Добрый день, друзья! Приветствую вас на своем канале!
Цена, при которой товары и услуги будут проданы, называется равновесной ценой или рыночной ценой. Это происходит, когда объем спроса соответствует объему предложения. Все эти постулаты большинству из нас известны.
Равновесная цена
Цены выполняют две основные функции: ограничивают потребление и служат мотивацией для производителей. Поэтому, чем реже предлагается предмет на рынке, тем сложнее его купить. Это называется ограничивающим эффектом цен.
Что касается производителей, то рост цен их привлекает, а снижение - вызывает нежелание производить, что называется мотивацией производства.
Анастасия продает мороженое, которое сама изготавливает дома, 200 порций в день. Первые 60 штук она реализовала по цене 50 рублей за единицу. Затем решила повысить цену в 2 раза, по новой цене купили только 20 человек по 1 порции.
То есть,при низкой цене покупает больше людей, и они предпочтут мороженое вместо конфет. При высоких ценах часть людей заменят мороженое другим десертом. При этом, один человек может съесть определенное количество мороженого.
При низких ценах можно съесть и 15 порций.Но каждая последующая порция будет доставлять меньше удовольствия человеку, даже при самой низкой цене.
Это относится к любому товару. Такое явление называется эффектом убывания предельной полезности. Его можно охарактеризовать так - каждая последующая единица товара приносит меньшую полезность, чем каждая предыдущая.
Таким образом, низкие цены нужны для увеличения спроса. Товары по высокой цене не покупаются впрок. А товары по низкой цене покупатель приобретает зачастую в большем количестве, чем ему необходимо.
Эластичность спроса
Фирма продает молоко и кока-колу. Если цена на эти товары увеличится вдвое, то спрос на них уменьшится. При этом, количество проданного молока будет больше, чем количество проданной кока-колы. Это означает, что спрос на коку-колу более эластичен, чем на молоко.
Эластичность описывает, как изменение цены влияет на величину спроса. Если эффект от изменения цены относительно мал, то спрос на этот товар неэластичен. При эластичном спросе, незначительные изменения в цене, могут оказать влияние на спрос.
Неэластичность спроса объясняется такими причинами, как то, что к ним относятся товары первой необходимости, они относительно недороги, им трудно найти заменителя.
Безвыходное положение потребителя также одна из причин неэластичного спроса. Предположим, у вас кончается бензин. Вряд ли вы будете искать вариант по более низкой цене. Или же откажетесь от молока даже в случае повышении цены на него.
Иногда спрос на товары может меняться, несмотря на постоянную цену. Когда два товара предназначены для удовлетворения одной и той же потребности, они называются взаимозаменяемыми.
Черные и коричневые туфли являются близкими заменителями. Если цены на черную обувь вырастут, то люди будут покупать коричневые туфли. При этом, цена на коричневую обувь не менялась. А спрос на нее возрос.
Есть дополняющие товары, когда товары используются вместе. Например, обувь и гуталин дополняют друг друга. Если цена на обувь повысится, то и гуталин будет продаваться дороже.
Также на рост или падение спроса при неизменной цене могут повлиять: изменение погоды, снижение или увеличение доходов. Трансформация вкусов, стиля, привычек, изменения в полезности вещи, цены на товар-заменитель, дополняющий товар - тоже влияет на спрос.
Предложение
Предложение - это то количество вещей, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время. Закон предложения гласит, что продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше - при низких.
На величину предложения могут влиять следующие факторы: изменения в себестоимости производства, другие источники получения прибыли, перспективные ожидания.
Рыночная цена существует в условиях совершенной конкуренции, когда: участники рынка имеют всю информацию о ценах, продавцы и покупатели не могут установить контроль над ценами,продукты идентичны, продавцы и покупатели свободно входят на рынок и покидают его.
Длительное время может держаться только рыночная цена. В первую очередь, это связано с неудовлетворенным спросом. Анастасия продавала мороженое сначала по 50 рублей. Люди хотели купить 200 порций мороженого по этой цене. Но Настя готова предложить только 60.
Остальные желающие поесть мороженое, будут требовать дополнительных порций. Это и есть неудовлетворенный спрос на мороженое.
Вторая причина - избыточное предложение. Настя повысила цену мороженого в 2 раза, до 100 рублей. Тогда в день будет куплено только 20 из 200 порций. Это будет наличие избыточного предложения в объеме 180 штук.
В итоге, Анастасии придется понижать цену мороженого до тех пор, пока она не уравновесится с рыночной и будет соответствовать спросу.
В обоих случаях, цены будут расти или падать, пока продавцам и покупателям не удастся прояснить ситуацию на рынке, то есть достичь уровня цены, при котором объемы спроса и предложения на мороженое совпадают.
В то же время, если мороженое с самого начала будет продаваться по цене 75 рублей, то цены не будут меняться. Что означает. что 75 рублей за штуку и есть равновесная цена.