Сикстинская капелла-один из самых значительных памятников искусства эпохи Возрождения. Многие гении той эпохи приложили свою руку к созданию росписей капеллы, но самую большую известность и ценность представляют фрески Микеланджело.
Будучи скорее скульптором нежели живописцем, Микеланджело неохотно взялся за эту работу. Несмотря на это работа была исполнена великолепно, даже с учетом того, что роспись потолка и настенная фреска "Страшный суд" были выполнены с разницей почти в 30 лет.
В этой статье мы рассмотрим все 47 фресок и сюжетов, выполненных на потолке Сикстинской капеллы гением эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти.
Статья получилась очень длинная (в 2-х частях), и дочитать ее смогут лишь истинные ценители искусства Микеланджело. Поэтому наберитесь терпения.
Многие, кто имел удовольствие рассматривать роспись потолков в различных музеях и дворцах, знают, что занятие это не из легких. Если хочется рассмотреть все внимательно-приходится долго стоять с запрокинутой головой, что довольно неудобно. Однажды, когда я впервые столкнулась с детально расписанным сводом во Дворце Колонна в Риме, у меня было только одно желание-лечь на пол и смотреть. Жаль, что делать этого нельзя. Я думаю такие мысли посещали всех посетителей.
После этого случая я решила, что к таким мероприятиям нужно основательно готовиться. Что собственно сейчас мы и сделаем. Я очень надеюсь, что после прочтения этой статьи изучение потолка капеллы станет более легким и увлекательным занятием. Во всяком случае я точно планирую ей воспользоваться при следующем визите в Ватикан.
Вот так выглядят фрески на потолке в реальности.
А вот так выглядит схема потолка, которой очень легко пользоваться для того, чтобы сориентироваться и понять на что конкретно вы смотрите.
В центральной части потолка расположены 9 сцен из Книги Бытия(первая книга Ветхого Завета и всей Библии). Книга содержит предания о происхождении мира, древнейшей истории человечества и испытаний, выпавших на их долю. Фрески разделены на 3 группы, в соответствии с хронологией событий. Читаются они справа налево.
Сотворение мира
Первая группа, выделенная желтым цветом на схеме, повествует о создании мира Господом. Содержит 3 фрески: Отделение света от тьмы, Создание солнца и планет и Отделение суши от воды.
В центре сюжета Саваов (Господь), создающий небесные светила, свет и тьму, землю и воду и отделяющий их друг от друга с помощью божественной энергии.
Интересно, что Микеланджело первым осмелился изобразить Бога в обличии человека, до этого существовали исключительно аллегорические изображения (чаще всего просто ладони).
Образу Бога обычно сопутствовал синий цвет, но художник облачил его в лилово-красные одежды. Считается, что такой цвет одеяния был вынужденной мерой потому что денег на краски было выделено недостаточно, и на синий лазурит, который был очень дорогим, художнику просто не хватило денег.
Микеланджело в первую очередь был скульптором, поэтому все фигуры изображены очень пластично, анатомически точно, а их эмоции и действия определяют позы и жесты.
Сотворение Адама и Евы
Следующие 3 фрески посвящены иллюстрации создания рода человеческого и состоят из: Сотворение Адама, Сотворение Евы, Грехопадение и изгнание из Рая
Сотворение Адама пожалуй одно из самых известных изображений в истории живописи. Которое стало символом эпохи Возрождения.
Господь, парящий в небе с ангелами, протягивает руку к своему творению, чтобы вдохнуть в него жизнь. В центре композиции две руки, которые вот-вот должны соприкоснуться.
Художник создал внутри каждого из нас удивительное напряжение и трепет от желания лицезреть настоящее чудо. Кажется, что через мгновенье из места соприкосновения прольется сияющий божественный свет.
Некоторые исследователи считают, что красная ткань, которая окружает свиту Бога, изображена то ли в форме мозга, то ли в форме матки, а развивающийся зеленый кусок олицетворяет разрезанную пуповину.
