Часто слышу: "Папаша, вы слишком рано начали". Хотя мне кажется, здесь важен не возраст, а готовность ребёнка запоминать буквы и начинать складывать их в слова.
Возраст в детском развитии вообще понятие субъективное. Один умница в три года уже сам зачитывается книгами. И ведь есть такой пример — Анатолий Вассерман признавался журналистам, что помнит себя в три года, читающим на пляже книгу без картинок. А другому ребёнку и в восемь лет чтение даётся с трудом. Что тоже, кстати, не беда.
И если моя дочь готова была в два года учить алфавит, почему бы не позволить ей сделать это))
Детям постарше достаточно обучающих игровых приложений, песенок, передач и мультфильмов про буквы. Сейчас столько видео и приложений, что любознательный ребёнок к началу занятий знает если не все, то большинство букв. Однако с детьми младшего детсадовского возраста всё-таки необходим этап ЗАПОМИНАНИЯ БУКВ.
О нём сейчас подробнее и поговорим. Мне понравился метод бельгийского педагога Сесиль Лупан.
Бельгийка придумала алфавит для обучения маленьких детей, который ориентирован не на логику (где А-арбуз, Б-бегемот), а на эмоциональное восприятие.
Вот так выглядят карточки с алфавитом Лупан:
Шаг 1
Такие карточки с образным алфавитом не сложно найти в интернете. Я распечатал, вырезал и стал предлагать дочке.
Начинал с пяти карточек, постепенно добавлял, вскоре вышли на всю колоду.
Заниматься по карточкам очень просто. Короткого описания под картинкой вполне достаточно, придумывать ничего не нужно.
Добиваемся того, чтобы ребёнок быстро и легко называл все буквы в колоде. Те, которые забывает, откладываем во вторую стопку и учим их отдельно.
Шаг 2
"Закрепление". Теперь привлекаем внимание к буквам любыми способами (о них как-нибудь расскажу в отдельном посте).
Например, вот так. Буквально говорил: "Лопни шарик с буквой Б"
И это было действительно весело!
Шаг 3
Когда ребёнок без труда находит буквы в игре и не делает ошибок в карточках, предлагаю произвольный набор букв, написанных на листе.
Просил назвать (или обвести фломастером) сначала "М", потом "О", "Н" и так далее.
Конечно, малышам требуется время, чтобы привыкнуть к буквам, понять, как они сочетаются и запомнить в какую сторону читается слог (даже из двух букв!)
Важно не торопить ребёнка, чтобы чтение не превратилось в неприятное пугающее занятие. А если делать это в игре, то на мой взгляд, начинать можно и в три, и даже в два года.
А вы, дорогие читатели, как думаете — когда детям самое время начинать читать и учить буквы? Как это было у вас? Расскажите, мне очень интересно!