Найти тему
Somanyhorses

Спа-Франкоршам: самая опасная и интригующая гоночная трасса

Для начала сразу поясним, что трасса Спа-Франкоршам находится в Бельгии и свое название получила из-за соседства с небольшим городком Спа, который богат лечебными водами и привлекает туристов со всего мира. Из-за такого своеобразного для гоночного трека названия ходит много шуток. Ведь гонки обычно проходят в конце недели, и получается, что пока одни отдыхают на настоящих спа-процедурах в городе, спортсмены в это время «потеют» неподалеку на своём личном гоночном Спа.

Длина трассы — 7004 м
Количество поворотов — 19
Самый опасный скоростной вираж — «Красная вода»

В 1921 году бельгийский магнат Жюль де Трие решил создать гоночную трассу, задействуя обычные дороги между деревушками Франкоршам, Мальмеди и городком Спа. Стоит отметить, что в итоге трек расположился в Арденнских горах и резкие повороты, многочисленные спуски и подъёмы получились именно из-за горной местности, а позднее даже стали визитной карточкой трассы. Поначалу здесь проходили только мотогонки, так как автомобилей заявлялось очень мало. И только в 1924 прошел первый суточный марафон, в котором приняло участие 27 экипажей, а через год здесь провели Гран-при Бельгии. Так, трасса Спа-Франкоршам стала очень популярной среди ценителей автоспорта и с каждым годом привлекает всё большее количество участников и зрителей.

-2

До Второй мировой войны трасса в Спа принимала различные автогонки. Но военные события внесли свои коррективы — автодром был разрушен и пустовал. И только к 1947 году трассу вновь удалось восстановить и разыграть Гран-при Бельгии, а через год даже провести знаменитую гонку «24 часа Спа». Отметим, что среди гонщиков трек в Спа всегда считался притягательным и, одновременно, опасным. Протяженные прямые, оригинальные по структуре повороты и резкие перепады высот постоянно держат интригу во время гонки. Бельгийская трасса с момента своего появления демонстрировала свой дерзкий нрав, постоянно создавая смертельные инциденты. Так, в 1960 году на бельгийском треке погибает сразу два британских гонщика — Крис Бристоу и Алан Стэйси. Первый пилот на Гран-при Бельгии на 19 круге яростно сражался с Вилли Мэрэссом, но в итоге не справился с управлением в сложном повороте и на огромной скорости сошел с трассы, где Бристоу попал в ограждение из проволоки, которая обезглавила спортсмена. Второй — английский гонщик Алан Стейси, несмотря на старт с последнего ряда, после 24 круга был уже шестым. Но в очередном повороте хитрейшей трассы в лицо Алана врезалась птица и тот потерял управление — болид улетел с трека на скорости 190 км/ч и попал в поле. Пилот погиб. Обе аварии произошли с разрывом в несколько минут и нескольких десятках метров друг от друга. Однако серьезно задуматься о перестройке трассы решают лишь годы спустя после еще одного опасного инцидента уже с Джеки Стюартом. На этапе Ф1 в 1966 году пилот попадает в серьезнейшую аварию на Спа-Франкоршам и чудом остается жив. Только тогда автодром закрывают и решают перестроить для улучшения безопасности.

-3

В итоге, трасса была укорочена вдвое, на ней появились тормозные виражи, был изменен асфальт на водоотталкивающий — он должен был уменьшить еще и проблемы с переменчивостью погоды в этом регионе. Дело в том, что в Спа днем может быть жара под 30 градусов, а ночью столбик термометра опускается до +10 и идет дождь. А в один из этапов прошлого года на трассе и вовсе пошёл снег — болиды проносились под падающими снежинками. Опытные пилоты всё еще считают, что даже после реконструкции трасса в Спа осталась одной из самых сложных и непредсказуемых. Только представьте здесь ночную гонку: непогода, плохая видимость, слепящие фары соперников — всё это создает опаснейший гоночный коктейль, который подают в комплекте с безумной скоростью. Считается, что победа на автодроме в Спа достается только великим и самым талантливым спортсменам. В свое время победителями здесь становились такие гонщики как Айртон Сенна (5 раз), Михаэль Шумахер (6 раз), Кими Райкконен, Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон, Шарль Леклер.

-4

Но, несмотря ни на что, уже на протяжении десятилетий все пилоты стремятся на гонку в Спа, потому что преодолеть ее считается неким знаком качества среди гонщиков. Но, помимо непредсказуемых погодных условий, трасса известна еще и своими уникальными поворотами. Так, например, легендарный поворот Eau Rouge («Красная вода»), считается невероятно опасным и самым быстрым поворотом в «Ф-1». Поворот проходят на скорости 300 км/ч, не снимая ноги с педали газа, и, конечно, дается он далеко не всем. Но стоит отметить, что это целый вираж поворотов: левый-правый-левый (слепой Радильон, Ле-Комб, Бланшемон).

Вот как описывает этот вираж канадский автогонщик Жак Вильнев: «Едешь — буквально летишь — вниз, трасса изгибается чуть влево, и как раз тогда, когда надо подрулить, изменяя траекторию, полотно круто взмывает вверх, перед тобой вдруг, словно стена вырастает, поворот становится совершенно слепым, а тут опять надо поворачивать, уже вправо, к Raidillion, а затем снова влево! Причем поворот этот настолько узкий, что в него, кажется, невозможно вписаться на такой скорости. Но нет, все же можно, хотя и впрямь очень трудно. Это просто фантастика!».

-5

Объясним, что в левый поворот «Красная вода» автомобиль входит на огромной скорости, а после смены направления дорога резко взмывает вверх, в итоге пилота вдавливает в кокпит, а автомобиль — в трек. А затем на вершине еще один поворот, сила, что прижимает авто, резко снижается и сцепление с трассой почти исчезает. Это один из самых опасных моментов с высокой вероятностью аварии, так как пилот входит в поворот вслепую и за холмом не видит весь трек. И именно от того, как гонщик пройдет «Красную воду», зависит многое, потому что затем идет прямая до следующей связки поворотов, и при удачном прохождении этого участка спортсмен получает преимущество перед соперником.

-6

По словам многих гонщиков, автодром в Спа невозможно выучить или быть полностью к нему готовым. Погодные изменения, выбоина на асфальте, накат резины и мокрый асфальт вносят свои коррективы, и пилоту приходится быстро самостоятельно принимать решения. Поэтому и побеждают на трассе в Спа только избранные, те, кто имеет внутреннее чувство гонки, интуицию и невероятное бесстрашие.

-7