Автор статьи - Елена Игоревна Жерихина
Архитектура является искусством, устремленным в будущее, рассчитанным на улучшение жизни не только современников, но их потомков, искусством, создающим их образ жизни и культуру обитания.
В Санкт-Петербурге с его гранитными набережными и широкими площадями и проспектами, застроенными к концу XIX века дворцами, катастрофически не хватало комфортабельного качественного жилья, современных школ и просторных, светлых деловых помещений.
Во втором десятилетии XX века петербургская архитектурно-строительная школа, которая долго в техническом отношении отставала от Европы, наконец, вырвалась на новый высокий уровень. Знания, передававшиеся инженерам-строителям профессорами Института гражданских инженеров и архитекторам-художникам – профессорами Императорской Академии художеств, помогли им не только догнать, но впервые обогнать европейских коллег в их исканиях. Распространению новейших строительных знаний, знакомству с зарубежным опытом, современными проектами и мнениями маститых коллег способствовали публикации в журнале «Зодчий», в приложении к нему – газете «Неделя строителя» и в других специальных изданиях.
Направление модерн просуществовало в нашем городе недолго (1898–1912 годы), но интересно, оставив образцы архитектуры венского модерна – сецессии, немецкого югендстиля, французского ар-нуво – (Sezession, Jugendstil, Art nouveau), северного модерна и даже британского викторианства. Профессиональные классы керамики, стекла, обработки металла и дерева, открытые в Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, к этому времени воспитали художников новой школы, воплощавших в своих произведениях идеи модерна. К тому времени, когда архитекторы востребовали этих мастеров-декораторов, они уже прошли практику в строительных работах, обеспечив этим возможность развития новой эстетики.
Чрезмерно разнообразные декоры и насыщенные цвета модерна быстро наскучили, они воспринимались как временное явление, но они приучили художников доверять собственному взгляду, широко использовать философские, исторические, художественные аллюзии, создавая неповторимые произведения. Естественно, модерн не исчез сразу, одномоментно. Многие здания 1910-х годов все еще воспринимаются как постройки этого направления. Но он отошел от «цветистой» сецессии. На смену модерну пришел неоретроспективизм, обращенный к эпохам Петра I, Елизаветы I, к классицизму, ренессансу, готике и другим стилям прошлого – началась эпоха постмодерна. Для русских мастеров обращение к стилям и мотивам прошлого было ностальгией по «золотому веку». В своих работах они целенаправленно старались не повторить, но – превзойти мастеров прошлого.
Архитекторы обратились к корням, к традициям прошлого, понимая, что только так, в неразрывности отечественной культуры, без которой вырождается изобразительность архитектуры, можно взрастить будущее. Так появился постмодерн, собравший лучшее из эстетики прошлого, но воплотивший их в новых материалах и современных пропорциях. Постмодерн полон цитат: традиционных архитектурных элементов, декоративных деталей в классических, романских, готических, ренессансных или барочных формах. Но это лишь «цитаты» в новых, неповторяющихся контекстах. Стилистика сооружения «заказывается», но текст, иллюстративность – сочиняются. Для постмодерна характерна замена точного воспроизведения, прямого цитирования индивидуальной разработкой каждого мотива, тем более воплощенного в новых материалах, позволивших создать ранее невиданные объемы и линии.
Архитектурный облик зданий постмодерна всегда индивидуален и своеобразен особой пластической разработкой объемов, нарочито примитивен и архаически тяжеловесен, целостен и массивен, асимметричен, поскольку такова природа, и так до нас дошли памятники древности. Дом монументален так, будто стоял всегда, и – вечен. Каждый фасад – образ.
Для неоклассицизма характерно применение эллинистических и римских элементов декора и орнаментов, которое использует, например, Н. Д. Кацеленбоген (дом Л. С. Перла, Рузовская ул., 9, 1911 г.), наряду с нарушением классической ордерной системы в пропорциях, использование «гигантского ордера» даже в интерьерах.
Читайте продолжение статьи на сайте электронного журнала «Петербургские прогулки»
Вам понравилась статья? Тогда обязательно ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Петербургские прогулки», чтобы всегда читать интересные и полезные материалы о путешествиях, туризме и Петербурге.