Найти тему
ИнтерМедиа | InterMedia

Сериал «Великая»: Жизнь и необычайные приключения оптимистичной немки в России

Фото: постер к сериалу
Фото: постер к сериалу

Оценка: 8 из 10

Премьера оригинального сериала Hulu «Великая» состоялась на видеосервисе more.tv 16 мая 2020 года. Режиссеры: Колин Бакси, Гита Патель, Бен Чессель и другие. Сценарист и создатель: Тони МакНамара. В ролях: Эль Фаннинг, Николас Холт, Фиби Фокс, Саша Дхаван, Адам Годли, Дуглас Ходж, Гвилим Ли и другие.

Молодая дочь бедного немецкого князя выходит замуж за русского императора Петра III. Она очень быстро понимает, что при дворе и в стране царят беспорядки, и разочаровывается в муже, как в правителе и человеке. Идея заговора против императора созревает почти моментально.

За последние несколько лет про российскую императрицу Екатерину Великую снято уже несколько сериалов, причем не только в России. Можно вспомнить «Екатерину» с Мариной Александровой, снятой для «России-1» и «Великую» с Юлией Снигирь, снятую для Первого канала, а также «Екатерину Великую» с Хелен Миррен, созданную HBO. Каждый из них претендует на то, чтобы быть тем самым правильным, библиографическим и точным в описании восхождения императрицы к будущему величию.

«Великая» от Hulu ни на что не претендует и ни к какой точности не стремится. Не случайно его сценарист – Тони МакНамара, создатель «Фаворитки». И этим все сказано. Если вы не готовы к такой степени переработки подлинной истории, какую он позволил себе для фильма Йоргоса Лантимоса, то «Великую» лучше сразу обойти стороной – там всего подобного будет только в разы больше, да еще и в сопровождении тонн юмора, от которого иногда становится плохо через пару серий, а также откровенного абсурда.

Неслучайно и главную роль в сериале исполняет Эль Фаннинг – актриса, которая в первую очередь ассоциируется с немного мистическими, демоническими и потусторонними ролями. На подлинную императрицу она даже не пытается быть похожа – здесь она оторва и хулиганка, словно свалившаяся на Россию не из Германии, а прямиком с Луны. Вслед за переработкой образа императрицы меняется и все окружение – Петр III здесь оказывается не внуком, а сыном Петра Великого, его образ также далек от исторического – распутный гуляка, идиот, алкоголик и транжира, предпочитающий развлекаться вместо управления государством, одновременно с этим – маменькин сынок, ищущий одобрения и страдающий после смерти родителей, но в то же время чрезвычайно жестокий, злобный и убежденный в собственной вседозволенности. Николас Холт оказался талантлив на роль идиота – над ним смеешься, его ненавидишь, но в то же время ему искренне сочувствуешь, а главное – его образ хорошо запоминается.

Часть российской знати оказывается представителями негроидной расы. В то же время многим историческим персонажам даже поменяли имена. Здесь граф Орло, а не Орлов (его, кстати, и вовсе играет индус), Воронский, а не Воронцов, и так далее. При дворе Петра предпочитают странные развлечения, там царят жестокость, разврат, пьянство и разная откровенная дикость. Все это основано не просто на стереотипах о России – это стереотипы, возведенные в куб, это прямая насмешка над стереотипами. Так, уже на свадьбе Екатерине дарят личного медведя – что может быть абсурднее?

Многие не без причин сравнивают «Великую» с «Фавориткой», но здесь это не совсем корректно. Новый сериал – нечто среднее между «Фавориткой», «Смертью Сталина» и «Шоу Бенни Хилла». Российский зритель к такому зрелищу не привык, поэтому «Великая», к сожалению, здесь очень многих может оскорбить. «Смерть Сталина» Ианнуччи в нашей стране вызвала уже достаточно большой скандал, хотя объективно любой зритель мог понять, что фильм представлял собой направленную на тоталитаризм сатиру, а британские продюсеры имели полное право на такое отношение к Сталину, запугавшему всю цивилизованную Европу. С «Великой» все сложнее. Она не является сатирой, не высмеивает какие-то конкретные пороки. Это исключительно юмористический сериал в историческом антураже. В переплетениях реальности и сценарного бреда легко запутаться и найти, чему оскорбиться.

Для англичан, хорошо знающих свою историю и искренне убежденных в собственном величии, такой сериал не является чем-то странным. Они и над своей историей и королевами в кино и на телевидении издеваются достаточно часто – можно вспомнить все то же популярное в свое время «Шоу Бенни Хилла». В России для многих зрителей остается непонятно, как можно намеренно искажать исторические факты без какой-то особой на то причины, без выведения из истории морали. Все это приводит к тому, что достаточно большому пласту зрителей «Великую» лучше всего и вовсе не смотреть, а беречь собственные нервы. В то же время те, кто любят абсурдный юмор, хулиганистых главных героев и жанр альтернативной истории, получат от «Великой» большое удовольствие.

Павел Соломатин, InterMedia