Найти тему
Обрсоюз

Учителя по призванию: истории жизни трех выдающихся российских педагогов

Во все времена, в любых жизненных обстоятельствах учитель остается верен своему долгу — воспитывать молодые умы, которые будут строить будущее. Мы собрали для вас истории жизни выдающихся учителей, чей педагогический талант и самоотверженность помогли изменить судьбы многих людей.

«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника»

Владимир Иванович Даль

-2

Николай Кюнг — организовал подпольную школу в немецком концлагере

Николай Федорович Кюнг родился в 1917 году в деревне Софьино (Смоленская Губерния). Окончив исторический факультет Ленинградского университета с отличием, стал работать учителем истории. В 1939 году Николая Кюнга призвали на фронт, а в 1941 году он попадал в плен к немцам, и дальше, в один из крупнейших концлагерей Германии — Бухенвальд.

В лагере Николай Федорович в условиях строжайшей секретности создает школу для детей узников концлагеря. Дети занимались вечером, после работы, и почти до отбоя. Кюнг учил ребят считать и писать. Под его руководством юные ученики читали свои первые строчки: «Мама моет раму», «Папа бьёт фашистов», «Папа роет фашистам яму». Школа просуществовала восемь месяцев — за это время немецкие солдаты так и не узнали о ней.

После освобождения Николай Кюнг многие годы проработал учителем, а затем и директором школы № 4 в Подольске. С 1958 г. по 1991 г. — член президиума советского Комитета ветеранов войны и вице-президент Международного комитета узников Бухенвальда.

О своей борьбе в немецких концлагерях он написал книгу «Война за колючей проволокой».

-3

Антон Макаренко – создал систему воспитания трудных детей

Антон Семенович Макаренко родился в марте 1888 года в городе Белополье Харьковской губернии.

Уже в 17 лет, после окончания четырёхклассного училища и одногодичных педагогических курсов, он начал работать учителем русского языка, рисования и черчения двухклассного железнодорожного училища министерства народного просвещения в посаде Крюков (на Днепре).

В 1914 г. поступает в Полтавский учительский институт, который он заканчивает с золотой медалью.

В 1920 г. создает и возглавляет трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка. Именно здесь Антон Макаренко стал разрабатывать свою знаменитую педагогическую систему, в которой старался найти лучший подход к трудным детям.

Работая в трудовой колонии Антон Семенович разделил детей на группы и предложил самим обустраивать и вести свой быт. При решении важных вопросов, он всегда советовался с ними, показывая, что их мнение так же имеет ценность. Поначалу ребята показывали свой характер, но со временем начинали все больше и больше проявлять уважение к педагогу. Потом стали добровольно брать инициативу в свои руки и занимались воспитанием младших ребят.

Так педагог смог создать эффективную систему, при которой трудные и антисоциальные дети вырастали в сознательных взрослых, стремящихся передать свои знания младшему поколению.

Антон Макаренко написал знаменитую «Педагогическую поэму», в которой художественном изложении рассказывается о воспитательном и педагогическом опыте, возникшем в колонии. В 1955 году по книге сняли фильм с оригинальным названием «Педагогическая поэма».

ЮНЕСКО отнесла Антона Макаренко к четырем педагогам (наравне с Марией Монтессори, Джоном Дьюи и Георгом Кершенштейнером), определившим способ педагогического мышления в 20-м веке.

-4

Константин Ушинский – основоположник научной педагогики в России

Константин Дмитриевич родился в Туле в марте 1823 года. Окончил Новгород-Северскую гимназию, потом поступил на юридический факультет в Московский университет.

Несмотря на свой выбор в изучении юриспруденции, педагогикой Ушинский начал интересоваться уже в студенческие времена. Развивать свой интерес в этой сфере он смог, устроившись работать преподавателем в Гатчинский сиротский институт.

За годы работы в этом учебном заведении Константин Дмитриевич смог искоренить практику доносов и мелкого воровства, зародить в воспитанниках чувство общности, единства. В 1859 году Ушинский стал инспектором классов Смольного института благородных девиц, где он смог ввести значительные прогрессивные изменения: главными предметами стали литература и русский язык, а на уроках физики и химии появились опыты, что позволило ученикам лучше усваивать знания. Для учителей он ввел в практику совещания и конференции. Так же воспитанники института получили право на каникулы и праздники. После всех нововведений Константину Ушинскому пришлось покинуть институт из-за разногласий с начальством.

Отправившись в Европу, Ушинский побывал во многих учебных заведениях Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии и Италии, где смог познакомиться с европейскими педагогическими практиками.

За границей Константин Дмитриевич пишет и издает книги: «Родное слово» и «Детский мир», которые стали первыми общедоступными российскими учебниками для начального обучения детей. Ушинский также написал «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей», которое оказало большое влияние на русскую народную школу.

Константин Дмитриевич разбудил интерес к педагогике во всем российском обществе, до него детей учили бессистемно.