Найти тему

С какого возраста можно учиться рисовать?

Оглавление

Каждый раз, когда у меня спрашивают: «Со скольки лет можно приводить к Вам на занятия?», я уверенно говорю: «С трёх».

Я не брала к себе в группы детей младше трёх. И на то есть весомые причины.

Во-первых, до трёх лет ребёнок очень привязан к матери. Он познает мир сквозь призму их единства. Попробуйте закрыть одно ухо, один глаз и работать одной рукой, неудобно, правда? Некомфортно и чего-то не хватает. Это то, что чувствует ребёнок до трех лет на развивающих занятиях, если он без мамы. Поэтому я убеждена, что то, что преподаватель сможет донести до ребёнка за три занятия, у мамы получится за одно.

Поэтому когда ко мне приводят малышей, мы обязательно берём с собой маму. И занятие строится в следующем формате: я объясняю маме, а мама ребенку, это самый продуктивный алгоритм. Мама получает схему и обьясняет её малышу.

Вторая причина - это то, что до трёх лет у ребёнка преобладает предметный способ познания мира, а именно: он открывает свойства предметов, и часто, чтобы понять, как это устроено и как из этого создавать, это надо разрушить. Как правило, в три года этот этап заканчивается и переходит в следующий.

А пока обязательно нужно показать ребёнку свойства предметов: это краска, она яркая, липкая, мокрая, оставляет след на пальце, пахнет, плохо отмывается, вкусная/не вкусная и т.д. Только когда ребёнок познал особенности красок, можно мягко переходить к их функциям и прямому назначению. Но и здесь до трёх лет, как я писала выше, нужна помощь взрослого и гораздо лучше, если это будет мама, которая покажет, как рисовать круг пальчиковыми красками, как ставить точку, как окунать кисточку в краску и т.д. Почему? Правильно, потому что ей нужно в три раза меньше времени, чем преподавателю.

А теперь пример из жизни.

Вопреки моим требованиям, не набирать ко мне на занятия детей до трех лет без присутствия мам, директор детского центра всё же принесла ко мне малышку девяти месяцев ! на тематическое занятие. Мама которой уже срочно уехала на 40 минут. При том, что в центре была прекрасная игровая, маме было важно, чтобы ребёнок посетил именно занятие по рисованию.

В первые же пять минут нашего занятия ребёнок дал понять, что красками рисовать сегодня не будем, а вот обедать - с удовольствием! 

И у девочки действительно была одна цель- попробовать их все. Естественно, что без ведома мамы я не могла позволить ребёнку кушать даже самые натуральные и экологичные краски, поэтому заменила их на акварель, кисти и технику travailler dans l’eau — «работать в воде».

Техника travailler dans l’eau
Техника travailler dans l’eau

Это когда на мокром листе бумаги нужно оставлять следы краской и придавать абстракциям форму знакомых предметов. Вот большая розовая точка - это бутон, а вот этот зелёный подтек- это стебель. Так можно было увлечь ребёнка ещё на целых 10 минут, но в силу своего возраста, девочка не понимала, что мы рисуем цветы, потому что о цветах она имела лишь малое представление. А когда приехала мама и мы показали ей нашу картину, она не смогла скрыть разочарования и я её понимаю, когда тебя уверяют, что в центре работает специалист с большим опытом работы с детьми, то невольно ожидаешь чего-то прям вау, а не розовых и зелёных разводов. Конечно, я ушла из этого места, но к сожалению, таких центров очень много. Я не против них, но считаю справедливым говорить, что до трёх лет в них больше развлечения, общения и отдыха для мам, чем обучения и развития детей. 

В моей практике были дети младше трёх, которые показывали отличные результаты в рисовании, но это единицы, у которых краски текут по венам и родители-художники. Поэтому, ориентируясь на широкий круг, я уверенно говорю: обучаться рисованию можно с трёх лет.

Подписывайтесь, буду вещать о творчестве, детской психологии и проведу мастер-классы, каких нет на просторах интернета.