Наказной боярин Козьма Афанасьевич въезжал в казачий стан спокойно и неторопливо. И это была не его прихоть.
В Посольском приказе жарким майским днем 1579 года от рождения Христова ему думной дьяк наговаривал - Смотри, слушай, сам толковищ не разводи. Царь тебя посылает не чтобы дончакам указ прочитать. Им указ только штаны подтереть. Баторий на Полоцк собрался, крымчаки могут нам в спину ударить. А у нас против них только ногайцы. А ногайцы пойдут только если мы их кашаков (беглецов на тюркском) усмирим.
Вот и теперь он въезжая в кош отмечал все что в нем происходило.
- Казачки ковали цепи - Значит полон есть!
- Лошадей не видно - значит увели в степь. Никуда не собираются!
- Пьяных нет - Значит к чему-то готовятся!
Городовой казак подьехав к нему спросил - Где станем на ночевку?
- У них! - ответил боярин
- Они же нехристи-кашаки могут нас всех порешить - встропивился казак.
- Небось царевых людей побоятся. И кашаками их не называй. Смотри у меня - пригрозил боярин.
- Кашаки они. Сбежали от своих ордынцев, когда те им запретили в христианской вере жить. А так как были бесерменами, так и остались - недовольно ответил городовой.
- Главное Христиане - закончил спор Козьма!
Царевых людей приняли атаманы - Голуб, Мицько, Айдар, Хорин и Кошубей.
На глаз боярин определил, что только Голуб был русского роду. И вроде пользовался среди донцовв авторитетом. Трое были татары, а Мицько кажись черкас (запорожец).
И мы царь всея Руси Иоанн Васильевич жалуем дончакам и землю, и воду в их пользование. А если хотят они на службу, то будет им от нас и припас и жалование - прочитал он царев указ
Ты боярин, лучше скажи что за припас просит великий царь - спросил Голуб, который показал этим, что он здесь главный.
На ногайцев не ходите - без обиняков попросил Козьма.
То говорите ходите, то не надо. А мы люди вольные и никому отчет не даем. Соберем казачков и подумаем - ответил Голуб под одобрительные кивки голов других атаманов, плохо знавших русскую речь.
После того как боярин ушел, атаманы первым делом решали что делать с полоном, который они отбили у ногайцев.
Голуб смотрел на хищные лица своих товарищей и понимал, что ясырок (пленниц) отдадут казакам. А те позабавятся и убьют потом несчастных. Жалко было девчонок. Он вспомнил как его самого с сестрой взяли в полон и как его сестру увели татары, а его мальчонку оставили умирать в степи. Тогда его нашел старый дончак Сары Азман, который воспитал его как своего нареченного сына.
Неужели и на этот раз девчушек ждет участь, которую он увидел много раз с юности? - со злостью подумал казак.
И тут он понял как быть!
Его слова как кошевого ждали! И он сказал свое слово!
Мужики-ясыри кто хочет пусть остается казаковать. А ясырок отпустим с боярином!
Казаки, поняв что остаются на зиму без баб загалдели всем хором.
Голуб слушал спокойно и когда уже кто-то начал вытаскивать саблю горячась крикнул:
Башлындар! (Успокойтесь)! Царь просит у нас службу! Пока он только просит! Но если ногайцы соберут силы, то просить будем мы. Ясырки еще будут! А этих отдадим боярину. Хай уртоклар (Согласны товарищи)! Пусть забирает! А взамен пришлет нам припасу. Да и царская казына не помешает.
Казаки услышав про деньги сначала нестройно, а затем громче одобрительно заголосили:
Бошы ишляйды кошагада. Якши есаул (командир) - кричали казаки.
На следующий день боярин недовольно вел в Воронеж приваливших ему на голову пленниц. Теперь ему надо было думать как добыть припасу для казаков. Одно дело царев указ, а другое кто будет его исполнять.
А с другой стороны, кто знает может ему дадут казаков под руку. Их как он слышал несколько тысяч. Хорошая рать! С ними можно дела сделать. Хватит ему по степям-весям бродить? - с надеждой подумал Козьма.
А в казачьем коше атаман Голуб поцеловав нательный крестик, который он носил всегда под рубахой взял и вытащил его наружу.
Теперь буду носить его открыто. Я теперь настоящий христианин, спасший христианские души - радостная мысль билась в голове у Голуба.
Ему вспомнилось как его отец Кипчак Азыман всегда говорил ему на его вопрос какой он веры - Верь в нашего небесного отца Тенгри. Он един и у христиан и у бесермен. А как его величают это уже не важно. Главное бойся только его. Людей не бойся! И тогда ты будешь настоящим казаком.
Голуб посмотрел на небо и ему увиделось довольное лицо его отца Азымана.