Современный мир творит со знаменитыми живописными образами нечто невообразимое, делая из них символы поп-культуры, и этот "божественный жест" был обречен быть растиражированным на принты футболок и сотни мемов. Безусловно, само произведение это не обесценивает, и никакие принты не сравняться по впечатлению с оригиналом.
В фреске "Сотворение Евы" центральным персонажем является она сама, тело ее олицетворяет чувственность и красоту, а молитвенный жест-благодарность и благоговение перед Создателем.
Фрески этой части выполнены настолько великолепно, что биограф Микеланджело Вазари писал, что она настолько хороша, будто создана самим Богом, а не простым смертным.
Эта фреска изображает сразу 2 сюжета. В левой части изображена сцена искушения, где Адам и Ева еще преисполнены красотой и силой, тянут руки к Дереву познания добра и зла. В правой части, они же, но уже гонимые, сметенные и страдающие изгоняются из Рая.
Используя минимум деталей, художнику удается передать чувства и эмоции через выражения лиц, позы, жесты и даже повороты тел.
История Ноя
Три заключительные фрески посвящены Ною и испытаниям, которые ему суждено было вынести.
Первой является Жертвоприношения Ноя. Потрясенный масштабами гнева Божьего, гибелью всего человечества и исполненный благодарности за свое спасение, Ной с семьей приносит жертву Господу.
За его старания Бог обещает больше не наказывать землю потопом и не обрушивать гнев свой на все живущее.
Эта фреска повествует о самых трагичных событиях Ветхого Завета. За грехи и отвращение от Господа он насылает на человечество Всемирный потоп.
Попытки людей спастись от необратимой гибели на этой фреске не выглядят бесполезными. Люди как будто вспомнили о божественной природе своей. Матери спасают малолетних детей, взрослые-стариков. На лицах нет уныния, но есть надежда на милость Божью.
Третья фреска повествует о жизни Ноя и его семьи после потопа. Высадившись на землю Ной начинает возделывать землю и выращивать виноград. Сделав вино, выпив и опьянев, Ной засыпает обнаженным в своем шатре. Его сын Хам, осмеял его и рассказал братьям, которые взяли одежды и накрыли отца. Когда Ной проснулся и узнал о поступке Хама-он проклял его и завещал, что потомки его будут рабами у потомков Сима и Иафета.
Создав эту фреску Микеланджело хотел обратить внимание людей на грех Хама.
Принципы выбора сцен из Книги Бытия и смысл их последовательности до сих пор до конца не объяснены. Таков был замысел гения, что тут еще скажешь.
Пророки и сивиллы
На сводах с обеих сторон Микеланджело изобразил 12 персонажей: 7 пророков Израиля и 5 сивилл Древнего Мира, предсказавших явление Христа.
Снова вернемся к нашей схеме, чтобы понимать о чем речь. Пророки сивиллы самые крупные фигуры на всей фреске и изображены они вокруг 9 сцен из книги Бытия, о которых мы говорили ранее.
Начнем с Иона, расположенного справа, перпендикулярно фреске "Отделение света от тьмы" прямо над алтарем и пойдем по часовой стрелке.
В самом почетном месте он изображен по причине того, что его жизнь предвосхищает судьбу Христа. Пророк не подчинился воле Бога и был проглочен китом, в чреве которого провел 3 дня и 3 ночи в молитвах, после освобождения выполнил волю Господа. (Христос воскрес после 3 дней и 3 ночей).
Далее мы видим пророка Иеремия. Он относится к Главным ветхозаветным пророкам. Он очень страдал от того, что его пророчества о Вавилонском пленении не воспринимались с должной серьезностью. В какой-то момент он даже засомневался в своем даре. Поэтому изображен усталым, измученным старцем в глубоком раздумье.
