А вы думали, с Финчером все? Эх, вы..
Для вновь прибывших - часть 1 и часть 2.
Пойдем по пути, ранее опробованному с Полом Томасом Андерсоном (часть 1, часть 2 и часть 3)– то есть третью часть посвятим истории взаимоотношений режиссера с Киноакадемией.
Традиционно манкируем "Чужой 3" (причины во второй раз объяснять не буду).
1. Семь
BAFTA.
Номинация: Лучший оригинальный сценарий
Победитель: "Подозрительные лица" (Кристофер МакКуорри)
Оскар.
Номинация: Лучший монтаж
Победитель: "Аполлон 13"
Что ж, можно в очередной раз удивиться близорукости и консервативности профессиональных "награждунов". Ни одной номинации на Золотой глобус, ни одной номинации для Финчера ни на одной из премий. Тогда "эксперты" прозевали не только самобытного режиссера, но и новый краеугольный для жанра "детективный триллер" фильм. Представьте себе сегодня, к примеру, список лучших фильмов 90-х, в котором не будет "Семи" - грош цена такому списку.
Давайте посмотрим на список фильмов, боровшихся в тот года за звание лучшего (здесь и далее жирным выделен победитель). Это были:
- Храброе сердце
- Аполлон 13
- Разум и чувства
- Почтальон
- и… Бэйб.
Я не спорю, для своего времени технологии в фильме про говорящего поросенка были шикарные, да и к самому фильму претензий нет. Но! Претендент на лучшего? А "Почтальона" и "Разум с чувствами" много раз с тех пор смотрели? Я ни разу. Вообще.
Конечно, я не могу оценивать фильмы, не глядя их, но я, будучи немножко осведомленным в мире кино, вообще про них ничего не слышал и не встречал ни в одном топе. А уж я их просмотрел сотни.
В сценарной категории борьба была посерьезнее:
- Подозрительные лица
- Храброе сердце
- Великая Афродита
- Никсон
- История игрушек.
Хотя та же "Афродита" – не самый сильный фильм Вуди Аллена, можно было и не номинировать. К тому же награды у него уже были, да и относится к ним Вуди очень снисходительно.
Кстати, забавно, что на Золотой глобус в категории "Лучший актер второго плана" тогда были номинированы снявшиеся в "Семи" Питт и Спейси, но за другие фильмы – "12 обезьян" и "Подозрительные лица" соответственно.
2. Игра
Ни одной номинации от профильных наград.
За звание лучшего на Оскаре тогда боролись:
- Титаник
- Лучше не бывает
- Мужской стриптиз
- Умница Уилл Хантинг
- Секреты Лос-Анджелеса
Вот это набор! Надо ли говорить, кто победил?
За главный Золотой глобус в категории "Драма" сцепились
- Титаник
- Амистад
- Боксер
- Умница Уилл Хантинг
- Секреты Лос-Анджелеса.
Победитель тот же.
3. Бойцовский клуб
[включает режим Задорнова]: "Вы готовы? Воздуха в грудь набрали?"
Оскар.
Номинация: Лучший монтаж звука
Победитель: "Матрица"
Одна номинация и все. Ох… Эпитеты, данные за последние 20 лет "Бойцовскому клубу", не поместились бы на несколько страниц, начни я их выписывать. Количество топов, в которые он входит, не счесть. Уровень культовости: Бог.
И ни одной премий, ни хотя бы одной серьёзной номинации.
За звание лучшего фильма на Оскаре в тот год боролись:
- Красота по-американски
- Зеленая миля
- Правила виноделов
- Свой человек
- Шестое чувство
Список сильнейший. Но, по правде говоря, "Правила" можно было и задвинуть, ибо, при всех достоинствах, в сравнении с "Клубом" фильм на современную массовую культуру не оказал никакого влияния, его в культурном поле вообще нет.
За звание лучшего актера бились
- Кевин Спейси (Красота по-американски)
- Рассел Кроу (Свой человек)
- Шон Пенн (Сладкий и гадкий)
- Дензел Вашингтон (Ураган)
- Ричард Фарнсуорт (Проста история)
Отсутствие номинации на премию для Нортона можно объяснить лишь тем, что за пару лет до этого его уже номинировали за "Первобытный страх". Правда, то была роль второго плана.
За звание лучшего актера второго плана соревновались
- Майкл Кейн (Правила виноделов)
- Майкл Кларк Дункан (Зеленая миля)
- Джуд Лоу (Талантливый мистер Рипли)
- Хэйли Джоэл Осмент (Шестое чувство)
- Том Круз (Магнолия
На мой взгляд, Джуда Лоу можно было и подвинуть.
В номинации за адаптированный сценарий состязались
- Джон Ирвинг (Правила виноделов)
- Фрэнк Дарабонт (Зеленая миля)
- Александр Пейн (Выскочка)
- Энтони Мингелла (Талантливый мистер Рипли)
- Эрик Рот (Свой человек).
Ну что за фильм, мать его!
