться не буду, но примерно 95 % борт проводников уходит на 70-дневный отпуск. Часто они его разбивают на две недели, на месяц - как договоришься с планированием. Многие сразу берут весь! А у оставшихся 5% отпуск примерно 60 дней. Все зависит от налёта.
Но тоже здорово.
3
Далее, декрет.
Наверное те, кто понимают как работает вся эта государственная бюрократическая машина, уже догадались что если в среднем у бортпроводника зарплата 70’000, то декретный отпуск будет максимально прибыльным.
Коротко.
В руководстве всех авиакомпаний это дьявольски ненавидят, но ничего с этим поделать нельзя - природа берет свое.
Когда девчонки беременеют, то сначала им выплачивают семь месяцев по среднему, то есть в среднем 70’000 в месяц. А после рождения ребёнка ещё 200’000. А затем 1,5 года ещё примерно 25’000 ежемесячно.
С финансово-математической точки зрения для простого смертного эта работа – просто подарок судьбы.
4
Путешествия.
Об этом я снимал уже много видео на YouTube. Бортпроводники постоянно путешествуют. У них всегда ровный загар, улыбка на лице. И кстати, на этой работе заставляют улыбаться - это прописано в контракте. А когда ты постоянно улыбаешься, то становишься счастливым. Так что это такой плюс в плюсе.
Опять же коротко.
Если ты работаешь на чартерах, то сколько ты работаешь столько ты и проводишь времени на побережье морей и океанов во многих странах мира.
Думаю дальше рассказывать об этом смысла нет. Это просто рай.
5
Бонусы от авиакомпании.
Они есть конечно не везде. Но! В некоторых авиакомпаниях бонусы такие: раз в году ты и твоя семья можете полететь в любом направлении авиакомпании примерно с 90% скидкой. Где-то эта скидка 70%.
Плюс в большинстве авиакомпаний есть своего рода выслуга лет и предоставляется возможность летать часто со скидками. Разумеется, также семьям.
А если мы коснёмся негласных бонусов, то можно смело говорить о том, что у тебя есть контакты многих администраторов и сотрудников гостиниц, трансферов, турфирм и всё, что с с этим связано. Так что в свой отпуск ты можешь изрядно экономить. К тому же ты знаешь всё о лучших пляжах и гостиницах мира.
6
Далее, пенсия.
На неё проводники выходят раньше. Причём пенсионная реформа их не коснулась.
Мужчины на пенсию выходят в 50 лет, женщины - в 45. Но общий стаж работы должен быть 20 и 15 лет соответственно. И! В авиации при этом мужчина должен отлетать 10 лет, а женщина - 7,5.
Но есть нюанс. Если ты станешь инструктором через пять лет работы, то на пенсию тебе ещё работать и работать. Потому что эта схема распространяется только на рядовых и старших бортпроводников. То есть тех, которые работают во вредных условиях.
Как уйти на пенсию в 50 лет? Например ты, парень, пришел в 20 лет работать бортпроводником. Отлетал в общей сложности 10 лет рядовым и старшим бортпроводником. В 30 лет стал инструктором. Ещё 10 лет проработал инструктором. А может ты стал начальником отделения и построил неплохую карьеру. И в 40 лет ты можешь уходить с этой профессии. Все, на пенсию до глубокой старости ты себе заработал. А у девчонок всё соответственно быстрее.
Вот та самая вкусная для многих схема.
7
Следующий плюс не для всех, но для многих.
Постоянные перемены.
Ненормированный график, разные коллеги, разные города и тем более страны.
О чем это всё?
Разумеется, если ты к кому-то так скажем привязываешься, то постоянная смена коллег - будет минусом, но в работе - это несомненный плюс. На каждый рейс ты выходишь с новыми коллегами, разумеется за годы работы ты познакомишься совсеми в авиакомпании и будешь знать всех. Но общаться ты будешь с немногими. Поэтому не будет такого, что одни и те же коллеги будут перед лицом каждый день.
Ненормированный график – тоже для многих не подходит. Но я это отнёс к плюсам, так как сама мысль о том, что каждое утро пять дней в неделю тебе нужно вставать и идти на работу в какое нибудь одно место – равносильна смерти. Когда у тебя нет точного режима работы, то ты даже на подсознательном уровне ощущаешь себя свободным. И даже тот факт что тебе часто приходится вставать в 3 утра на работу никак не мешает. Потому что в большинстве случаев в неделю ты работаешь максимум 3-4 дня. Каждый день тебе рейсы не будут ставить. Это большая редкость. И соответственно когда ты просыпаешься в одном городе, а засыпаешь в другом, да ещё и в другой стране - это тоже непередаваемый кайф.
8
Следующий плюс.
Регулярная медкомиссия.
Ты знаешь о своём здоровье всё. Если что-то вдруг заболело, тебя быстро поставят на ноги. Почему?
Потому что ты ресурс, в который компания вкладывает свои средства и если ты простываешь, то для авиакомпании - ты сливаешься. Больничный никто не хочет платить. В их интересах, чтобы их рабочие лошади всегда были здоровы.
И это очень крутой плюс.
