Найти тему
Школа Жизни

6 идей восточной философии

Восточная философия также, как и западная, учит нас быть менее тревожными, более мудрыми, вдумчивыми. Однако рассуждения восточных философов сильно отличаются. На Востоке уроки философии проходят во время чайных церемоний, прогулок по бамбуковым лесам, созерцания рек. Вот несколько идей, которые предложила нам мудрость Азии.

1. Жизнь – это страдание

Самая главная мудрость Будды гласит о том, что жизнь — это непременное страдание. Будда постоянно пытается вразумить наши ожидания: отношения нас разочаруют, молодость пройдет, деньги не избавят от боли. Согласно Будде, человек должен научиться чувствовать себя как дома в руинах существования. Люди должны понимать, что живут на навозной куче, а когда она ум придут обида и злость, а они обязательно придут, то от надежды не должно остаться ничего, чтобы не было смысла расстраиваться, а доверие не было предано.

Несмотря на это, Будда всегда был на удивление весел, и часто излучал нежную, теплую улыбку, а всё от того, что всё хорошее, что попадалось ему на пути, засчитывалось в качестве приятного и очень ценного бонуса в довесок к мрачным ожиданиям. Постоянно держа в уме темные стороны жизни, Будда оттачивал благодарность за все, что противопоставлялось суровым реалиям. Он учит нас искусству радостного отчаяния.

Photo by J A N U P R A S A D on Unsplash
Photo by J A N U P R A S A D on Unsplash

2. Метта

Метта в переводе с индийского языка пали означает благожелательность, доброту или нежность, и является одной из наиболее важных идей в буддизме. Буддизм рекомендует развивать это качество с помощью ежедневных медитаций (метта бравана) - каждое утро во время медитаций необходимо думать об одном определенном человеке, который время от времени нас раздражает, или на кого мы часто злимся или ведем себя отстраненно, и, вместо своих обычных позывов к агрессии, репетировать добрые послания к нему, такие как: «Я надеюсь ты обретешь спокойствие», «Надеюсь твои беды закончатся». Такая практика может продолжаться до тех пор, пока не будут «отработаны» практически все люди на земле. Предполагается, что наши отношения к людям не постоянны, а открыты для изменения и улучшения. «Состраданию можно научиться – говорят нам буддисты, - и направлять его не столько тем, кого мы любим, а тем, кого мы обычно ненавидим и гоним от себя».

Photo by Le Minh Phuong on Unsplash
Photo by Le Minh Phuong on Unsplash

3. Гуаньинь

Гуанинь – это женское божество в восточноазиатском буддизме, которое ассоциируется с состраданием, милосердием и добротой. В буддизме ей отведена такая же роль, как в католицизме Деве Марии. По всему Китаю ей посвящено множество святынь, храмов и статуй. Одной из святынь является расположенная в провинции Хайнань статуя высотой 108 метров. Ее известность говорит нам о том, насколько нам время от времени необходимо побыть ребенком. Она, в самом благородном смысле, являет собой образ некоей «мамы». По всему Китаю взрослые люди позволяют себе быть слабыми в ее присутствии. Ее взгляд заставляет людей плакать – слезы являются нам не только в случае невзгод, но и когда мы сталкивается с настоящей добротой и получаем шанс выразить сожаление, которое вынашивали в тишине на протяжении слишком длительного времени. Гуаньинь не осуждает. Она понимает, что вы устали, что вас предали, что все очень сложно, что вы сыты по горло: она соизмеряет все сложности в попытке вести жизнь, которая хотя-бы отдаленно напоминала бы адекватную.

Photo by Denny Ryanto on Unsplash
Photo by Denny Ryanto on Unsplash

4. У-вэй – «неделание» (созерцательная пассивность)

У-вэй является сердцем философии даосизма. Его первое упоминание было в «Книге пути и достоинства» (Дао дэ дзин), написанной Лао-цзы в VI в. до н. э. У-вей значит плыть по течению, но это ни в коем случае не предполагает лень, это намеренное лишение себя воли, созерцая нужды, временами идя им на встречу, а не против требований реальности. Как говорил Лао-цзы: быть мудрым значит научиться «отдавать себя целой вселенной». Наш разум позволяет нам понять, когда наши желания полностью не соответствуют реальности, а затем подталкивает нас к добровольному смирению, без борьбы и злости. Мы бессильны в попытках изменить некоторые события, но, по мнению Лао-цзы, мы можем выбирать свое отношение к ним. Мы добровольно принимаем мысль о том, что наиболее важным для нас является обретение спокойствия и свободы.

5. Бамбук, как мудрость

Восточную Азию называют бамбуковой цивилизацией не только из-за того, что бамбук широко используется в повседневной жизни, но и потому что его символические качества были описаны и восхвалялись философией даосизма на протяжении сотен лет. Удивительно, но бамбук является травой, а не деревом, однако он достаточно высок и силен, чтобы образовывать леса. В отличие от ствола дерева, внутри бамбук полый. Однако именно его внутренняя пустота является ресурсом его силы. Во время шторма он гнется до самой земли, а затем взымается вверх. «Мы должны – говорит Лао-цзы, – стать как бамбук».

Лучше всех писал бамбук поэт, художник и философ У Чжэнь династии Юань. Считается, что он написал восемь тысяч пейзажей бамбуковых лесов и видел в них идеальную модель того, как мудрый человек должен себя вести. Кроме того, на одном из своих чернильных рисунков он написал прекрасные слова: «Крепко держись за гору, пусти корни на оборванном утесе, становись сильнее после несчастий, выстой порывы ветра». Эти слова были адресованы бамбуку, но посвящены всем нам.

У Чжэнь. Рыбак. ок. 1350 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк (Википедия)
У Чжэнь. Рыбак. ок. 1350 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк (Википедия)

6. Кинцуги

В XVI веке зародилась философия дзен буддистов в Японии, в которой особенно восхищались отреставрированными вещами. Кинцуги произошло из двух идей: «кин» – в переводе с японского «золотой», и «цуги» – «столярное мастерство». В эстетике дзена осколки случайно разбитой вазы ни в коем случае нельзя выбрасывать, их нужно осторожно собрать, и склеить клеем, разбавленным золотым порошком. Считалось, что трещины неотъемлемы от истории объекта, и поэтому не заслуживают забвения и маскировки, а линии сколов необходимо выделить как можно ярче и красивее. Изысканные золотые вены подчеркивают, что сколы сами по себе являются огромным богатым достоинством. Эта идея глубока и проницательна, поскольку мы все в каком-то смысле поломанные существа. Нет ничего постыдного в том, что нам необходима реставрация. Склеенная чаша – это символ надежды на то, что мы тоже можем быть собраны вновь и быть любимыми, несмотря на наши очевидные недостатки.

Photo credit: Flikr user Pomax
Photo credit: Flikr user Pomax

Оригинал: The School of Life ‘Six Ideas From Eastern Philosophy’