В курсе "Новостная газета - тактика создания, выпуска материала и организация", проводимого под эшидой Одесского Фотографического Общества, руководителем курса, Олегом Викторовичем Мальцевым, была отмечена существенная разница между советской и американской журналистикой. А в пример последней был поставлен фильм "Фотограф" с Джо Пеши.
Этот фильм действительно есть наглядная демонстрация того, каким была в 30-е гг. XX века и по сути своей остаётся тактика создания новостного материала в США. Главный герой, в исполнении Joe Pesci, ежечасно находится в погоне за сенсацией, всегда впереди всех оказывается на месте чрезвычайных происшействий и преступлений. Леон Бернстайн - методично опережающий своих конкурентов репортёр новостных издательств, прозван как Great Bernzini, будто волшебник, который успевает быть везде. Решающим фактором для этого репортёра является время. Точнее скорость, с которой он сможет овладеть свежей информацией. Ведь:
"Убийство произошло сегодня, завтра за эти фото не дадут и доллара!"
"Тяжкий у вас хлеб, мистер Бернстайн" - говорят ему в ФБР. Но этот человек настолько предан своему делу, настолько хорошо знает свою роль в социуме, что для него это не "тяжкий хлеб", но неизменный образ жизни. Который он не то, что любит, а вписывается в него как никто другой. Камера - продолжение его рук. И окружение, хоть и считает Леона странным, соглашается, что он пожалуй лучший в своём деле, фотограф номер один в стране.
В этой кинокартине, благодаря помещённой в неё линии конфликта с мафией, можно проследить социальную значимость репортёра. Даже оригинальное название фильма говорит само за себя - "The Public Eye". Он знает весь город, его в свою очередь знают главы преступных организаций, преступники хотят, чтобы их фотографировал именно он. Будучи знаком с широким кругом лиц Бернзини посвещён в большинство новостей города, что вместе с чисто человеческими качествами в итоге делает его национальным героем: благодаря связям, профессиональным навыкам и смекалке, ему удаётся изобличить мафию, обладая такими неоспоримыми доказательствами, как фотографии. В этом плане нам не столько важен сюжет фильма, сколько его изобразительная составляющая: налицо факт того, что профессиональный журналист это полифонически развитая личность, которая, сложив свои коммуникационные навыки с ловкостью, и подкрепив их умением качественно фотографировать, способна существенно влиять на мир.
Важно отметить, что именно в то время, когда направление журналистики во всём мире только зарождалось, не было ни одного учителя в этом поприще. Каждый обучался сам. И, в отличие от СССР, США не имела чётко выстроенной системы воспитания журналистов и фотографов. Наши соотечественники начиная с 20-х годов прошлого столетия были буквально вскормлены наукой подачи фото-материала, тогда как американский профи был вынужден учиться этой науке сам, набивая шишки и не боясь показаться странным и навязчивым. Ведь, как мы выяснили, американские новости отличаются сенсационностью, добыть которую видится довольно энергозатратным делом. Особенно тогда, когда нет выведенной схемы подачи и прогнозирования новости.
К счастью, для обучающихся на курсе "Новостная газета", проводящегося под эгидой Одесского Фотографического общества, эта схема известна. И теперь множество журналистов, репортёров и блогеров могут в разы ускорить процесс подачи новостей, тем самым улучшив показатели обратной связи аудитории.
Итак, подводя итог образу американского репортёра по фильму "Фотограф", перечислим его отличительные качества:
- Индивидуальность (никто не действует, как он, и ни у кого нет таких снимков, как у него)
- Навыки коммуникации (легко входит в вербальный контакт с представителями разных слоёв населения)
- Ловкость и умение уворачиваться (лавировать, в момент опасности)
- Чувство времени (умение быть вовремя)
- Нюх на новости (прогностик ЧП)
- Влияние на мир (двигатель мнения социума)
Все эти качества, собранные воедино, и рождают портрёт американского репортёра - ловца сенсаций.
Автор: Екатерина Белкова