Даже заметил весьма обличительную особенность. Пришёл к ЛОРу в поликлинику с больным ухом и горлом, тебе советуют купить одно. А лётный врач назначает другое лечение - более эффективное. Причём когда горло болело мне она сказала, что Тантум Верде отличное средство. Но в России его не покупай, не помогает. Когда будешь в Анталии, там купи. Там настоящее лекарство.
Плюс каждый год ты проходишь ВЛЭК и знаешь о своем здоровье абсолютно всё. Тебе скажут что тебе следует пропить, чтобы что-то поправить, посоветуют витамины.
9
Сервис. Да да. Именно сервис. Я много раз говорил о том, что бортпроводники также как и туристы загорают на тех же пляжах и живут в тех же гостиницах. И сервис круглый год на них распространяется.
Уборка/готовка/стирка/глажка. Правда стирка и глажка только формы, но это самое главное. В номерах ты не убираешься, еду ты себе не готовишь, посуду не моешь, мусор не выносишь, форму ты себе не гладишь. Максимум что из сервиса ты делаешь сам – по прилёту домой загружаешь все грязные шмотки в машинку и после стирки развешиваю в белье. А потом снова все это складываешь в чемодан. Все! Бортпроводники к этому так привыкают и становится настолько ленивыми, что в большинстве случаев дома тоже заказывают еду. По крайней мере так было у меня и у большинства моих коллег.
Вот сюда бы отлично зашла реклама какой-нибудь пицерии, поэтому рекламодатели возьмите себе это на заметку. А мы двигаемся дальше.
Плюс N 10
Сбережения.
Мало того, что ты постоянно в командировках, где за тебя все делают. Так ещё за тебя все покупают.
Что это значит? Ты 3 недели в месяце не дома и почти не тратишь деньги на еду, бытовую химию, бензин и так далее. Если в командировке простыл - есть страховка. Большинство ею не пользуются, но она работает. И соответсвенно большая статья расходов значительно сокращается. Плюс, ты постоянно в форме и новые шмотки сохраняются дольше.
Все эти деньги которые вы бы расходовали живя и работая в городе, вы можете откладывать. На машину, на квартиру, на дело, на дачу, на путешествия, на ништяки, на все, что вы хотите.
Реально можно отковывать по 30-40% каждый месяц. А если вы летаете со второй половинкой, то - все 50% от заработка. За год можете купить себе тачку за миллион.
Плюс ты никогда не тратишь деньги на чай, кофе, туалетную бумагу, салфетки, жидкое мыло, мусорные пакеты и сахар! У тебя и всех твоих родственников это всегда валом.
11
И вот тут мы подобрались к очень классному плюсу. Дефицит.
Это то, чего в вашем городе, да и вообще в России нет. А если и есть, то для бортпроводников это достается заграницей в лучшем качестве за более приятную стоимость.
Т. е. дома у тебя всегда есть свежая икра из Хабаровска, которую ты там купил. Коньяк Арарат из Еревана, кубинский Ром из Варадеро. Духи и шмотки из Европы, постельное белье из Индии, iPhone и MacBook из Америки, сладости из Турции, кальян из Арабских Эмиратов и так далее... Бортпроводники в большинстве своём никогда не покупают всё это у себя дома. Всё везётся из заграницы.
12
Следующий плюс для многих будет прям плюсом.
Ты хорошо знаешь самолёт и не боишься летать. Но это не точно. Был у меня один знакомый коллега, который боится летать.
Но все остальные боятся летать только с пьяными пилотами))).
Также уже неоднократно говорил, что бортпроводники знают самолёт от и до. Я говорю сейчас о принципе полёта и его безопасности, а не о каких-то сложных технических деталях. И вам, чтобы перестать бояться летать, не хватает именно этих знаний. Так что это тоже плюс.
13
Знакомство со знаменитостями.
Ну как знакомства. Так, максимум фотка в самолете. Или если в одну гостиницу попадаешь с каким-нибудь Коляном из реальных пацанов, то забухать с ним больше чем реально. Со мной такого не было, но коллеги рассказывали, что повеселились изрядно.
14
Ну и контрабанда.
Да, Артемий?
Это конечно же шутка. Но в каждой шутке есть доля правды. Лебедев в своем выступлении о бортпроводниках передёрнул по максимуму, но 1% факта вычленить оттуда просто невозможно.
Эта тема совсем не для Дзена, да и не для посторонних «ушей». Слово контрабанда тут тоже не совсем подходит, но так сказать запрещённые продукты для собственного пользования, которых нет у нас или например у них, некоторые бортпроводники регулярно возят с собой.
Бонус.
Я встретил на этой работе свою жену. Хотя для всех парней это плюс. В большинстве своём стюардессы - умопомрачительные красотки. Плюс эта профессия даже спустя годы после увольнения даёт мне возможность развиваться в творческом направлении. У меня есть свой блог и Я безмерно рад, что он вам очень нравится.
Спасибо вам за это большое!
Как всегда подписка, чтобы не пропускать полезные и смешные выпуски, добавляйтесь в инстаграм, чтобы пообщаться, в телегу, чтобы быть в курсе свежих новостей про авиацию и путешествия. Делитесь этой статьей с друзьями и
Приятного полёта.