Как это ни печально может прозвучать, но время первого президента Казахстана уходит в историю. Это стало понятно, как только он стал «Елбасы» («Отец нации») и Астану (столица по-русски) переименовали в Нур Султан. Ранее этот город назывался Акмола, а еще - Целиноград.
О времени первого президента еще будет много написано всякого. Но одно будет несомненным и положительным – он был не просто первым Президентом, но и фактически основателем этого государственного образования на просторах бывшего СССР. Республика Казахстан, существующая с декабря 1991 года является приемником Казахской ССР (а еще раньше, до декабря 1936 года, Казахская АССР в составе РСФСР).
Назарбаеву, в отличие от иных высокопоставленных политиков СССР, удалось пройти путь от СССР к независимости Казахстана без особых репутационных потерь и для себя, и для республики. Так что можно с полным основанием говорить, что он совершил героический поступок.
Удержал огромный регион в рамках гражданского согласия и относительной экономической стабильности. Это значит, что ему удалось сохранить сильное государственное устройство Казахской Республики. А по тем временам, начало 90-х, это дорогого стоило. В некотором отношении, КР если и не процветала, то была местом, в котором была реализована новая идея «общественного договора» населения и власти.
Подробности и красивые формулы историки и политологи еще в скором времени опишут во всех деталях. Как бы то ни было, но это время уже вошло в общественное сознание КР как время Назарбаева, можно даже сказать время «Назарбаевского консенсуса». И будут говорить, «это было во время Назарбаева» или «это уже после Назарбаева…». Во всяком случае, «елбасы» знал, что делать и куда идти. И население КР это видело, понимало и принимало.
Я никогда не бывал в Казахстане до обретения им статуса суверенного государства. Да и знакомых, кто мог бы рассказать об этом времени в КР у меня не было. Так что мой приезд в Казахстан в 2004 году был в прямом смысле – с чистого листа. А первые впечатления – самые правильные, никакого «фильтра» не имеющие.
И самое первое чистое впечатление – отсутствие языкового барьера. Во всяком случае, я всех понимал: и на улице, и в магазинах, и в кафе - ресторанах, и даже на рынке. И меня все понимали. Когда я высказал в одной из бесед с местной ученой дамой свое удивление, она мне ответила очень просто – «Удивляться не надо. Все мы родом из Союза»! Сейчас прошло 16 лет после моего посещения Казахстана и, возможно, что-то изменилось и в этом отношении. Во всяком случае, активно обсуждается необходимость перейти с кирилицы на латинский алфавит.
Второй впечатлительный момент - это обилие мест для потребления пищи. Кафе, рестораны, столовые и т.п. не просто на каждом шагу, а буквально на голове друг у друга. При всем при том, в пятницу вечером, если заранее не озаботиться и не заказать где-нибудь столик, то можно остаться без ужина. Всё занято. Как мне объяснила та же ученая дама – в Алматы (кто не привык Алма-Ата) не очень распространено ходить друг к другу в гости.
Предпочитают встречаться с друзьями в кафе и ресторанах, благо их много. Там же отмечают день рождения и прочие семейные праздники. Готовят везде, в любых точках общепита, очень хорошо и довольно вкусно. Впрочем, лично я старался не увлекаться кулинарной экзотикой. Но котлеты из бараньего фарша хочу отметить особо. Мне они понравились. Ни до, ни после столько много баранины я не ел.
Алма-Ата (Алматы) теперь только южная столица КР. Это бывший город Верный. Я был внутренне готов ко всем «прелестям» азиатского городского поселения. Но был приятно удивлен чисто европейским видом города, где органически сочетается частная застройка с типовой урбанистикой. Широкие улицы, много зелени, парков. Довольно чисто – город можно считать ухоженный.
Особо хочу отметить большое количество каналов с небольшим количеством воды в них. Назначение мне стало понятно после вечернего ливня. Каналы вздулись от воды, течение в них было стремительным. В некоторых местах они выходили из берегов. Но к утру, вся вода ушла. Большое впечатление произвел и рынок Алма-Аты. Он очень большой и весь я не смог обойти, задержался надолго в рядах с орехами. Накупил столько, что все остальное время завтракал и ужинал только орехами. Удалось на рынке попробовать и знаменитое (так говорил продавец) алма-атинское яблоко. Вкусно.
Окрестности южной столицы КР не менее примечательны. Само собой – Медео. Место, всем известное в СССР. Этот знаменитый на весь мир
спортивный комплекс расположен на высоте 1691 метр над уровнем моря. Еще выше находится горный курорт «Чимбулак». Там зимой лыжное раздолье. Не знаю как сейчас, а тогда, в 2004 году, Медео мне показалось несколько в запущенном состоянии. Хотя зрелище и тогда было грандиозным.
Любопытным показалось и развлечение мальчишек. Они на автобусе со своими скейтами доезжали до Медео, а уже оттуда – своим ходом на огромной, как мне показалось, скорости. Дорога хорошая.
Добрался я и до «Чимбулака». И даже по канатной дороге заехал в горы. Но не до конца. Сошел на пол пути. Все-таки для меня это оказалось непривычным. Просто посидел на одной из промежуточных станций, но и этого хватило – лицо и руки загорели так, что «шкура» сползла в ближайшие дни.
Ну и, наконец, отмечу форелевое хозяйство в Тургене. Форель можно
поймать самому, но такая рыбалка не азартная – больше походит на рыбалку в аквариуме, но женщинам нравится. Гораздо более сильное впечатление – это уха из форели. Выбираешь рыбину сам, ее ловят и через некоторое время приносят целую огромную кастрюлю ухи из царской рыбы. Втроем мы ее ели часа три. Очень вкусно. И на свежем воздухе, в горах. Никакой водопад, до которого мы тоже добрались, это не заменит.
Посетили и Национальный Музей. Обошли весь, даже золотую кладовую посетили. Не Эрмитаж, конечно, но интересно. А когда ездили в Турген, то осмотрели раскопки, где и нашли золотые изделия, которые теперь в музейной кладовой.
А это ссылка на мою предыдущую статью о Казахстане. Читайте.