Найти тему
Никита Иванов

Лучше отвечать перед Богом за милости, чем за строгости, но и без строгости никак.

Актуальный, думаю, для многих вопрос: как относиться к строгости священника? Батюшка отказался причащать детей семи, восьми и двенадцати лет за то, что не смогли выстоять службу и выходили из храма. Допустимо ли так строго относиться к детям и надо ли жаловаться епископу на такие недоразумения?

Отвечать на такой вопрос заочно, не зная детей и обстоятельства, очень сложно. Но вот один пример из жизни я приведу. У моего знакомого священника были три сына примерно такого же возраста. Храм маленький, приход еще меньше, а потому прихожан кот наплакал, в основном редкие приезжие, местным некогда – хозяйство, дела. Батюшка – добрейший человек, дети из него веревки вьют, а у него больное сердце, пятеро детей и такая же больная жена. Владыка был крутого нрава и по малейшему доносу ссылал священника на дальний и, как правило, бедный приход. Но ни ропота, ни жалоб я никогда от этого батюшки не слышал.

Воскресная служба, лето, за окном полнота жизни, и детей в храме не удержать. Служба была тихая и мирная, да и сам настоятель редкой кротости. Все было пристойно и благоговейно, и даже дети, изредка выходившие и входившие в храм, вели себя тихо. На Великом входе батюшка, стоя лицом к немногочисленному народу, строго посмотрел на сыновей. Но те, зная добрый нрав отца, не обратили на этот взгляд внимания.

Вот и причастие, почти все, кто пришел на службу, причащаются. Дети становятся впереди. Батюшка тихо говорит, чтобы они отошли в сторону. Заминка. Но делать нечего, отходят. После того как все причастились, кроме сыновей, батюшка спокойно унес чашу и завершил службу. Дети плакали, особенно младший, однако священник непреклонен. Плохо себя вели. Но я внутри согласился: хороший урок, нужный. Для всех.

Исключительная серьезность во время богослужения – главное условие воспитания благоговения у детей и взрослых. Сегодня даже среди духовенства так мало благоговения. Порой хочется плакать от бесцеремонности и небрежности на службе, а главное – дерзости.

Батюшки, проявляющие разумную строгость на службе, редки и тем ценны. Конечно, во всем нужна мера, но богослужение формирует у детей образ Божий, а от этого формируется и сама жизнь с Богом или без Него. Больно причинять людям боль, особенно детям, но еще больнее видеть, как они бесстрашно играют с Огнем. От такой игры можно погибнуть.

Лично я стараюсь руководствоваться таким правилом: лучше отвечать перед Богом за милости, чем за строгости, – но богослужение совершенно особая статья, и тут я бы принял волю священника.

Лавра преподобного  Сеогия.
Лавра преподобного Сеогия.