Ермак - освободитель Сибири. Примерно так нас учили в школе. Говорить о том, что Сибирь Россия захватила было как-то не принято, да и сейчас утверждать очевидное вроде как стыдно. И что сделала это в общем-то "сборная солянка" из разного рода разбойников и авантюристов (а кто бы еще отправился за Урал в полную неизвестность?).
Но как бы мы ни относились к Ермаку - плохо или хорошо - факт несомненный: именно он положил начало присоединения Сибири к Русскому государству. Так почему же Россия так никогда и не поставила Ермаку в Сибири сколько-либо внушительных памятников?
Три причины, почему у нас нет памятников Ермаку
Во-первых, Ермак - фигура в российской истории, прямо скажем, странная. Все более или менее приличные завоевания в России совершали цари и императоры, ну в крайнем случае - выдающиеся полководцы. Ну вспомните: "Казань брал, Астрахань брал" - это Иван Грозный. Пробил окно в Европу - это Петр Первый. Освободил Европу от фашизма - "десять Сталинских ударов". И так далее.
А тут - какой-то казак сомнительного и малоизвестного происхождения. Да кто он вообще такой?
Во-вторых, время для похода, так уж вышло, оказалось совсем неудачным. Ермак начинает свой поход в 1581 или 1582 году, а всего через два года - в 1584 году умирает главный интересант присоединения Сибири - царь Иван Грозный. Страна погружается в череду междуусобиц, борьбы за власть, а потом и в так называемое "Смутное время". Тут уж не до Ермака.
В-третьих, народ Ермака реально любит, и больше того - видит в нем воплощение "народной вольницы". В образе Ермака вообще очень много от Степана Разина и Емельяна Пугачева, и вообще - от всего этого "русского бунта". Пожалуй, от этих "народных освободителей" у Ермака даже больше, чем от реального исторического персонажа. "Народный Ермак" с реальным не имеет никакого отношения - его таким "изобрели" в народных сказаниях и легендах.
К началу XX века образы Ермака буквально наполняли все дома Сибири - об этом пишут многие путешественники того времени. А что это значит с точки зрения власти? Поставить Ермаку памятник - значит попустительствовать почитанию "народных свобод" и "народных освободителей". А этого допустить было ни в коем случае нельзя!
Вот и получается, что Ермак как "официальный" освободитель Сибири пришелся не к месту - а других освободителей в общем и не было. В результате в Иркутске и Хабаровске почти в самом центре города стоят памятники "собственным" казакам - основателей этих городов, а у Ермака - всего один памятник в Тобольске, да и тот - каменный столб.
Был и еще один памятник - в нынешнем Казахстане. Там памятник Ермаку стоял в городе Усть-Каменогорске (нынешний Оскемен). Но в начале 90-х по Казахстану прокатилась волна национализма, и "русский завоеватель" оказался ну совсем не к месту. В итоге его перевезли в Алтайский край, в окрестности Змеиногорска. Там он сейчас и стоит - на берегу искусственного озера.
Понравилась публикация? Ставьте "лайк" ("палец вверх") и подписывайтесь на канал "Пишу докторскую". Давайте вместе взглянем на историю по-новому, но строго по науке!