Найти в Дзене

«Униженные и оскорбленные». Федор Михайлович Достоевский.

За время отсутствия Достоевского Петербург изменился. Идеи, за обсуждение которых он был осужден, теперь витали в воздухе. Но Достоевского, остро нуждавшегося в деньгах, никто особо не ждал, а то, что брали в печать, оплачивалось весьма скромно.
Если Тургенев, например, получал порядка 400-500 рублей за лист, то Достоевский – около 150. А ведь для Федора Михайловича, в отличие от большинства наших писателей XIX века, именно литературная деятельность была основным источником дохода. И тогда они с братом Михаилом решают издавать собственный журнал (сначала «Время», затем «Эпоха»).
Что нужно, чтобы поправить финансовое положение? Правильно, большие тиражи. Что может обеспечить такие тиражи? То же самое, что и сейчас, собственно😉. Братьям нужен был «сериал» - роман, который бы полюбился широкой публике, заставляя ее ждать и покупать следующий номер, с сюжетом, который берет за душу, не перегружая излишней философией и сложным слогом, при этом качественный, современный, интересный. В о

За время отсутствия Достоевского Петербург изменился. Идеи, за обсуждение которых он был осужден, теперь витали в воздухе. Но Достоевского, остро нуждавшегося в деньгах, никто особо не ждал, а то, что брали в печать, оплачивалось весьма скромно.

Если Тургенев, например, получал порядка 400-500 рублей за лист, то Достоевский – около 150. А ведь для Федора Михайловича, в отличие от большинства наших писателей XIX века, именно литературная деятельность была основным источником дохода. И тогда они с братом Михаилом решают издавать собственный журнал (сначала «Время», затем «Эпоха»).

Что нужно, чтобы поправить финансовое положение? Правильно, большие тиражи. Что может обеспечить такие тиражи? То же самое, что и сейчас, собственно😉. Братьям нужен был «сериал» - роман, который бы полюбился широкой публике, заставляя ее ждать и покупать следующий номер, с сюжетом, который берет за душу, не перегружая излишней философией и сложным слогом, при этом качественный, современный, интересный. В общем, то, что мы сейчас называем «беллетристикой» с шансами на звание «бестселлера».

Справился ли Достоевский с поставленной задачей? Несомненно, ведь речь идет о романе «Униженные и оскорбленные»! И пусть серьезная критика отнеслась к нему сдержанно, читателям он полюбился!  Значительная часть романа писалась автором частями непосредственно к сроку сдачи нового номера журнала, и только после, для первого отдельного издания, Федор Михайлович доработал произведение.

В первом крупном после каторги произведении отразилась идейно-художественная эволюция писателя, вынесшего из Сибири убеждение о трагической оторванности передовой русской интеллигенции от «почвы», неверие в революционный путь преобразования русской действительности. В этом романе Достоевский как бы полемизирует сам с собой и своим окружением времен «Бедных людей».

Повествование в «Униженных и оскорбленных» ведется от лица Ивана Петровича — начинающего бедного литератора, образ этот отчасти носит автобиографический характер: рассказ о дебюте Ивана Петровича, восторженная оценка его первого романа «критиком Б.» (т.е. Белинским), взаимоотношения молодого писателя с его издателем.

Ироническое описание кружка «передовой» молодежи, собирающейся по средам «у Левеньки и Бореньки», заставляют вспомнить о «пятницах» М.В. Петрашевского.

Использовал и развил автор и некоторые темы, образы, сюжетные ситуации более ранних своих произведений. Кроме «Бедных людей» следует назвать «Белые ночи», «Слабое сердце», «Неточку Незванову». Например, образ Ивана Петровича напоминает Мечтателя из «Белых ночей», имеют аналогии и их любовные истории (оба героя не только уступают без борьбы любимую девушку счастливому сопернику, но даже содействуют соединению любовников).

Мотив призрачности, миражности Петербурга, возникший еще в «Слабом сердце» и «Петербургских сновидениях в стихах и прозе», вновь появляется в «Униженных и оскорбленных». Герои романа, живущие в «самом отвлеченном и умышленном городе на всем земном шаре», где даже солнце какое-то не настоящее, а тусклое, неживое, чувствуют себя обреченными на гибель и тоскуют по природе, голубому небу, яркому солнцу. В «Петербургских сновидениях в стихах и прозе» Достоевский выражает желание «обратиться в Эжена Сю, чтобы описывать петербургские тайны». Это желание он осуществил в «Униженных и оскорбленных». Он сознательно ориентировался на знаменитый роман «Парижские тайны», но при этом использовал традиции «физиологического очерка» русской натуральной школы, авторы которого описывали жизнь петербургского «дна». В этом плане роман «Униженные и оскорбленные» во многом предвосхищает известный роман Вс.Крестовского «Петербургские трущобы».

У Достоевского получилось создать произведение с более широким, чем предполагалось первоначально, охватом частной и общественной жизни России той эпохи, выразить мысль о преемственной идейной и культурной связи.

Итак, читателям Достоевский о себе напомнил, но оставалась более серьезная публика – критики и прочие литераторы. Я даже не буду спрашивать, «как вы думаете, справился ли Федор Михайлович с этой задачей»😁. Вопрос будет со звездочкой: какое произведение вновь вознесло его на литературный Олимп? Пишите ваши версии (честно, не подглядывая сами знаете куда 😉).