Найти в Дзене
RTVI САМОЕ ВАЖНОЕ

20-е сто лет назад: что из той эпохи с нами до сих пор

Девушки, 1924 год
Девушки, 1924 год

После Первой мировой, пандемии «испанки», и революций жизнь уже не могла быть прежней. Одежда стала демократичной, женщины коротко подстриглись и освоили мужские профессии, изменился облик городов и привычных вещей. Рассказываем, какие достижения 1920-х годов до сих пор определяют нашу жизнь

Кэжуал, унисекс и милитари

В 1920-е годы спортивная одежда вошла в повседневную моду и с каждым десятилетием ее доля в гардеробе людей только увеличивалась. Свитера, пуловеры, джемперы, рубашки-поло до этого времени были предназначены только для катания на лыжах, тенниса и гольфа. Спортивная обувь тоже получила распространение в 20-е. В Америке ее называли sneakers от английского to sneak – «красться». Это потому, что в обуви на резиновой подошве можно ходить бесшумно. А слово «кеды» в русском языке возникло от названия американского бренда спортивной обуви Keds, запущенного в 1916 году.

Реклама 1920 года
Реклама 1920 года

20-е – это еще и начало зарождения стиля «унисекс». Женщины начали носить «мужские» вещи: брюки, брючные костюмы и ту же спортивную одежду. Наиболее радикальные из них еще и гимнастерки, военные ремни и кожаные куртки. В конце 20-х от немецких левых советские юноши и девушки переняли «юнгштурмовку» — полувоенную униформу.

В это десятилетие уходит корнями и стиль «милитари». В 20-е из британской военной формы в гражданскую одежду перешли и вполне респектабельные вещи, которые мы носим до сих пор: тренчи и шорты-бермуды.

«Юнгштурм» (1929) И. С. Куликов
«Юнгштурм» (1929) И. С. Куликов

Демократизм моды 20-х проник и в гламур. В 1926 году Коко Шанель придумала знаменитое маленькое черное платье в память о погибшем возлюбленном. Черный траурный цвет стал модным, а платье считалось практичным. На него уходило меньше ткани, отсутствовали бахрома, пуговицы и оборки.

Звуковое и цветное кино

Премьерный показ первого звукового полнометражного фильма «Дон Жуан» состоялся 6 августа 1926 года в Нью-Йорке. В нем звучали только саундтрек и шумовые эффекты, а разговорные эпизоды оставались немыми.

В следующем году в Америке вышел «Певец джаза», в котором впервые герой произнес синхронную реплику. Эта историческая фраза стала символом начала эпохи звукового кино: «Подождите минуту. Вы еще ничего не слышали!» (Wait a minute, wait a minute. You ain't heard nothing yet!) Но это все же промежуточный жанр: большую часть фильма занимают музыкальные номера. Они сняты средним и общим планом и точная синхронизация там была не нужна. Диалоги по-прежнему передавались интертитрами — специальными кадрами с декоративно оформленным текстом.

Постер фильма «Певец джаза»
Постер фильма «Певец джаза»

И только лидер проката 1928 года мюзикл «Поющий дуралей» (The Singing Fool) считается первой звуковой картиной.

С 1922 года в Голливуде начинает использоваться технология цветного изображения «Техниколор» (Technicolor), которая широко применялась до 1955 года. В Советском Союзе в 30-е был создан ее аналог. Голливудская немая картина «Жертвы моря» 1922 года положила начало производству в полной мере цветных фильмов.

А первым полнометражным полностью цветным и звуковым фильмом считается «На шоу!» (On with the Show!) 1929 года производства Warner Bros. Он продвигался, как на 100% натуральный цветной и звуковой. Естественный цвет формата «Техниколор» противопоставлялся колоризации — ручной раскраске кинопленки. Так, Сергей Эйзенштейн раскрасил в красный цвет флаг в фильме «Броненосец “Потёмкин”».

Авиасообщение

Именно в 1920-е годы возникла коммерческая гражданская авиация. Многие современные авиакомпании или их прямые «предки» ведут свою историю с того времени. Основоположником пассажирских перевозок в России стала компания «Дерулуфт» или русско-германское общество воздушных сообщений.

1 мая 1922 года «Дерулуфт» запустил свою первую авиалинию Москва — Смоленск — Ковно (Каунас) — Кенигсберг (ныне Калининград). Перелет из Москвы в Кенигсберг в 1925 году длился 8,5 часов, а билет стоил $76 долларов (более 1100 нынешних долларов). Тогда же линию продлили до Берлина.

Рекламный плакат авиапредприятия «Дерулуфт»
Рекламный плакат авиапредприятия «Дерулуфт»

Базовым аэропортом компании был Девау в Кенигсберге — первая гражданская воздушная гавань Европы. «Моя последняя дорога — Москва, Кенигсберг (воздух)…», - так начинается документальная книга Владимира Маяковского «Моё открытие Америки».

В 1923 году было создано Российское акционерное общество добровольного воздушного флота «Добролет». Это один из предшественников «Аэрофлота». «Добролет» открыл первую регулярную внутреннюю авиалинию Москва — Нижний Новгород. На ней летал и первый советский пассажирский самолёт — АК-1. Он вмещал всего четырех пассажиров. Для гражданской авиации того времени это нормальная вместимость, столько же пассажиров перевозил и немецкий «Юнкерс F.13». Нидерландский «Фоккер F.III» из авиапарка «Дерулуфта» вмещал пять пассажиров.

Архитектура, урбанизм и дизайн

Можно сказать, что нынешний городской мир вышел из 20-х годов. Все больше людей переселялись в города, росли многоэтажные здания и строились небоскребы. Архитекторы стремились к утилитарности. Их любимым материалом становится монолитный железобетон.

В 1920-е годы в Германии появилась так называемая строчная застройка. При таком методе ряды многоквартирных типовых домов напоминают одинаковые строчки швейной машинки, отсюда и название. Так потом строили советские микрорайоны. Индустриальная технология предписывала возводить линии домов вдоль пути башенного крана. Это считалось прогрессом, старые дворы-колодцы и улицы-коридоры критиковали за отсутствие воздуха и солнца.

В Советском Союзе в начале 20-х развивается конструктивизм и рационализм в архитектуре. Какое-то время советские архитекторы были буквально в авангарде мировых урбанистических трендов. Функциональность, отказ от внешнего декора, исторических и национальных традиций — все это позже сложилось в интернациональный стиль в архитектуре и дизайне. Этот стиль и определил современный облик городских построек. Стекло и бетон, простые формы и массовая застройка — вот его общие принципы. Новые деловые кварталы и спальные районы во всем мире стали похожи друг на друга, и приобрели знакомый всем с детства облик.

Дом культуры имени Зуева
Дом культуры имени Зуева

Интернациональный стиль — это не только архитектура, но и дизайн. Его яркий «представитель» консольный стул без задних ножек, который появился во второй половине 20-х. Он настолько интернациональный, что за авторские права даже судились нидерландский и немецкий дизайнеры Март Стам и Марсель Лайош Брейер. Сейчас такой стул есть в каждом офисе по всему миру

Понравился материал? Ставьте палец вверх, оставляйте комментарии и подписывайтесь на RTVI в «Яндекс.Дзене». Оставайтесь дома и не забывайте мыть руки! А если вы устали от новостей о коронавирусе, подписывайтесь на наш канал Такое