Найти тему
Берём. Меняем.

Зачем молодые амбициозные люди идут работать в «дом молодежи» (и выставляют скульптуру «Ленин-грибочек»)?

Оглавление

Опыт Евгения Панова, руководителя отдела проектного творчества культурного центра «Этаж», Новосибирск.

За день до записи этого интервью в культурном центре «Этаж» открылся новый сезон. В перерывах между концертами, поэтическими чтениями и чаем с пирогами, команда центра представляла себя и будущие проекты, используя слова «инклюзивность», «урбанистика» и «третье место». Ребята искренне улыбались, иногда запинались, шутили невпопад и вообще делали довольно непривычные вещи для места с приставкой «муниципальное».

Почему эти парни и девушки работают именно здесь, а не строят карьеры в «горизонтальных» сферах? Как они получили свободу самовыражения и реализации? И как выставили скульптуры «Ленин-омоновец» и «Ленин-грибочек» на мероприятии к столетию Октябрьской революции?

Об этих и других особенностях работы «Этажа» рассказывает Евгений Панов, руководитель отдела проектного творчества.

МУНИЦИПАЛОЧКА

На юридическом языке мы «Дом молодежи Железнодорожного района» – об этом слева от двери висит большая некрасивая табличка. У «Дома молодежи» есть головной офис, есть директор учреждения, а я начальник отдела проектного творчества. У моего отдела есть 2 помещения — «Этаж» и «Крыша».

Культурный центр «Этаж» — бренд в Новосибирске. Если бы мы назывались «отдел проектного творчества» мало бы кто к нам приходил.

Раньше здесь был синий зал с вахтершей, большим ламповым телевизором, антеннкой и проволокой в окно, чтобы телевидение ловило. Сегодня мы существуем в формате открытых пространств, на которых реализуются и наши проекты, и идеи горожан.

Центру помогает существовать муниципальный фундамент: государственные помещения, их содержание, зарплаты сотрудникам. Зарплаты низкие, зато мы не «отсиживаем» свое время и нас не гоняют, как всех сотрудников МУПов, на выборы или первомайские шествия. За 5 лет команда создала себе такую репутацию, что нас не трогают.

Да, удобно, за нас платят коммуналку, интернет, чинят поломки, но, чтобы сделать симпатичные стены, чтобы буквы на стенах красивые — приходится думать, привлекать спонсоров, иногда даже зарплатами скидываемся.
-2

КРЫША

«Крыша» появилась благодаря гостям «Этажа». Мы делали проект «Городская школа», где учили создавать культурные пространства. Тогда же узнали, что есть пространство на Нарымской, 25 — там была куча кружков и туда никто не ходил, хотя это почти центр.

«Этаж» тогда уже был очень популярным местом, нужно было создать что-то с общей историей, но со своей идеей и аудиторией. За 1,5 месяца собрали концепцию, сделали пиар и открыли «Крышу». Ремонт был жуткий, денег не было, в ночи натаскали 10-15 паллетов, кто-то из команды привез ретро-вещи, что-то еще. На открытие пришли более 600 человек.

«Этаж» располагается в жилом доме, а там своя пристройка с выходом на крышу, мы никому не мешаем: проходят громкие концерты, выступают рок-музыканты, есть студия звукозаписи с полной звукоизоляцией и оборудованием. Акцент на музыку, но приходят граффитчики, собираются вожатские объединения, есть те, кто создает развивающий контент. На «Этаже» милота — там андеграунд.

Важна концепция, если пространство проводит «всё» – это не работает.

МЕРОПРИЯТИЯ


КДМ [Комитет по делам молодежи] ежегодно спускает нам муниципальное задание, оно состоит в минимальном
количестве проведенных мероприятий в год и количестве посетителей.

У нас есть свобода, мы предлагаем то, что придумываем сами и что хотят наши гости. За 5 лет перепробовали очень много, от каких-то направлений уже отказались, вывели из работы пространства.

Из ярких событий: аукцион «Сбагрис», тайные концерты, «71 Ленин», «Ночь музеев», фестивали культуры «Евротур» и многие другие. Так как мы муниципалка, для гостей все мероприятия бесплатные, разумеется.

-3

Стёб-аукцион «Сбагрис». Люди торговались за картины и обменивали их на еду и другие вещи. Например, торговались гречишными зернами: первая ставка — 100 000 зерен. Тема крутая, потому что есть много молодых художников, которые не реализуют свои работы, они где-то пылятся. А тут можно получить аудиторию за еду, четвертый айфон, новые холсты, за что угодно. И у кого-то сейчас висят картины молодых художников.

Тайные концерты на разных локациях Новосибирска. Наши концерты, аналог английских Sofar: гости регистрируются и заранее знают только дату и время, ни места, ни лайнапа.

Выставка «71 Ленин» на Ленина, 71. Нужно было организовать мероприятие к столетию Октябрьской революции. Мы сказали «окей» и сделали выставку «71 Ленин». У нас есть знакомая художница, которая переосмысливает маленькие бюсты Ильича: «Ленин-омоновец», «Ленин-грибочек» с белой шляпкой. Набрали креативных художников и скульпторов — весь «Этаж» был заставлен. Мы вывернули это в дикий полу-стеб — и начальникам угодили, и молодежь на это пошла.

Если что-то не удается, нас особо не ругают. Покажите мне другие организации, существующие так долго. Мы единственное открытое пространство в городе, которое работает больше 3 лет и к нам активно ходят.

