Найти тему
«Прогулки по Петербургу»

Гражданская архитектура постмодерна 1910-х. Культура, достоинство, комфорт

Автор статьи - Елена Игоревна Жерихина

Архитектура является искусством, устремленным в будущее, рассчитанным на улучшение жизни не только современников, но их потомков, искусством, создающим их образ жизни и культуру обитания.

Дом генерала П. П. Баранова
Дом генерала П. П. Баранова

В Санкт-Петербурге с его гранитными набереж­ными и широкими площадями и проспектами, застроенными к концу XIX века дворцами, катастрофически не хватало ком­фортабельного качественного жилья, современных школ и про­сторных, светлых деловых помещений.

Во втором десятилетии XX века петербургская архитектурно-строительная школа, ко­торая долго в техническом отношении отставала от Европы, наконец, вырвалась на новый высокий уровень. Знания, пере­дававшиеся инженерам-строителям профессорами Института гражданских инженеров и архитекторам-художникам – про­фессорами Императорской Академии художеств, помогли им не только до­гнать, но впервые обогнать европейских коллег в их исканиях. Распространению новейших строительных знаний, знакомству с зарубежным опытом, современными проектами и мнениями маститых коллег способствовали публикации в журнале «Зодчий», в приложении к нему – газете «Неделя строителя» и в других специальных изданиях.

Направление модерн просуществовало в нашем городе не­долго (1898–1912 годы), но интересно, оставив образцы архитектуры венского модерна – сецессии, немецкого югендстиля, французского ар-нуво – (Sezession, Jugendstil, Art nouveau), северного модерна и даже британского викторианства. Профессиональные классы керамики, стекла, обработки металла и дерева, открытые в Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, к этому времени воспитали художников новой школы, воплощавших в своих произведениях идеи модерна. К тому времени, когда архитекторы востребовали этих мастеров-декораторов, они уже прошли практику в строительных работах, обеспечив этим воз­можность развития новой эстетики.

Чрезмерно разнообразные декоры и насыщенные цвета модерна быстро наскучили, они воспринимались как временное явление, но они приучили художников доверять собственному взгляду, широко использовать философские, исто­рические, художественные аллюзии, создавая неповторимые произведения. Естественно, модерн не исчез сразу, одномо­ментно. Многие здания 1910-х годов все еще воспринимаются как постройки этого направления. Но он отошел от «цветистой» сецессии. На смену модерну пришел неоретроспективизм, обра­щенный к эпохам Петра I, Елизаветы I, к классицизму, ренессансу, готике и другим стилям прошлого – началась эпоха постмодерна. Для русских мастеров обращение к стилям и мотивам прошлого было ностальгией по «золотому веку». В своих работах они целе­направленно старались не повторить, но – превзойти мастеров прошлого.

Архитекторы обратились к корням, к традициям прошлого, по­нимая, что только так, в неразрывности отечественной культуры, без которой вырождается изобразительность архитектуры, можно взрастить будущее. Так появился постмодерн, собравший лучшее из эстетики прошлого, но воплотивший их в новых ма­териалах и современных пропорциях. Постмодерн полон цитат: традиционных архитектурных элементов, декоративных деталей в классических, романских, готических, ренессансных или барочных формах. Но это лишь «цитаты» в новых, неповторяю­щихся контекстах. Стилистика сооружения «заказывается», но текст, иллюстративность – сочиняются. Для постмодерна харак­терна замена точного воспроизведения, прямого цитирования индивидуальной разработкой каждого мотива, тем более вопло­щенного в новых материалах, позволивших создать ранее неви­данные объемы и линии.

Архитектурный облик зданий постмодерна всегда индивидуален и своеобразен особой пластической разработкой объемов, нарочито примитивен и архаически тяжеловесен, целостен и массивен, асимметричен, поскольку такова природа, и так до нас дошли памятники древности. Дом монументален так, будто стоял всегда, и – вечен. Каждый фасад – образ.

Дом Л. С. Перла
Дом Л. С. Перла

Для неоклассицизма характерно применение эллинистиче­ских и римских элементов декора и орнаментов, которое ис­пользует, например, Н. Д. Кацеленбоген (дом Л. С. Перла, Рузовская ул., 9, 1911 г.), наряду с нарушением классической ордерной системы в пропорциях, использование «гигантского ордера» даже в интерьерах.

Читайте продолжение статьи на сайте электронного журнала «Петербургские прогулки»

Вам понравилась статья? Тогда обязательно ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Петербургские прогулки», чтобы всегда читать интересные и полезные материалы о путешествиях, туризме и Петербурге.