Найти тему
Вижу красоту

Керамика Натальи Яковлевой

Афиша выставки. 2011
Афиша выставки. 2011

Друзья, дабы разнообразить ретро-формат моих публикаций хочу вам представить наших современников – художников, творчество которых я знаю не по репродукциям, а в тесной совместной работе в процессе подготовки персональных выставок.

Мой первый опыт организации персональной выставки Натальи Яковлевой случился в 2010–2011 годы. Тогда я выступал ещё подмастерьем своего учителя и наставника Людмилы Романовны Ведерниковой, хранителя коллекции керамики и стекла Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Моей зоной ответственности была экспозиция зала и композиция содержания витрин, работа с прессой. Текст аннотации был собран из отзывов друзей и собратьев по творческому союзу, музейщиков, искусствоведов и культурологов Омска. Фотографии Марка Фрумгарца.

Людмила Ведерникова, Наталья Яковлева, Иван Гольский. 2011
Людмила Ведерникова, Наталья Яковлева, Иван Гольский. 2011

15 февраля 2011 года впервые в залах музея открылась персональная выставка единственного в Омске профессионального художника-керамиста Натальи Яковлевой, члена Союза художников России, участника многих выставок декоративно-прикладного искусства, конкурсов на лучшее произведение года – Натальи Яковлевой.

На обложке буклета выставки: Декоративная пластика «Цветочница». 2011
На обложке буклета выставки: Декоративная пластика «Цветочница». 2011

Наталья Николаевна родилась в Омске 1959 году, училась в Абрамцевском художественно-промышленном училище им. В.М. Васнецова по специальности «художник-керамист» (1979–1983). По окончании учебного заведения вернулась в Омск и включилась в профессиональную работу Художественно-производственных мастерских Омского отделения Художественного фонда РСФСР. В 1991 году стала членом Союза художников России.

Питьевой Набор «Синяя птица». Вариант дипломного проекта. 1982. Чайная пара. 1983. Ваза «Подружки». 1983. Первомайский фарфоровый завод. Фарфор, подглазурная роспись
Питьевой Набор «Синяя птица». Вариант дипломного проекта. 1982. Чайная пара. 1983. Ваза «Подружки». 1983. Первомайский фарфоровый завод. Фарфор, подглазурная роспись

На выставке были представлены около 200 работ в керамике и графике, выполненных в период с 1982 года по 2011. Это и ранние работы студенческого периода – наброски и зарисовки обнажённой натуры, друзей, городского ландшафта «Золотого кольца России», поисковые варианты дипломного проекта в фарфоре, и зрелые – изысканно-аскетичные композиции из скульптурных сосудов, метаморфозы посудных форм в портретные изображение, мелкая пластика, интерьерные вещи.

Людмила Ведерникова и Наталья Яковлева в мастерской. Омск. 2010
Людмила Ведерникова и Наталья Яковлева в мастерской. Омск. 2010
Людмила Ведерникова, хранитель, куратор выставки

Тысячу лет крутится гончарный круг. Тысячи рук тянут и мнут глину. Век за веком, год за годом. Сколько терпения, сил, мастерства и надежды вложено в каждый керамический сосуд. Наталья Яковлева из этого древнего, упорного, талантливого племени.

Декоративная пластика «Цветочница». 2011. Скульптурная композиция «Разговор». 1997. Декоративная форма «Старый пивзавод». 2009. Вазы. Блюдо. Композиция «Осень». 1990
Декоративная пластика «Цветочница». 2011. Скульптурная композиция «Разговор». 1997. Декоративная форма «Старый пивзавод». 2009. Вазы. Блюдо. Композиция «Осень». 1990
Иван Гольский, научный сотрудник, сокуратор выставки

Декоративно-прикладное искусство призвано нести красоту в повседневную жизнь человека. Классическое станковое искусство запечатлевает универсальные образы, идеи, мысли. Это визуальный тип мышления. От предметов прикладного искусства не требуют интеллектуальных построений. Задача декоративного предмета – просто быть красивым. И это не зазорно.

Декоративная композиция «Дама и кавалер». 1994
Декоративная композиция «Дама и кавалер». 1994

В этом плане восхищает принципиальность Натальи Николаевны. Она жёстко разделяет вещи экспозиционные, сделанные для выставки и вещи салонные, предназначенные для домашнего интерьера, полёт мысли и чистую эстетику. Её не удовлетворяет звание ремесленника. Она художник.

