Найти тему
СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Чему учит сказка "Поди туда не знаю куда"... и почему не стоит её читать детям?

                          Изображение  взято  из  открытых  источников
Изображение взято из открытых источников

Доброго времени суток, Уважаемые читатели! Решил перечитать некоторые народные сказки знакомые мне с детства и просто в ужас пришёл. Когда ребёнком был особо ведь не задумывался,(и хорошо что так!) а сейчас вот читаю, и волосы на голове шевелятся. Не все, конечно, но многие, мягко скажем, озадачивают. Ну сами посудите. Открываем первый попавшийся сайт с русскими народными сказками. Одна из очень известных сказок "Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что." Читаю аннотацию, где сказано, что сказка вообще-то об "изворотливости и находчивости". Но учит она "честности, отваге и упорству идти до конца"!

У меня вопрос к тем кто это написал - ребята, Вы это серьёзно? Да ведь там ни одного положительного персонажа нет. Ну разве что лягушка, которая честно, за крынку парного молока, два раза через огненную речку прыгнула. И, в принципе, на этом всё! Царь-батюшка - однозначно сексуально озабоченный подонок, возжелавший жену ближнего своего. Из-за понравившейся бабы, решил её мужика со свету с жить. Советник царя тоже не далеко ушёл - постоянно придумывал ничего не подозревающему мужу смертоносные задания. Чтобы тот с задания живым не вернулся. Правда у него были смягчающие обстоятельства - ему каждый раз голову отрубить сулили, если очередную пакость не придумает. Но эти нюансы вряд ли позволяют считать его достойным подражания.

                                Изображение  взято  из  открытых  источников
Изображение взято из открытых источников

Ну с этими двумя всё ясно, без отрицательных персонажей редко какая история обходится. Давайте-ка поступки главного героя проанализируем, который, видимо и должен олицетворять честность, отвагу и упорство, обещанное нам составителями сборника. Это простой царский стрелок по имени Андрей. Стрелок в этой сказке означает не то, что он воин, как может показаться. Помните, наверное, что служивых людей в давние времена стрельцами называли. В данном случае стрелком называется охотник. И что же мы видим? Сразу интересно. Сказка начинается с того, что у охотника Андрея не задался день - не нашёл он дичи - и потому, с досады он решил убить горлинку: "Дай, думает, стрельну хоть эту".

Зачем?!!! Горлинка что-ли ему охоту испортила? Причём сама птичка никакой промысловой ценности не представляет. Кто не знает, горлинка (или горлица) это лесной голубь. Красивая перелётная птица размером чуть меньше хорошо всем знакомого голубя городского. Молодец, что тут скажешь, хорошо ещё, что кошку какую с досады не пристрелил! Как я уже сказал, горлинка промысловой ценности не представляла никакой. Тем не менее доблестный охотник поднял с земли раненую птицу и хотел свернуть ей голову... И ведь так и свернул бы, не пообещай ему птичка за свою жизнь "великое счастье". Принес Андрей птаху домой, посадил на оконце и встал рядом, счастья дожидаться. Забыл сказать, что для счастья следовало птицу хорошенько ударить, когда она заснёт. Справедливости ради нужно отметить, что об этом она его сама попросила.

Но ждал он, пока горлица заснет, с нетерпением. После удара птичка превратилась в обворожительную девушку и предложила стрелку себя в жены. Однако, как выяснилось, горлинка, то есть девушка, то же была не простой искательницей семейного счастья. Прожив с охотником несколько дней, Марья-царевна( а это была именно она) заявила, что живёт Андрей слишком бедно. И тут же предложила ему добыть как-нибудь сотню рублей - стартовый капитал. Хорошо хоть прямо не посоветовала кого-то ограбить. Как бы там ни было, грабить мужик никого не стал и воровать тоже, а развёл своих товарищей на беспроцентный кредит. Если учесть, что занимал он в среднем по одному рублю, можно сделать вывод, что друзей у охотника было достаточно. Эти два момента, видимо и делают из нашего героя положительного персонажа. Ну действительно, грабить не пошёл и друзей много приобрёл. Однако, этим собственно, все его хорошие поступки и ограничиваются как мы увидим в дальнейшем.