Персидская сивилла
Сивиллами в античность называли прорицательниц, причем предсказывали они чаще всего надвигающиеся ужасы. Считается, что она предсказала появление Христа и деяния Александра Великого. Оставила после себя 24 книги с предсказаниями в стихах. Предсказания довольно двояки, понимать можно по разному.
На заднем плане мы видим двух слушателей сивиллы, счастливое или несчастное предсказание зачитывает им сивилла. Мы не узнаем.
Пророк Иезекииль
Еще один из ветхозаветных пророков, к которому явились четыре фантастических существа. В христианстве это пророчество ознаменовало появление Христа и 4-х евангелистов.
Пророк изображен так, будто спорит с кем-то: его поза, положение рук, поворот головы характеризуют похожие состояния. За спиной у него стоят 2 путти (ангелы в образе детей)
Эритрейская сивилла
Она предсказала начало Троянской войны, падение Трои, основание Рима и процветание Римской империи. Также известна множеством трудов по анатомии.
Микеланджело предпочитал мужские атлетичные тела нежным женским, поэтому сивиллу он изобразил в традиционной для себя манере- красивое и изящное лицо и мужеподобное тело. За ее спиной путти взвешивает что-то на весах.
Пророк Иоиль
Относится к "малым" библейским пророкам. Известен тем, что первым стал записывать свои ведения. Возможно именно этим и заслужил внимание Микеланджело.
Пророк Захария
Пророк, который находился в ближайшем родстве с Иисусом Христом. Его жена была родной сестрой Анны, бабушки Иисуса. А сын Захария Иоанн крестил Иисуса Христа (Иоанн Креститель)
Дельфийская сивилла
Существует несколько легенд относительно Дельфийской сивиллы. Одна из них гласит что она была сестрой Аполлона, а другая, что появилось в союзе смертного мужчины и морской нимфы. По легенде сивилла пережила 9 поколений людей, а после смерти осталась блуждающим голосом, продолжавшим изрекать пророчества.
Пророк Исаия
Именно Исайя предрек появление Христа. Более того, в его откровениях, собранных в "Книге Исайи" , исследователи обнаружили идеи социальной справедливости и равенства, что дает основание предполагать, что он был одним из первых философов, имеющих социалистические взгляды.
Кумейская сивилла
Была довольно известной прорицательницей в Древнем Риме, которая предсказала появление Христа и страдания, которые он должен будет понести во имя человечества.
Образ сивиллы в своих картинах использовал не только Микеланджело, но и другие крупные фигуры эпохи Возрождения, такие как Рафаэль и Тициан.
Пророк Даниил
Даниил самый молодой из пророков, изображенных Микеланджело. Он служил толкователем снов при дворе Навуходоносора. Предрек падение Вавилона, чудесным образом спасся из логова львов и вычислил срок явления на землю Христа.
Ливийская сивилла
Известность ливийской сивилле принесли ее радикальные взгляды на языческую религию и поклонение идолам еще за 700 лет до рождения Христа.
Историки христианства считают, что сивиллы были призваны подготовить мир к явлению Христа, но реальное их существование все же не доказано. Выбор именно этих 5 сивилл историки объясняют различным географическим происхождением-Африка, Азия, Греция и Иония.
Чтобы не делать из этой статьи нечитаемый лонгрид я решила разделить ее на 2 части.
Вторая часть, в которой мы разберем какие родственники Христа были изображены на своде капеллы и почему. Рассмотрим библейские сюжеты Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Медный змий, Наказание Амана и в заключении узнаем общий смысл и связи между блоками изображений и общую повествовательную нить.
Статья уже здесь, можно читать (нажать чтобы прочитать 2 часть)
Я стараюсь писать для Вас легко и интересно, а в этот раз еще и длинно. Поддержите меня, я писала эту статью целых 2 дня по 4-5 часов. Поставьте 👍👍 и напишите что-нибудь в комментариях!
Ну а если Вам интересно искусство и вы хотите узнать много интересного о художниках, выставках и событиях культурного мира-подписывайтесь на мой канал (нажать чтобы подписаться)