4. Комната страха.
Ни одной номинации от профильных наград.
Хотя по части операторской работы и монтажа можно было хотя бы упомянуть. Поэтому предлагаю посмотреть, кто в тот год претендовал на Оскар в этих категориях.
Монтаж:
- Чикаго
- Банды Нью-Йорка
- Часы
- Властелин колец: Две крепости
- Пианист
Операторская работа:
- Проклятый путь
- Чикаго
- Властелин колец: Две крепости
- Пианист
- Вдали от рая.
Что до звания "лучшего фильма", в тот год его получил "Чикаго". В конкурентах у него были
- Банды Нью-Йорка
- Часы
- Властелин колец: Две крепости
- Пианист
Хороший год был.
За главный Золотой глобус в категории "Драма" победили "Часы". С ними в блоке шли
- Банды Нью-Йорка
- О Шмидте
- Властелин колец: Две крепости
- Пианист
5. Зодиак
Ни одной номинации у профильных наград.
Хотя на мой взгляд, мог быть номинирован за режиссуру и сценарий.
Глянем же тех, кто в тот год боролся за звание лучшего в этих номинациях.
Режиссура:
- Братья Коэн (Старикам тут не место),
- Джулиан Шнабель (Скафандр и бабочка),
- Джейсон Райтман (Джуно)
- Тони Гилрой (Майкл Клейтон)
- ПТА (Нефть)
Гилроя можно было бы и подвинуть.
Адаптированный сценарий:
- Братья Коэн (Старикам тут не место)
- Кристофер Хэмптон (Искупление)
- Сара Полли (Вдали от нее)
- Рональд Харвуд (Скафандр и бабочка)
- ПТА (Нефть)
Понятное дело, что братьев и ПТА хрен переплюнешь, но местечко, полагаю нашлось, ибо Финчер проделал огромный труд в виде собственного расследования по выявлению Зодиака.
6. Загадочная история Бенджамина Баттона
У фильма было аж 13 номинаций (!), что включает его в топ рекорсдменов. Правда, победными обернулись только 3 номинации, и все они технические (декорации, грим и визуальные эффекты). И такой расклад тоже включает фильм в топ рекордсменов. Рекордсменов-неудачников.
"Лучший фильм"
- Миллионер из трущоб
- Загадочная история Бенджамина Баттона
- Фрост против Никсона
- Харви Милки
- Чтец
Питта тогда номинировали как "лучшего актера", но победил Шон Пенн за "Харви Милка".
А надо было отдать приз Микки Рурку за "Рестлера"
Кейт Бланшетт номинировали как "лучшую актрису", но победила Пенелопа Крус за "Вики Кристина Барселона".
А в идеале стоило наградить Эми Адамс за "Сомнение".
Вообще, тот вечер был триумфальным для "Миллионера из трущоб", он отобрал у фильма Финчера все статуэтки (Лучший режиссер, Лучший адаптированный сценарий, Лучший работа оператора, Лучшие костюмы, Лучший звук, Лучший монтаж, Лучший саундтрек)
На Золотой глобус "Баттон" претендовал на 5 статуэток. И кроме актерской, где все-таки уважили Рурка, расклад такой же - "Миллионер из трущоб" сорвал куш и там.
6. Социальная сеть
Еще одно признание мастерства Финчера - 8 номинаций на Оскар, и опять в 3-х (адаптированный сценарий, монтаж и саундтрек) победа.
Остальные 5.
Лучший фильм:
- Король говорит!
- Боец
- Железная хватка
- Зимняя кость
- История игрушек 4
- 127 часов
- Начало
- Черный лебедь
Каков год, а! Даже не знаю, кто должен был бы победить в идеальном мире (но точно не "Король говорит!"). Лично я бы голосовал за "Начало" само собой. Но и "Черному лебедю" приза не жалко. И "Железной хватке" тоже... Черт!
Лучший режиссер
- Том Хупер (Король говорит!)
- Даррен Аронофски (Черный лебедь)
- братья Коэн (Железная хватка)
- Дэвид О. Рассел (Боец)
- Финчер
Лучшая мужская роль
- Колин Фёрт
- Джееси Айзенберг
- Хавьер Бардем
- Джефф Бриджес
- Джеймс Франко
Лучшая работа оператора
Победитель: Уолли Пфистер ("Начало"). Кстати, где он?
Ну, тут без вопросов.
Лучший звук
Победитель: Начало.
Аналогично.
На Золотом глобусе расклад был примерно такой же, только там еще и Эндрю Гарфилда номинировали как второпланового актёра. Награду тогда взял Кристиан Бейл, который вообще нехилый урожай тогда сгреб. Что ж, заслуженно.
А вот BAFTA таки наградила Финчера, правда, специальным призом за достижения в режиссуре. Обычно такую статуэтку выдают в качестве извинения за годы игнора. Либо когда человек в своем творчестве был неформат, но не отметить нельзя, как в случае с Джеки Чаном на Оскаре.
