Сегодня, 25 мая, память святителя Епифания Кипрского (403). В этот день уместно вспомнить, что, помимо многих своих подвигов, святитель известен также полемикой с оригенизмом. Святитель осуждал ересь апокатастасиса (спасения всех грешников и падших ангелов) и в своем труде "Об Оригене, который зовется и адамантовым" писал, что "он (Ориген) ложно учил … что диавол будет восстановлен в своем начальстве. Осчастливлен же Иоанн Креститель и прочие святые тем, что они будут общниками его (то есть диавола) в царстве небесном!". Более того, святитель Епифаний собрал Кипрский Поместный Собор на котором осудил Оригена.
В наше время ересь апокатастасиса, благодаря стараниям профессора Алексея Ильича Осипова, стала вновь популярной. Когда кто-либо указывает, что эта ересь была уже осуждена Церковью на V Вселенском Соборе в 553 году, то со стороны оппонентов звучит аргумент, что к тому времени Ориген уже давно умер (ок. 254 года), намекая, что якобы нельзя предавать анафеме уже умершего ересиарха и якобы Церковь не осуждала оригенизм три века, значит это как бы уже и не ересь.
Чтобы понять несостоятельность этих аргументов укажем на несколько моментов:
1. Решение Вселенского Собора это самое авторитетное решение в Церкви, потому что Вселенский Собор - это наивысшая форма соборности Церкви, когда собираются епископы практически со всего православного мира. Вселенский Собор - это собрание Вселенской Церкви в одном месте. Решение Вселенского Собора это решение Церкви. И Церковь, водимая Духом Святым, сама определяет на своих святых Соборах что и как уместно и нужно сказать, осудить, принять. Поэтому для любого благочестивого православного христианина подвергать сомнению решение Вселенского Собора по меньшей мере странно. Вообще говоря одного этого аргумента достаточно для православного человека, чтобы закрыть для себя вопрос с оригенизмом... Но для тех кому интересно все же приведем и другие аргументы.
2. Церковь не обязана созывать Вселенский Собор на каждую возникающую ересь. Как правило Вселенские Соборы собирались чтобы осудить широко распространенную ересь. А если та или иная ересь есть только в одной-двух местностях, то может быть вполне достаточно усилий местных епископов и благочестивых мирян, чтобы ересь не распространилась и сошла на нет. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Церковь раньше не созвала Вселенский Собор по поводу апокатастасиса и других ересей Оригена. Она вообще могла не созывать Вселенский Собор для обсуждения оригенизма, если бы ересь не получила бы широкого распространения.
3. Если лжеучение давно умершего ересиарха соблазняет верующих и лишает их вечного спасения, то конечно вполне разумно осудить такое лжеучение и, возможно, осудить и самого основателя ереси (если он не покаялся до смерти).
4. Церковь в лице своих святых осуждала апокатастасис и другие лжеучения Оригена еще задолго до V Вселенского Собора. По ряду источников можно судить, что споры с оригенизмом возникли еще при жизни Оригена и продолжались после его смерти. Как было сказано выше, это делал и святитель Епифаний Кипрский (403). Осуждали Оригена и его учение также многие святые, жившие до V Вселенского Собора. Священномученик Мефодий Олимпийский (312) написал труд "О Воскресении (против Оригена)", священномученик Петр Алесандрийский (311) писал: «А что скажу о блаженных епископах Ираклие и Димитрии, какие испытания вынесли они от безумного Оригена, посеявшего в Церкви и свои расколы, доныне возбуждающие в ней возмущения?» (Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1913. Т. V. С. 271).
Также оригенизм осуждался на многих Поместных Соборах, а именно на Александрийском Соборе, под председательством патриарха Феофила; Римском, под председательством папы Анастасия I; Кипрском, под председательством святого Епифания, и на Иерусалимском.
Таким образом лучшим способом совершить день памяти святителя Епифания Кипрского, будет не только в чтении молитв святому, но и в чистом исповедании православной веры, которую защищал святитель. Решения Страшного Суда окончательны. Муки грешников в аду, как и блаженства праведников в Царствии Небесном, вечны.
Кондак святителям Епифанию, епископу Кипрскому и Герману, патриарху Константинопольскому, глас 4
Священнонача́льник чу́дную дво́ицу восхва́лим, ве́рнии, по до́лгу,/ с Ге́рманом Боже́ственнаго Епифа́ния:/ си́и бо попали́ша безбо́жных язы́ки,/ догма́ты прему́дрейшия возло́жше всем,// правосла́вно пою́щим при́сно благоче́стия вели́кое та́инство.