                                      Изображение взято из открытых источников.
Изображение взято из открытых источников.

После того как требуемая супругой сумма была найдена, Маша отправила мужа за шёлком. За ночь она умудрилась соткать прекрасный ковёр(без колдовства, конечно, не обошлось), и вручила его суженому. Сообщив, что теперь они будут заниматься коммерцией, женщина отправила его продавать ковер. Ковер случайно(?) купил советник царя у которого его забрал уже сам царь. Правда не бесплатно! Советник решил заказать себе ещё один ковёр, но, увидев жену Андрея, про ковер забыл, влюбился в неё и потерял покой. Самодержец заметил перемену в своём слуге, узнал причину и пошёл на неё (причину) посмотреть. Увидев Машу, царь тоже потерял покой, но в отличие от своего советника решил заполучить её себе любыми способами. Не знаю, может быть именно это имели ввиду авторы-составители сборника, когда говорили, что сказка учит упорству идти до конца в достижении своей цели? Не исключено, но мне кажется, что здесь больше подходит не очень моральная формулировка про ..."все средства хороши".

Цель всех "средств" заключались только в одном - спровадить Машиного мужа куда подальше, чтобы он не вернулся. Необходимо отметить, что ни сам царь, ни его советник особой фантазией не отличались и всякий раз обращались за советами к оборванному пьянчужке. Странно конечно, но... Ведь всамделишный Российский император прислушивался к советам Распутина. А тот, между прочим, настоятельно рекомендовал ему не впутываться в первую мировую войну. Будем считать, что это было в порядке вещей. Но это так, к слову... А теперь опять к нашим баранам, вернее к героям. К предприимчивой женщине вопросов почти нет, за исключением того, что оказалась она никакой не царевной, а дочерью бабы-яги и заставляла мужа зарабатывать деньги. Но подобные мелочи характерны практически всем женщинам и потому Машу мы оставим в покое. Зато поступки самого героя продолжают удивлять. Например, в одной из своих "командировок" он до полусмерти избил волшебного кота тремя металлическими прутьями.

                                        Изображение  взято  из  открытых  источников
Изображение взято из открытых источников

Вот что об этом говорится в тексте сказки:

..."Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сек железным прутом, изломал железный, принялся угощать медным - и этот изломал и принялся бить оловянным.
Оловянный пруг гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается"...

Здесь сам Бог велел заглянуть в другую книгу, более современную:

Комментарий к статье 245 УК РФ. 1. Состав преступления: 1) объект: общественная нравственность в сфере взаимоотношений человека и животных; 2) объективная сторона: характеризуется жестоким обращением с животными, повлекшим их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских либо корыстных побуждений, или с применением садистских методов.

Между прочим, до трёх лет лишения свободы предусматривает данное деяние. Но и это не всё. Когда стрелок разыскал это самое сказочное "Не знаю что", то не стал мудрить и просто спёр его у хозяина. А по дороге бессовестно обманул трёх честных купцов, забрав у них волшебный топор, дудку и дубинку. Что по-сути является мошенничеством чистой воды. Вернувшись домой, с помощью этих вещей Андрей убил царя и стал царствовать сам. Убил вроде как из самообороны, хотя и с явным превышением необходимой достаточности. Ну а править стал исключительно по многочисленным просьбам трудящихся, которые после убийства самодержца сразу захотели стать его подданными. Вот и сказочке конец...

Ну что здесь можно сказать? "Честности, отваги и упорства" я лично в этой истории не нашёл. Зато "изворотливости" хоть отбавляй. Хотя не уверен, что это слово здесь подходит. Но малышам я её точно читать не стану. Чревато последствиями...