Опыт Валентина Мокрого, Улан-Удэ: фестиваль «Бурятия в красках» и арт-пространства «Точка».
Об этом Человеке Дела я узнала в хостеле в корейском городе Пусан. Мой сосед, уличный танцор из России, узнал про Берём и меняем и выпалил: «Я знаю, с кем тебе нужно познакомиться! Валя Мокрый из Улан-Удэ — главный человек, кто наводит движ».
Спустя пару месяцев я была в Бурятии. Несколько дней пыталась организовать встречу в Валентином, казалось, он самый неуловимый человек в Улан-Удэ. В мой последний день в городе от него пришло сообщение: «Мы красим комбинат по благоустройству. Приходи».
Валентин Мокрый о том, что такое «Бурятия в красках», какие качества помогают выигрывать республиканские и президентские гранты, что в планах на ближайшее будущее. И еще пара слов о личном, городе и арт-пространстве «Точка» — одном из немногих центров притяжения молодежи в городе.
ПРОЕКТ
В данный момент мы реализуем грантовый проект «Бурятия в красках» — социализация и профориентация подростков, состоящих на разных видах профилактического учета в ПДН МВД. Вообще работаем и с теми, кто вандалит, и с теми, кто уже рисует и тегает, и с «трудными».
Мы и сами хотим сделать среду вокруг красивой, яркой, интересной. Ну, блин, задолбала эта серая Бурятия, просто убивает, серая, бледно-розовая и остальные непонятные цвета! А то люди видят эти серые стены и думают, что это кайфово.
Сейчас красим забор «Комбината по благоустройству». В администрации предлагали — давайте здесь технику, бульдозеры, мужиков с лопатами и метлами. Я говорю, а зачем? Большая часть населения вообще не знает, что тут комбинат по благоустройству, думают, тут просто забор белый.
Важно, чтобы оставалась свобода. Нас пытаются загнать в рамки, а мы их ломаем — тематики согласовываем, но не даем никаких эскизов. На этой стене нам согласовали «сказки народов России», так там нет ни одной! (смеется). Потом буду «в кабинетах» отшучиваться, но я уже привык.
Для города тоже работаем. Есть стены и про борцов наших, работы вместе с администрацией. Два года подряд реализуем проект «321-я сибирская» [воинское соединение РККА в Великой Отечественной войне, сыграло одну из ключевых ролей в освобождении Сталинграда]: сейчас он в центре есть, а в этом году будем реализовывать в поселке Забайкальское.
Хотелось бы и о политике высказаться, но мы понимаем, что рисуем в городе, рисуем для людей. Мы бы и о религии покрасили, но нужно быть политкорректными.
ГРАНТЫ
«Главное быть законодательно подкованным, понимать, что вообще можно делать»
Я начинал в 2014 году. В 2016 году прижало — приходит вася пупкин, хочет чего-то. Стало понятно, надо, чтобы все было официально, посидел-почитал законы, что как можно сделать. Создали социально-направленную организацию, и я начал писать письма, ходить, самое главное ходить.
Мы уже три года подаемся на грант. В первый год не прокатило, на второй посмотрели: ну он же постоянно ходит, давайте дадим. На третий: «Это продолжение гранта…» — «А все, понятно, не продолжайте. На что деньги?» — «На краску» — «Ну хорошо». За одну минуту защитился!
В этом году взяли президентский грант.
Я вечерами сижу не «Тома Сойера» читаю, а читаю федеральные законы. Нахожу в них такие пункты, о которых наши местные чиновники, бывает, что в первый раз слышат.
Чиновники меняются со временем. Им, конечно, и сложно, и трудно это.
Они часто не слаженно работают между своими же ведомствами внутри. Бывают затыки: тут город, тут республика, а это вообще федеральное учреждение и согласовывать надо через Москву.
Гранты — хороший способ не зависеть ни от кого. У тебя есть деньги на идею, дальше нужно пробивать администрацию: смотрите, мы хотим на несколько миллионов подарок городу сделать, а вы нам палки в колеса ставите.
Медийка нужна всегда. Хорошо, что у нас есть и Кирилл и его подруга — они снимают для нас фото и видео. Мы собираем мнения жителей, мнения чиновников, готовим ролик, чтобы потом можно было в лица этим тыкать. Чем больше будет упоминаний в СМИ, тем проще отчитаться за грант, даже если где-то выйдем за рамки.
Гранта хватило на краску, но у нас уже перерасход по привозу художников — мы часть своей зарплаты потратили на транспорт и размещение.
ДАЛЬШЕ
Сейчас ловим момент, что мы вступили в Дальний Восток [с 2018 года Улан-Удэ входит в состав ДФО] — это субсидии и очень хорошие деньги. И городу интересно привлечь инвестиций в регион, и нам плюс — можем построить себе что-то интересное и, главное, нужное.
