Успенский собор был заложен князем Андреем Боголюбским в 1158 году и был, по наиболее общепринятому мнению, одноглавым и украшенным резьбой.
От этой резьбы, к сожалению, сохранилось немного, поскольку в 1185 году, уже при Всеволоде III Большое Гнездо, собор сильно пострадал от пожара. С 1185 по 1189 годы его перестраивали: окружили новыми стенами, укрепили, прорезали новые арки, так что старый собор оказался как бы в футляре собора нового.
Горел собор неоднократно: и во время монголо-татарского нашествия в 1238 году, когда в нём укрылась княжеская семья и горожане, в 1536 году… А в 1410-м, всего через два года после того как артель Даниила Чёрного и Андрея Рублёва расписала собор заново, на Владимир напала орда царевича Талыча и разграбила в том числе и Успенский собор… хотя и не совсем. С этим набегом связана легенда о укрытом в соборе «кладе».
Когда татары ворвались в город, соборный ключник Патрикей, грек по происхождению, запер двери, собрал драгоценную церковную утварь и книги – и спрятал их. То ли где-то в тайнике под сводами собора, то ли – хотя это звучит фантастически – в стене собора. Ведь Успенский собор строился традиционной полубутовой двойной кладкой, так что между двумя «стенками» камней был зазор, засыпавшийся щебнем.
Татары взломали двери в храм, схватили Патрикея и, как рассказывает летопись, пытали его, чтобы узнать, где спрятаны драгоценности. Но Патрикей умер, так тайны и не выдав.
Так что спрятанные им вещи – лежат где-то в соборе до сих пор…
Выставки и экспозиции Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника пока закрыты в связи с мерами предосторожности против распространения коронавирусной инфекции. Но после окончания карантина мы ждём вас в музее. И, конечно же, в белокаменном Успенском соборе.
Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Ждём ваших комментариев!