Найти в Дзене

О НОВОМ "ГАЛИЛЕО" С ВЛАДИМИРОМ МАРКОНИ

Оглавление

В сегодняшней статье мне бы хотелось немного отойти от основной темы моего канала и поговорить о новом проекте телеканала "СТС", а точнее - о возвращении в обойму старого проекта, легендарного "Галилео".

Для людей моего поколения, того самого поколения, которое вопит о возвращении 2007-го года по всему Рунету, "Галилео" - проект особенный. Научно-популярный журнал, существовавший на телеканале СТС с 2007 по 2015 годы, породил самый настоящий культ, а его бессменный ведущий Александр Пушной стал телезвездой №1 в стране. Сейчас уже трудно представить, что каких-то десять лет назад большая часть всех детей и подростков нашей страны прилипала к экранам телевизоров... чтобы посмотреть научно-популярную журнал, однако это факт. До сих пор помню, как на переменах, когда мальчики обсуждали прохождение "S.T.A.L.K.E.R", а девочки - новую серию "Ранеток", разговор о вчерашнем "Галилео", которое все смотрели вместо того, чтобы делать уроки, объединял все полы и возрасты.
В чём же была магия "Галилео"? Много в чём: харизматичный ведущий, интересные и очень доступные для понимания сюжеты, яркая и притягательная картинка. Даже музыка авторства всё того же Пушного настраивала на позитивный лад.

Но ничто не вечно под луной. С годами фантазия создателей программы истощалась, рейтинги стали падать, и в 2015 году проект окончательно прекратил своё существование. Из соображений ностальгии многие зрители перебежали на YouTube-канал проекта, а все остальные переключились на что-то другое.

И вот, спустя пять лет, 13 мая 2020 года канал СТС объявил в своих социальных сетях о том, что перезапуск программы состоится 25 мая.

Сегодня "Галилео" вернулся на ТВ - с новым ведущим, новой командой и в новом дизайне.
Буквально несколько часов назад состоялась премьера первого выпуска, и мне хотелось бы сказать о нём несколько слов.

Самый неприятный момент в восприятии таких возвращений, а также продолжений, ремейков и прочей подобной продукции - это так называемый "синдром утёнка". Среднестатистический зритель привык к тому, что "Галилео" - это жёлтенькая заставка, уютная маленькая студия, весёлый Пушной в кадре, по-родительски приятные голоса Бориса Репетура и Ирины Киреевой за кадром. И всё новое, так или иначе, будет восприниматься этим самым зрителем как чужеродное, неприятное, а в особо запущенных случаях - и как издевательство над "старым добрым Галлилео".
По ходу просмотра сегодняшнего выпуска я постарался максимально абстрагироваться от прошлых впечатлений и получить максимальное удовольствие от просмотра нового шоу.

Следующую часть статьи я поделю на перечисление плюсов и минусов "Галилео" с Владимиром Маркони. Без сравнений, как вы сами понимаете, не обойтись - хотя бы потому, что руководством СТС новый "Галилео" позиционируется как продолжение старого. Стало быть, рассматривать новое в отрыве от старого было бы такой же ошибкой, как рассматривать книгу Джона Толкина "Возвращение короля" в отрыве от предыдущих книг "Властелина Колец".

Итак, плюсы нового "Галилео":

