Несмотря на умеренно позитивный настрой российских властей в отношении эпидемии COVID-19, столичный мэр Сергей Собянин продолжает настаивать на сохранении в Москве режима жесткой самоизоляции, в том числе электронных пропусков.
При этом пропускной режим уже отменен в Подмосковье, значительная часть которого составляет с Москвой единую агломерацию. Внутри нее миллионы людей активно перемещаются, даже несмотря на карантин. И теперь гражданам, проживающим, например, в находящемся в трех километрах от МКАД Видном, для поездки в «город» нужен пропуск.
Чем дальше, тем более странным выглядит желание Сергея Собянина сохранять в Москве пропуска. Зачем это нужно мэрии? Мы разобрали разные версии и выдвигаем свою.
Официоз, политика и романтика
Официальная версия: пропуска нужны для борьбы с вирусом.
Это неправда, что можно подтвердить цифрами. Пропуска в Москве ввели в 13 апреля, проверять начали 15 апреля. В этот день индекс самоизоляции «Яндекса» составлял 3,2. В пятницу ,22 мая, он находился на уровне 2,3. За сорок дней индекс самоизоляции в будний день в Москве упал почти на 30%. Это значит, что на улицах стало на 30% больше людей.
При этом это число новых заражений в Москве 13 апреля составляло 2020 человек. Затем, когда индекс самоизоляции оставался еще относительно высоким (москвичи сидели по домам), число заболевших выросло более чем втрое и 7 мая достигло пика 6700 человек. А после этого и индекс самоизоляции снизился, и ежедневное количество новых зараженных тоже. Это говорит об интересной тенденции: не существует прямо пропорциональной зависимости между количеством людей на улицах и числом новых зараженных.
В сухом остатке выходит вот что: пропуска не заставили людей сидеть по домам, а самоизоляция не оказала явного положительного влияния на динамику эпидемии.
Политическая версия. Ее сейчас активно озвучивают любители конспирологии в телеграме. Пропуска якобы нужны для того, чтобы не позволить свободолюбивым горожанам выйти на митинги протеста накануне дня голосования по поправкам в Конституцию.
У этой версии есть много слабых мест. Пропуска в Москве критичны только для проезда в метро. Нет пропуска - не попадешь за турникет. Но всегда можно ездить на наземном транспорте, да зайцем в подземку попасть несложно.
Перемещающимся по Москве на автомобилях без пропуска гражданам грозят штрафы с дорожных камер. Но если вы вдруг собрались на митинг «за нашу и вашу свободу» - это ведь мелочь, правда? Да и если посмотреть на потоки машин и людей в городе, похоже, что все, кому нужно, пропусками разжились. Для того чтобы собрать какую- нибудь манифестацию, этого хватит. Поэтому, скорее всего, пропускной режим не носит никакой репрессивной в политическом смысле функции.
Романтическая версия. Мэр Москвы и его команда, будучи в основной своей массе выходцами из российских провинций, ненавидят москвичей и всячески над ними издеваются. Это может льстить самолюбию «коренных» москвичей, но на правду не похоже совсем.
Экономика и технологии
Наиболее вероятной выглядит экономико-технологическая версия. Пропуска мэрии нужны, чтобы на практике тестировать и «обучать» систему слежения за людьми. И чем дольше сохранятся пропуска, тем лучше.
Пока что, как на себе заметили много москвичи, все это выглядит сырым и «глючным». Эксплуатировать эту систему «под нагрузкой» и устранять проблемы нужно еще долго. Чтобы потом привязать к ней камеры наблюдения, геолокацию по телефонным звонкам и карточным платежам. И уже затем использовать как полноценного «Большого брата», контролирующего жизнь мегаполиса.
Пропуска, как и вся самоизоляция - это штрафы. А штрафы - деньги в прохудившийся городской бюджет. При этом все это можно будет оспаривать в судах (мы объясняли, как это сделать), но пока неясно, сколько людей решат судиться, а сколько махнут рукой и заплатят по четыре - пять тысяч рублей.
Ну и скандальная история с якобы передачей персональных данных из пропусков третьим лицам для коммерческого их использования тоже хорошо ложится на эту версию. Ранее в блоге компании AnalogBytes Conference на форуме Habr появилась информация о том, что, принимая лицензионное соглашение на сайте проверки блокированы пропусков, пользователь автоматически предоставляет ему право на обработку персональных данных, их сбор, хранение, использование, обезличивание, распространение, блокирование и уничтожение. Мэрия,конечно, в ответ заявила, что все у них строго по закону. Но пропуска - это больше объемы данных о людях. А данные в наше время - это товар и источник прибыли.
Доколе?
Ответа на этот вопрос у нас нет. Если правда, что голосование по поправкам в Конституцию в столице будет разрешено провести удаленно, то возможно, что пропускной режим в городе будут сохраняться неопределенно долго. ЕГЭ можно провести и в таких условиях. А там дальше мэрия может бесконечно говорить о не снижающейся угрозе вируса и москвичей держать в цифровых ошейниках.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для нас
Не забудьте подписаться на канал