Практически все крупные авиакомпании в мире уже приняли новые правила в связи с пандемией, сегодня эти правила для российских авиапассажиров согласованы Росавиацией и Роспотребнадзором.
Во время полета надо находиться в маске и в перчатках, в маске надо уже входить в здание аэропорта. 2 раза у каждого авиапассажира будет измеряться температура: Первый раз на входе в аэровокзал, второй раз перед посадкой в салон. В салоне нельзя находиться в верхней одежде, вставать тоже нельзя, можно встать только по разрешению стюардессы, подняв руку, как в школе, и по ее разрешению сходить в туалет. Опять же нельзя же, чтобы в туалет были очереди, это нарушит социальную дистанцию.
В здании аэровокзала надо соблюдать эту социальную дистанцию. Выход из самолета и посадка проводятся группами, чтобы не толпились пассажиры. Обсуждается рассадка в самолете в таком шахматном порядке, через одного.
Это может привести к тотальным изменениям. Дело в том, что всегда самолеты, авиатранспорт, «летайте самолетами «Аэрофлота», был самый удобный и комфортный вид транспорта, да и не самый дорогой, наверное. И он был экономически выгоден. Надо сказать, что за последние 10 лет число авиапассажиров в России выросло в 2 раза, 120 миллионов. Это, конечно, меньше, чем в Америке, но 120 миллионов выше, чем показатели СССР, и это говорило об экономической ситуации в России.
Сейчас по прогнозам владельцев крупнейших авиакомпаний в 2 раза упадут авиаперевозки, и года 1,5–2 понадобится на восстановление. Но ведь это не просто какие-то сиюминутные вещи - самолеты не могут стоять на земле. Для того чтобы авиакомпании не были убыточными, как показывают расчеты, надо чтобы загрузка самолета была 77%. Денег-то у людей нет, границы не открыты, не открылись еще и многие регионы: приезжаешь куда-нибудь, тебе надо сидеть 2 недели на карантине, в самоизоляции.
Все это может привести к тому, что обанкротятся компании, прежде всего лоукостеры, которые так привлекали многих пассажиров, особенно молодых пассажиров. В общем, такое впечатление, что мы отлетались - ни денег, ни рейсов.
Для многих стран туризм и авиаперевозки были значительной частью бюджета. Я не представляю, как будет справляться со своей экономикой, например, Латвия, если туда не поедут русские туристы, и при всем таком двусмысленном отношении Латвии к русскоязычным без русских туристов там просто будет экономический коллапс. Как, впрочем, и в Турции: если в Турции не будет, как это, all inclusive и шведских столов, то привлекательность Турции как мировой Мекки туризма очень сильно померкнет.
Одно из самых заметных последствий переустройства мира коронавирусом будет состоять именно в тотальном уменьшении мобильности населения, в том числе и авиаперевозок, и крахе туристической отрасли. Кстати, мы говорим про авиаперевозки, эта отрасль достаточно оперативно реагирует, а железнодорожный транспорт? Если это опасно в самолете, то как будет выживать железнодорожный транспорт, где пассажиры в купе сидят, глядя друг на друга в упор.
Поезд «Москва – Владивосток» за неделю превратится просто в чумной барак. Или какие-то другие могут быть там меры? Я не представляю. Если можно в самолете потерпеть 3 часа в маске, то что будет в железнодорожном транспорте, мне даже и предположить сложно.
150 лет назад появились первые путешественники с развитием научно-технического прогресса, машин, пароходов, самолетов, до этого-то люди сидели на месте, а мы сейчас не можем себе представить даже отдаленно, чтобы мы прикованы к 6 соткам, например, это не отдых в понимании современного человека. Но пока я не вижу выхода из положения, потому что ведь вот эти процедуры, которые мы сейчас описали потребуют дополнительного оборудования в аэропортах, это дополнительные траты, все это скажется на цене билетов. Некоторые эксперты говорят, что авиаперевозки подорожают на 50% минимум, но у людей нет денег! Пока ситуация выглядит достаточно тупиковой.