Найти тему
Мозаика

От чего зависит развитие народов? Продолжение про гастарбайтеров и не только

Мне очень нравятся армяне. Я знаю, как это звучит. Но я не вкладываю никакого негативного, недопустимого смысла в эту мысль. Просто они очень цельные. Не то, чтобы все - но очень многие. Скажем так, при взгляде на человека (почти) всегда можно узнать, что он армянин, будь-то ученый или сапожник. Я не раз встречала их, работая экскурсоводом в Спасе-на-Крови и всегда видела издалека. Есть армянский юмор, есть армянский геноцид. У армянского народа есть лицо, четкое, ясное, мужественное, многое пережившее и не раз об этом размышлявшее ... красивое.

Много лет назад у меня была необычная учительница по музыке Сусанна Галустовна Сароянц, армянка, жившая во Владикавказе. Она могла вдохнуть жизнь в "уставших" (от педагогов-бездарей) учеников и вдохнула - при ее появлении в музыкальной школе ей отдали всех "вечных троешников с натяжкой", среди которых была и я. И вот чудо - следующий экзамен был сдан на отлично. Рядом с ней с удивлением для себя я открыла, что заниматься музыкой может быть интересно.

С. Г. Сароянц, фото из открытых источников
С. Г. Сароянц, фото из открытых источников

Но дело не в том, что мне встретилась учительница армянка, не из этого сформировалось мое отношение. В ней и во многих других представителях этой нации одновременно чувствуется что-то очень древнее (интересное) и современное. Внутренняя свобода. Сусанна Галустовна держалась независимо, но легко при этом. Как буд-то она за эту независимость заплатила много веков назад, однажды и навсегда и теперь может смело жить с нею до конца дней человечества. Это больше не вопрос. Человек, доводившийся мне отцом, в республике Северная Осетия был много лет председателем правления союза композиторов. Он был страшный сталинист и абсолютно авторитарен. Моему предыдущему педагогу он все время давал указания, каких мне композиторов "можно" ставить в программу. Но по отношению к Сусанне Галустовне у него такая мысль не однажды не родилась даже. К ней невозможно было не относиться с уважением.

Когда мой сын был маленьким он стал читать "Звезды над Самаркандом" Сергея Бородина. Это исторический роман о завоеваниях Тамерлана и отчаянному противостоянию отдельных народов - армян в частности. Автор, если честно, под большим вопросом со своими сталинскими премиями и не только. Но как у любого не заслуживающего уважения автора бывают проблески, так и другое есть - как вчитаешься или вслушаешься в невинный, тем более, рассказ ребенка. Звучала эта история завораживающе и отчаянно свободолюбиво: как армяне рискуя жизнью прятали свои святыни, книги, запоминая, где закопали. давая себе клятвы - что ни под какими пытками не признаются - и тот из них, кто жив останется - вернется за ними, чтобы другим передать.

Глядя на армян чувствуется, что это была правда! Они не готовы забыть геноцид, хотя история признания была не проста. Они не готовы - забыть себя...

Быть таким - не свойство нации. Можно было бы сказать, что это свойство времен, .. но армяне есть и сегодня и я не вижу их толпами скитающимися в виде гастарбайтеров по чужой стороне. Так что неизвестно, от чего это зависит, почему у одних так а у других (пока) не так. Известно, что приводит к такому внутреннему достижению .. собственное - внутренне достижение: нежелание забыть себя. Любовь к своему, своей самобытности, книгам, писателям (конечно, настоящим!) - которая должна быть дороже, чем просто выжить, остаться в живых как "биологическое существо"...

У осетин, из которых я родом, лицо уставшее от глупости, как я это чувствую и, наверное, отчаяния, что ничего нельзя исправить, растерянности - я о сталинских временах. В Осетии несмотря на все издевательства над этим краем Сталина - его сегодня превозносят ...А от глупости устаешь, очень. Чуешь ее внутренним глазом, а отказаться не можешь, она часто страхом вызвана и отсутствием хоть капли сочувствия к себе.

А у русских? За плечами не один геноцид: советское время, время крестьян ранее - переосмысления пока нет. Все те же потемки в душе и желание куда-то спрятаться, неприкаянность, тоска по уюту, которого все нет. Не знаю, насколько можно время крестьян назвать геноцидом, но по уровню насилия более, чем похоже.

Так что своих тягот хватает. Живя с "биологическими" (смирившимися с этим статусом) гастарбайтерами - духом не воспрянешь. Они одним своим видом все звезды с неба снимают. Нехорошо это, когда люди до такого скатываются - пора им домой!

----------------------------------------

Прошу о помощи моей семье, кто может и небезразличен. К сожалению монетизация моего канала не воодушевляет, на данном этапе. О том, как я потеряла работу я писала еще здесь. Теперь меня выживают из съемного жилья. Помочь можно здесь. Спасибо! И подписывайтесь.. покуда жива тему не оставлю!

-3

Пишите о своих восприятиях, кого и как вы видите (в контексте), только, пожалуйста, без агрессии. Она только еще больше калечит или нагнетает - в общем она в другую сторону от искомого)