  • То, что этот проект вообще появился. Пожалуй, это можно назвать самым крепким его плюсом. За последние несколько лет с главных развлекательных каналов страны - СТС и ТНТ - пропало множество замечательных программ, направленных на детскую и подростковую аудиторию. Сетку вещания заполонили бесконечные сериалы, а также бесконечные повторы бесконечных сериалов. Пропали передачи для детей, пропали дневные показы мультфильмов. И это я ещё не говорю о научно-популярных передачах, каким и был "Галилео". Возвращение жанра познавательного журнала на ТВ не может не радовать.
  • Новая программа не паразитирует на популярности старой. Ещё один важный аспект, подчас порождающий тот самый "синдром утёнка" - это паразитирование нового на старом (новая трилогия "Звёздных войн" на 80% состоит из такого паразитирования), игра на ностальгических чувствах. Однако подобного в новом "Галилео" не наблюдается. Даже при учёте столь давней истории проекта, команда пытается построить что-то своё, создать новый "галилео-миф" взамен старого.
  • Отказ от старых рубрик. Этот пункт вытекает из предыдущего и отчасти будет заделом для следующего. Новая программа выглядит много современнее и привлекательнее для современного зрителя отчасти от полного пересмотра повествования в программе. Тон разговора ведущего со зрителем изменился, равно как и сам образ ведущего. Из сюжетов пропал постановочный элемент, который, несмотря на весёлый тон, своей дешевизной и поганой подчас игрой актёров, несколько портил общее впечатление.
    Яркий тому пример:
  • Картинка. И пусть люди, причастные к созданию кино и телевидения в нашей стране, в последнее время разучились писать сценарии и сочинять истории, то вот красивую и качественную картинку они делать наоборот научились. "Галилео" нового десятилетия нужна и картинка нового десятилетия. Постановка, дизайн, работа со светом и цветом - очень и очень хороши.

Теперь поговорим о минусах:

  • Неровность повествования. Помните, я сказал, что новое "Галилео" говорит со своим зрителем совершенно по-новому и отнёс это в плюсы? Так вот, поиск - это хорошо. Однако не всё так радужно.
    Структура программы очень сырая. Подчас непонятно, где заканчивается один сюжет и начинается другой. Сами сюжеты длятся буквально 4-5 минут, и ничего особо информативного в себе не несут (подробнее об этом чуть позже).Подводки к ним отсутствуют напрочь, и это погружает зрителя в когнитивный диссонанс. Скажем, Владимир Маркони рассказывает зрителю о китайце, который поставил мировой рекорд, не моргая почти час, а затем, как снег на голову, на нас сваливается сюжет об американских охотниках за торнадо.
  • Потеря информативности. И вот здесь начинается уже принципиальное отличие новой программы от старой. Полезной информации, доносимой до зрителя, стало в разы меньше, а это тревожный звонок. Из первого выпуска старого "Галиллео" мы узнали о шахматных аппаратах начала 19-го века, о профессии и мастерстве лесоруба и много ещё о чём. Кроме того, сами выпуски заканчивались интересными фактами из разных областей знаний. О чём же мы узнали из первого выпуска нового проекта? Что египтяне писали на папирусах, а масло нельзя тушить водой. Никакими интересными фактами в начале и конце программы также пока не пахнет. И если старый "Галлилео" просто рассказывал о сложном, то новый - о простом рассказывает примитивно. А это большая разница.
  • Роль ведущего. Полагаю, большинство нападок, которые так или иначе посыпятся на новую программу в ближайшее время, будут связаны как раз с новым ведущим. Лично у меня нет никаких претензий к Владимиру Маркони как к личности, однако его роль как ведущего программы пока не очень ясна. Фактически из сопроводителя по миру, который "интереснее, чем нам кажется", ведущий "Галилео" превратился... в простого человека в кадре, который плоско шутит и совершенно не привлекает к себе зрителя. Если бы ведущего не было вообще или если бы он находился за кадром - не было бы никакой разницы.
    Кстати, о закадровике. Теперь он принадлежит профессиональному актёру, "голосу" канала СТС Сергею Чонишвили... и этот голос такой скучный и монотонный, что подчас даже невозможно разобраться о чём речь в сюжете. Необходимо либо будить Сергея, либо искать ему замену.

Как видите, проблем у нового "Галилео" более, чем достаточно. Но ведь вышел только один выпуск. У нас ещё есть надежда, что в дальнейшем манера донесения интересной информации улучшится, а сама информация - углубиться. Главное - поддержать начинание-продолжение СТС рейтингом.
А если вы любите старое "Галилео" с Пушным и не принимаете ничего нового, то никто у вас его не забирает - заходите на официальный YouTube-канал программы, где старая команда продолжает выкладывать архивные материалы.

От меня новому "Галлилео" - 5 из 10 (авансом) и всего хорошего!