Найти в Дзене
nskalso

Как решить задание на гидролиз в ЕГЭ по химии?

Я думаю у многих возникал такой вопрос при подготовке к ЕГЭ по химии. Как же всё-таки разобраться в этом задании? Ведь оно очень простое, и потерять баллы на нём может быть очень обидно. Я не буду углубляться в теорию о том, что такое гидролиз и рассказывать что такое диссоциация. Я просто расскажу вам о том, как нужно рассуждать, решая это задание. Сейчас я разберу несколько типов заданий №23, которые могут встретиться на ЕГЭ по химии. 1. Установите соответствие между названием соли и отношением её к гидролизу. К сильным кислотам относятся - H2SO4, HNO3, HBr, HCl, HClO4, HMnO4, H2Cr2O7. К слабым кислотам относятся все остальные. Если соль образована анионом сильной кислоты, то по нему она не гидролизуется. Если слабой кислоты - то по аниону идет гидролиз. К сильным основаниям относятся все растворимые гидроксиды, кроме NH3+H20( условно обозначают NH4OH) Точно так же, если катион сильного основания - гидролиз не проходит, катион слабого - гидролиз идёт.
Оглавление

Я думаю у многих возникал такой вопрос при подготовке к ЕГЭ по химии. Как же всё-таки разобраться в этом задании? Ведь оно очень простое, и потерять баллы на нём может быть очень обидно.

Я не буду углубляться в теорию о том, что такое гидролиз и рассказывать что такое диссоциация. Я просто расскажу вам о том, как нужно рассуждать, решая это задание.

Сейчас я разберу несколько типов заданий №23, которые могут встретиться на ЕГЭ по химии.

1. Установите соответствие между названием соли и отношением её к гидролизу.

  1. Первое, что вам нужно сделать - это заглянуть в таблицу растворимости. Соль должна быть 100 % растворимой. Это очень важный пункт, который можно упустить из виду и потерять свои баллы. Но лично мне нерастворимые соли в этом задании встречаются довольно редко. Но проверить всё равно нужно.
  2. Затем вам нужно понять, каким основанием и какой кислотой образована соль. От основания соль берёт катион( положительно заряженный ион), а от кислоты - анион( отрицательно заряженный ион). К примеру - K2SO4. Сульфат калия образован катионом калия и сульфат-анионом.
  3. Вы должны разобраться, какой силой обладает та или иная кислота(основание).

К сильным кислотам относятся - H2SO4, HNO3, HBr, HCl, HClO4, HMnO4, H2Cr2O7.

К слабым кислотам относятся все остальные. Если соль образована анионом сильной кислоты, то по нему она не гидролизуется. Если слабой кислоты - то по аниону идет гидролиз.

К сильным основаниям относятся все растворимые гидроксиды, кроме NH3+H20( условно обозначают NH4OH)

Точно так же, если катион сильного основания - гидролиз не проходит, катион слабого - гидролиз идёт.

Например: NH4S (NH4 - это катион слабого основания, S - анион слабой кислоты, следовательно гидролиз идёт и по катиону, и по аниону), NaCl( Na - катион сильного основания, Cl - анион сильной кислоты, соль не гидролизуется), Ba(No2)2 ( Ba - катион сильного основания, No2 - анион слабой кислоты, гидролиз идет по аниону).

Важная ремарка - все анионы органических кислот заведомо считаются слабыми.

2. Установите соответствие между формулой соли и средой её водного раствора.

Мне кажется, это самый простой тип 23 задания. Нужно лишь определить силу ионов, как и в предыдущем пункте. Среда раствора будет той, какой ион в соли будет сильным. Если же оба иона в соли будут образованы сильной кислотой и основанием, то среда будет нейтральной. И наоборот, если оба иона будут слабыми, среда так же будет нейтральной.

Например: NaClO4 - сильное + сильное = среда раствора нейтральная; NH4CL - слабое + сильное = среда раствора кислая.

Важная ремарка - анионы кислых солей мы в большинстве считаем слабыми.

Ещё одна важная ремарка - составители ЕГЭ пообещали не включать в этом году в экзамен задания на гидросульфиты и дигидрофосфаты( у них не легко определить среду раствора) и нитрат серебра( AgOH - разлагается в водной среде, следовательно в растворе не существует.)

3. Установите соответствие между названием соли и цветом, в который окрашивается индикатор в её водном растворе.

Таких заданий очень мало, но они всё же есть. У нас с вами есть 3 индикатора - лакмус, фенолфталеин и метилоранж. Скорее всего, если уж и попадется, то лакмус. Это самый популярный индикатор, который изучается в школьной программе.

В этом задании нужно определить среду раствора, опираясь на предыдущий пункт. После того, как вы это сделаете, вам нужно понять, в какой цвет окрашивается индикатор в этой среде.

Лакмус в щелочной среде синий, в нейтральной - фиолетовый, а в кислой - красный.

Метилоранж в щелочной среде ярко-желтый, в нейтральной - оранжевый, в кислой он начинает бледнеть и становится розоватым.

Фенолфталеин в кислой и нейтральной среде прозрачный, а в щелочной становится малиновым. Он является очень крутым индикатором на щелочи, возможно вам так будет легче запомнить это.

Собственно, также встречаются задания на соотнесение кратких ионный уравнений, но здесь уж совсем просто, главное не запутаться в своих иончиках.

На этом всё, я надеюсь, теперь вам станет легче решать задания на гидролиз и вы сможете отхватить на ЕГЭ за это задание максимум баллов!