Найти в Дзене
История и культура Евразии

Козацкому роду нет переводу!

Оглавление

Наказной боярин Козьма Афанасьевич въезжал в казачий стан спокойно и неторопливо. И это была не его прихоть.

В Посольском приказе жарким майским днем 1579 года от рождения Христова ему думной дьяк наговаривал - Смотри, слушай, сам толковищ не разводи. Царь тебя посылает не чтобы дончакам указ прочитать. Им указ только штаны подтереть. Баторий на Полоцк собрался, крымчаки могут нам в спину ударить. А у нас против них только ногайцы. А ногайцы пойдут только если мы их кашаков (беглецов на тюркском) усмирим.

Вот и теперь он въезжая в кош отмечал все что в нем происходило.

  • Казачки ковали цепи - Значит полон есть!
  • Лошадей не видно - значит увели в степь. Никуда не собираются!
  • Пьяных нет - Значит к чему-то готовятся!

Городовой казак подьехав к нему спросил - Где станем на ночевку?

  • У них! - ответил боярин
  • Они же нехристи-кашаки могут нас всех порешить - встропивился казак.
  • Небось царевых людей побоятся. И кашаками их не называй. Смотри у меня - пригрозил боярин.
  • Кашаки они. Сбежали от своих ордынцев, когда те им запретили в христианской вере жить. А так как были бесерменами, так и остались - недовольно ответил городовой.
  • Главное Христиане - закончил спор Козьма!
-2

Царевых людей приняли атаманы - Голуб, Мицько, Айдар, Хорин и Кошубей.

На глаз боярин определил, что только Голуб был русского роду. И вроде пользовался среди донцовв авторитетом. Трое были татары, а Мицько кажись черкас (запорожец).

И мы царь всея Руси Иоанн Васильевич жалуем дончакам и землю, и воду в их пользование. А если хотят они на службу, то будет им от нас и припас и жалование - прочитал он царев указ

Ты боярин, лучше скажи что за припас просит великий царь - спросил Голуб, который показал этим, что он здесь главный.

На ногайцев не ходите - без обиняков попросил Козьма.

То говорите ходите, то не надо. А мы люди вольные и никому отчет не даем. Соберем казачков и подумаем - ответил Голуб под одобрительные кивки голов других атаманов, плохо знавших русскую речь.

-3

После того как боярин ушел, атаманы первым делом решали что делать с полоном, который они отбили у ногайцев.

Голуб смотрел на хищные лица своих товарищей и понимал, что ясырок (пленниц) отдадут казакам. А те позабавятся и убьют потом несчастных. Жалко было девчонок. Он вспомнил как его самого с сестрой взяли в полон и как его сестру увели татары, а его мальчонку оставили умирать в степи. Тогда его нашел старый дончак Сары Азман, который воспитал его как своего нареченного сына.

Неужели и на этот раз девчушек ждет участь, которую он увидел много раз с юности? - со злостью подумал казак.

И тут он понял как быть!

Его слова как кошевого ждали! И он сказал свое слово!

Мужики-ясыри кто хочет пусть остается казаковать. А ясырок отпустим с боярином!

Казаки, поняв что остаются на зиму без баб загалдели всем хором.

Голуб слушал спокойно и когда уже кто-то начал вытаскивать саблю горячась крикнул:

Башлындар! (Успокойтесь)! Царь просит у нас службу! Пока он только просит! Но если ногайцы соберут силы, то просить будем мы. Ясырки еще будут! А этих отдадим боярину. Хай уртоклар (Согласны товарищи)! Пусть забирает! А взамен пришлет нам припасу. Да и царская казына не помешает.

Казаки услышав про деньги сначала нестройно, а затем громче одобрительно заголосили:

Бошы ишляйды кошагада. Якши есаул (командир) - кричали казаки.

-4

На следующий день боярин недовольно вел в Воронеж приваливших ему на голову пленниц. Теперь ему надо было думать как добыть припасу для казаков. Одно дело царев указ, а другое кто будет его исполнять.

А с другой стороны, кто знает может ему дадут казаков под руку. Их как он слышал несколько тысяч. Хорошая рать! С ними можно дела сделать. Хватит ему по степям-весям бродить? - с надеждой подумал Козьма.

А в казачьем коше атаман Голуб поцеловав нательный крестик, который он носил всегда под рубахой взял и вытащил его наружу.

Теперь буду носить его открыто. Я теперь настоящий христианин, спасший христианские души - радостная мысль билась в голове у Голуба.

Ему вспомнилось как его отец Кипчак Азыман всегда говорил ему на его вопрос какой он веры - Верь в нашего небесного отца Тенгри. Он един и у христиан и у бесермен. А как его величают это уже не важно. Главное бойся только его. Людей не бойся! И тогда ты будешь настоящим казаком.

Голуб посмотрел на небо и ему увиделось довольное лицо его отца Азымана.