7. Девушка с татуировкой дракона
5 номинаций на Оскар, одна победа (Лучший монтаж)
Номинации:
Лучшая женская роль
- Мерил Стрип (Железная леди)
- Гленн Клоуз (Таинственный Альберт Ноббс)
- Виола Дэвис (Прислуга)
- Руни Мара (Девушка...)
- Мишель Уильямс (7 дней и ночей с Мэрелин Монро)
Ну, тут хрен переплюнешь.
Лучшая работа оператора
- Роберт Ричардсон (Хранитель времени)
- Эммануэль Любецки (Древо жизни)
- Януш Камински (Боевой конь)
- Гийом Шиффман (Артист)
- Джефф Кроненвент (Девушка...)
Лучший звук
- Хранитель времени
- Девушка...
- Человек, который изменил всё
- Трансформеры 3
- Боевой конь
Лучший монтаж звука
Претенденты те же + "Драйв". Победил "Хранитель времени"
На Золотом глобусе в тот год было только две номинации – для Руни Мары и для Трента с Аттикусом, но призы ушли к той же Стрип и к Людовику Бурсу ("Артист") соответственно. BAFTA тоже отделалась двумя номинациями.
Тут без претензий, не самый лучший фильм Финчера.
8. Исчезнувшая
1 номинация на Оскар – в категории "Лучшая женская роль":
- Джулианна Мур (Все еще Элис)
- Марион Котийяр (Два дня, одна ночь)
- Фелисити Джонс (Теория всего)
- Розамунд Пайк (Исчезнувшая)
- Риз Уизерспун (Дикая)
Претензий нет – Джулианна давно заслужила.
Почему фильм не номинировали в режиссерской, сценарной и главной категориях – загадка. Но посмотрим, кто в них состязался.
За звание "лучшего режиссера" бились
- Алехандро Гонсалес Инньярриту (Бёрдмэн)
- Ричард Линклейтер (Отрочество)
- Беннет Миллер (Охотник на лис)
- Уэс Андерсон (Отель Гранд Будапешт)
- Мортен Тильдум (Игра в имитацию)
И по-моему, последний тут только потому, что снял фильм про гея. Как сюда не влез Финчер? Пусть без награды, но все же.
Адаптированный сценарий:
- Игра в имитацию
- Врожденный порок
- Одержимость
- Снайпер
- Теория всего
- Бёрдмэн
Опять же "Игру" можно сразу в корзину истории. "Бёрдмэна", конечно, было в тот год не победить никому, но хотя бы рядом постоять можно было.
Лучший фильм:
- Бёрдмэн
- Снайпер
- Отрочество
- Отель Гранд Будапешт
- Игра в имитацию
- Сельма
- Одержимость
- Теория всего
Как минимум 3 фильма здесь лишние.
Золотой глобус выкатил 4 номинации, но во всех проигнорил.
BAFTA – в двух, но исход такой же.
Таким образом образцовый триллер оказался не у дел.
Подведем итоги.
Ситуация примерно такая же, как и с П.Т.А.
Перед нами выдающийся режиссер современности, живой классик, тонкий мастер, гений перфекционизма, столп жанра, но увы – без единой серьезной награды. Нельзя сказать, что 30 лет псу под хвост. В конце концов, такие люди снимают не ради наград. Но осадочек, как говорится, остался. Тем более что были же все шансы. Это не разовая удача, как в случае непонятно как пролезших на кино-Олимп Мортена Тильдума или Барри Дженкинса (хотя с режиссером "Лунного света" все понятно на самом деле), это стабильная мастерская работа высочайшего уровня.
Чего Дэвиду ждать в будущем? Нынче должен выйти его новый фильм – "Манк" – и теоретически номинации быть должны, потому что фильм о "Золотой эпохе" Голливуда, а Голливуд любит фильмы про самого себя. Ну и всегда есть шанс получить Почетный Оскар за выслугу лет.
Кстати, как и П.Т.А., Финчер не может похвастать удачами и в коммерческом плане.
"Семь" собрал в США в 3 раза больше бюджета (в мире в 10 раз),
"Игра" на родине провалилась,
"Клуб" не просто провалился, а был бы настоящей катастрофой, если бы не последующие продажи кассет.
"Комната страха" не окупилась на родине, но за мировой счет принесла денег,
"Зодиак" пролетел по всем фронтам – и в США, и в мире,
"Загадочная история Бенджамина Баттона" в США провалилась, в мире чуток заработала.
"Социальная сеть" по миру собрала в 4 с лишним раза больше стоимости,
"Девушка..." окупилась только за счет мировых,
"Исчезнувшая" стала настоящим хитом в карьере Финчера, собрав на родине в 2,5 раза больше стоимости, а мир добавил еще 200 миллионов сверху.
Таким образом получается, что Финчер довольно затратный для студий парень. Неудивительно, что его новый фильм выпускает всемогущий Netflix.
Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии.
Также вы можете зайти в мою группу ВК. Там я выкладываю другие интересные материалы