ГОСТИ


По концепции «третьих мест» у нас должны быть постоянные гости.
Если люди посещают только события, а в остальное время здесь пусто, — значит они не знают, чем себя здесь занять, условия не созданы. Год назад мы сделали ремонт, поставили столы, стулья — к нам стали активнее ходить в будние, в дневное время, кто поработать, кто поучиться.

Раньше особо активно приходили старшие школьники 14-17. Мы думали, как повысить эту планку: сделали коворкинг, переговорную, убрали места, где можно просто чилить и ничего не делать. Теперь ядро аудитории — активное студенчество до 23.

Взрослые придумывают что-то по урбанистике, экологии, архитектуре. Молодняк приходит с более «низменными» интересами — давайте проведем квартирник, игротеку. Мы говорим, простите, но нам не интересно, мы такое делали уже 100500 раз, еще на старте.


КОМАНДА


У специалистов по работе с молодежью есть еще один показатель – проведенные мероприятия. У нас есть Диана — она работает
с молодыми поэтами и курирует проект «Попробуй прочесть», делает интенсивы, приглашает театралов, спикеров, которые учат дикции, стихосложению.

Три года назад я решил плотно заниматься музыкой — у нас здесь внизу своя репетиционная точка, создаем сообщество музыкантов. У меня группа, мы выступаем, проводим джемы.

Есть те, кто занимается лекциями и мастер-классами. Есть Ваня — он берет на себя все инициативы от горожан. В том числе проверяет состоятельность спикеров, сегодня развелось много «специалистов».

Часто мы придумываем проекты, которые были бы полезны для пространства. А давайте замутим «Этажную монтажную»сообщество видеографов, которые будут вместе тусить, развиваться, обучаться съемке, монтажу и выдавать нам видео-контент под наши события? Попробовали, не получилось. Но не потому, что нет видеографов, а потому что человек, кто этим занимался, не смог создать вокруг себя сообщество, у него пока мало навыков.

Команда 10 человек, вроде большая, но два пространства: тут 5, там 5 — уже не так и много. А директоров сменилось уже трое за пять лет — это обратная сторона муниципалки.

-4

ПОЧЕМУ Я ЗДЕСЬ


Я педагог-психолог по образованию: работал и в школе, и в детском лагере 3 года на разных позициях, потом пришел сюда.

Во-первых, это не офис. Здесь много свободы, почти нет рамок. Я сам деревенский, лет до 18 возможности развиваться не было, а тяга к творчеству, к музыке была. Здесь есть для этого все условия, стабильная зарплата, небольшая, но есть – поесть, ипотеку оплатить, приодеться и покутить немножко.

Во-вторых, я не привязан к месту и времени, могу брать проекты на аутсорс, часть вопросов решается удаленно. У меня еще 2 работы сверху.

Сейчас начинаю зарабатывать музыкой, вроде бы чуть-чуть, но я и экономлю: у меня есть муниципальное помещение, свое оборудование, которое я могу вывозить и ставить в разных местах (недавно ставили для ShortParis, скоро будет на АлоэВера).

Благодаря тому, что мы муниципалка, я третий год выигрываю гранты по 100 000 рублей. Музыкальное оборудование не я купил: просто сказал, что вот я, инициативный чувак, хочу сделать бесплатную реп-точку для ребят, но мне нужно оборудование, это стоит дорого. Я участвовал как физлицо, то есть вся аппаратура даже не на балансе учреждения, могу с ним что угодно делать — вывозить, продавать.

«Этаж» — крутая стартовая платформа. У меня 2 концертные площадки, своя реп-точка с оборудованием, место для работы — огромный ресурс, благодаря которому сильно экономлю. Да еще и в центре города. Удобно устроился! [смеется]

Когда к нам приходят молодые люди, мы им это и пытаемся показать — да, зарплаты низкие, но здесь ты можешь реализовать себя. Мы не говорим «делай проекты на эту тему», мы говорим «придумай, что тебе интересно». Только это не всегда работает, нужна инициатива от самих ребят.

Команда «Этажа». Фотограф Света Асадчая
Команда «Этажа». Фотограф Света Асадчая

КАК СТАТЬ ЧАСТЬЮ «ЭТАЖА»?


«Образование» уже не работает, важны жизненный опыт, предыдущие проекты, харизматичность, молодость, устремления, нужно чувствовать стиль и дух времени. Те, кто не понимают, что здесь площадка для развития, уходят довольно быстро.

У нас была методистка, которой было 50, и она была настолько в теме, на одном языке с нами разговаривала. А бывает приходят люди в 30, ты слушаешь и удивляешься, как же так: «Я буду делать то-то и то-то, чтобы молодежь не курила и не бухала по подъездам». Ну, камон! Мы сами выпиваем в барах после событий, это не показатель, что мы асоциальные.

В учреждении есть и те, кто не перестроился еще, люди живут по старинке, на митинги ходят. Мы смеялись: они стояли с транспарантами «молодежная политика должна быть для молодежи» — вот эти люди «за 50», которые вообще не понимают, что мы тут делаем.

Мы были первым центром, кто начал делать по-другому, и стали таким «законодателем мод». Натаскали паллеты, начали проводить мероприятия, это сработало. Через какое-то время увидели, что за нами начали повторять. Мы посмотрели на это: окей, выбросили паллеты, поставили стулья, сделали новые форматы мероприятий.

Мы готовы придумывать новое, чтобы не быть как все, а вы готовы?

-6

Подписывайтесь на инстаграм, чтобы познакомиться со всеми героями, и телеграм-канал создательницы «Берём и меняем».
Читайте полные интервью с людьми дела на канале проекта в Яндекс.Дзен.