В планах у нас все масштабно. Хотим скейт-парки построить, уже и проекты готовы и места выбраны. И вообще объявить на всю Россию, через правительство Республики и все каналы, какие есть, что у нас в Улан-Удэ упрощенная схема согласования стенок. Тебе ничего не надо, никаких эскизов. Пишешь тематику (описательную часть, что как хочешь реализовать), скидываешь примеры своих работ, мы смотрим: да, все ништяк, кайфово, чувак, давай приезжай. Какую стенку хочешь, эту или вот эту? Без базара, на, держи.
ЛИЧНОЕ
У меня сплошные собрания, встречи и планерки. Я будто чиновник, только хожу как расприздяй: все там в галстучках сидят, а я пришел в кепке и футболке.
Знакомые пытаются повлиять: «Ты что, так пошел в администрацию?!» Ну да, а что, надо еще красочки намазать немного и вперед. [смеется]. Какая разница, как ты выглядишь, главное, что ты делаешь.
Пару раз чуть не перегорел. Ездил специально в Китай, в Корею, чтобы отдушину какую-то словить. Посмотрел, что там и как происходит. Пытался выйти на уличную культуру, как-то сконтактироваться, но нигде не получилось. Но и просто посмотрев, возвращался с новыми силами.
Развитие приходит и через книги, но больше через общение. Тут услышал, там услышал, на молодежный форум съездил, загуглил — опа, надо взять на вооружение.
Я вот рисовать начал сам, диджею профессионально. Танцевать правда еще не пробовал, только бальными 10 лет в школе занимался. В школе пробовал все, что интересно, и сейчас так же продолжаю. У меня дома коллекция цветов, суккулентов всяких, фикусов, бонсаи делаю. Мне охота чем-то заниматься, и пофиг, что будет дофига задач, но так прикольно.
Стал красить сам только в прошлом году, до этого просто пшикал, заливал. То есть движуху начал организовывать раньше, чем красить.
Времени не хватает, чтобы постоянно тренироваться. Сейчас пацаны рисуют, я бы сам порисовал, но после нашей беседы пойду в машину, сяду за ноутбук, нужные бумажки подготовлю, отправлю. Потом начну сращивать вечерний покрас — собирать вещи, свет, краской закупаться. И так постоянно.
ГОРОД
У нас моросящий Улан-Удэ.
Слово «моросишь» можно к чему угодно приложить. «Чем занят?» — «Я морошу, ничего не делаю». Все горазды пиздеть, разглагольствовать, в соцсетях особенно, а делать никто толком и не делает.
Люди ждут кого-то, кто все за них создаст, по всем городам ждут. Даже там, где есть хорошие примеры взаимодействия общественников и администрации, это все сгорает, у кого-то дети появляются, у кого терпения не хватает — раз сходил, два сходил, а на третий уже не хватило. Без настойчивости и напора ничего не получится.
Мы подали на еще один грант, совместный проект с Никитой Булановым @nickbulanov, он хочет снять документально-художественный фильм о бурятском писателе Исае Калистратовиче Калашникове. Его самое известное произведение — исторический роман о Чингисхане «Жестокий век».
Мы поддерживаем наших чуваков и они нас, так потихоньку собирается сообщество.
«ТОЧКА»
«Точка» — арт-пространство для тех, кто увлечен уличной культурой. На данный момент некому создавать активность там, проводить мероприятия, она не рентабельна пока. У Саши [работает вместе с Валентином, занимается развитием уличных видов спорта — прим.ред.] магаз и он с экстремалами больше, но для них там ничего особо не сделаешь — нет места.
Саша разговаривает с пацанами: «Будьте толерантны к прохожим». Если у тебя скейт отлетел в кого-то — подойди и извинись, а не «чего вы тут ходите?». Или подошел охранник, начинает тебя выгонять, а ты спокойно с ним поговори.
Работая с подростками мы не просто хотим, чтобы они вкуривали и кругозор расширяли, но и готовим для себя смену. В любом случае у меня когда-то появится жена, ребенок и мне придется отойти на задний план и переложить обязанности на кого-то, но на данный момент я такого человека не вижу.
Мы собираемся «Точку» закрыть на время. Пока присматриваемся к новому муниципальному месту и параллельно получаем статус СОНКО [социально ориентированная некоммерческая организация].
Запросы подали, главное, чтобы дали статус; если не дадут, буду выше в «Спорт России» писать, показывать всю нашу деятельность. Почему мы на медийку так сильно напираем — она помогает такие вопросы разруливать.
У нас есть концепция комплекса, со звукозаписывающей студией, танцевальными залами и лекторием. Ищем инвестора. Но и персонал должен быть не такой, что сидит на жопе ровно и ждет, а кто сам наводит движ.
Подписывайтесь на инстаграм, чтобы познакомиться со всеми героями,
и телеграм-канал создательницы «Берём и меняем».
Читайте полные интервью с людьми дела на канале проекта в Яндекс.Дзен.