Декоративная композиция «Дама и кавалер». 1994.  Декоративная форма «Город». 2010. Декоративные вазы. 1990. Блюдо из композиции «Осень». 1990
Декоративная композиция «Дама и кавалер». 1994. Декоративная форма «Город». 2010. Декоративные вазы. 1990. Блюдо из композиции «Осень». 1990
Алла Авдиенко, художник-ювелир

С Натальей Яковлевой я знакома давно. Сдержанность, уравновешенность, искренность и духовная культура позволяют Наташе-художнику найти то самое «чуть-чуть», которое и является почерком автора. В её работах нет крайностей в форме, нет чрезмерного украшательства. Её произведения теплы и узнаваемы. Желаю творческого подъёма и праздника.

Декоративная композиция «Весенний день». 2011. Декоративная композиция «Подорожник». 2002. Плакетки «Натюрморт». 2002
Декоративная композиция «Весенний день». 2011. Декоративная композиция «Подорожник». 2002. Плакетки «Натюрморт». 2002
Наталья Бабаш, художник-живописец

Изящная неторопливость, тонкое чувство стиля всегда есть в произведениях Натальи Яковлевой. Тепло любви автора согревает зрителя. Её изделия хочется иметь в доме.

Экспозиция выставки. Омск. 2011
Экспозиция выставки. Омск. 2011
Галина Беляева, искусствовед

…чувствовать объём, «мыслить» объёмом, знать его законы наступления на пространство и принимать его в себя под руководством замысла автора – сильная сторона керамики Натальи Яковлевой.

Плакетки «Натюрморт». 2000
Плакетки «Натюрморт». 2000
Татьяна Бугаенко, художник-живописец

Я всегда узнаю её работы. Лёгкость и изящество форм, пластика и чудесная палитра заставляют забыть о рукотворности, уводят в страну грёз и фантазии, тёплых воспоминаний.

Декоративная композиция «Южная ночь». 1987. Декоративная пластика «Собирательница трав». 1994
Декоративная композиция «Южная ночь». 1987. Декоративная пластика «Собирательница трав». 1994
Евгений Груздов, культуролог

Мне посчастливилось познакомиться с Натальей Николаевной при подготовке выставки в городском музее «Искусство Омска». Казалось, что она переняла черты своего материала – твёрдость и хрупкость одновременно – уверенность в правоте и ранимость.

Декоративная пластика «Собирательница трав». 1994
Декоративная пластика «Собирательница трав». 1994

Её работы отличает монументальность, она, повторюсь, уверенно, через композицию, выходит на неутилитарный масштаб, сохраняя при этом лирическую интонацию заявленных тем в оттенках цвета, фактурах.

Декоративная композиция «Натюрморт». 1990. Декоративная тарелка. 1990
Декоративная композиция «Натюрморт». 1990. Декоративная тарелка. 1990
Галина Гурьянова, искусствовед, педагог

Керамика Наталья Яковлевой родом из эстетики 1970–1980-х годов. Из того времени, когда декоративно-прикладное искусство, являя своё ремесленное совершенство, отвлекалось от утилитарности, становилось образно-метафоричным, пространственно самостоятельным. 1990-е это качество ДПИ потеряли, а 2000-е не приобрели. Очень интересно видеть этот опыт сегодня. Сродни пропуску в параллельный мир. Удивительно как просто, не банально, серьёзно и немного лукаво...

Композиция «Декоративные формы». 1996
Композиция «Декоративные формы». 1996
Сергей Краморов, дизайнер, педагог

С Натальей Яковлевой я знаком очень давно. Это единственный человек, который настолько чувствует форму, что ей не придёт в голову поверх «формы» рисовать «цветочки». Человек изысканной культуры. Её, ещё молодую девочку, я рекомендовал в Союз художников и до сих пор не жалею об этом.

Декоративная композиция «НЛО». 1990. Чайник, тарелки. 1990
Декоративная композиция «НЛО». 1990. Чайник, тарелки. 1990
Галина Лузянина, искусствовед

В образной системе произведений и формообразующих исканиях Натальи Яковлевой прочитываются глубокие художественные традиции мастеров древних цивилизаций, античности. При этом она находит ту меру художественности, которая даёт ей возможность создавать выразительные по пластическому исполнению современные вещи.

Скульптура «Портрет». 1986
Скульптура «Портрет». 1986
Галина Мысливцева, искусствовед

Керамика Натальи Яковлевой отличается выверенностью, пластичностью и лаконизмом формы, сдержанной цветовой гаммой, поэтичностью образов. Их источником чаще всего становится природа – травы, цветы, деревья… Тема города, человека и окружающих его предметов или животных возникает не сама по себе, а в симбиозе с самыми традиционными гончарными формами – крынкой, кувшином. Изображение перерастает в вещь, и наоборот, но веками выверенная функциональная форма остаётся конструктивной основой портрета, жанровой сцены, натюрморта.

Декоративная пластика «Осень». 2010. Декоративная пластика «Большой букет». 2009. Декоративная пластика «Птица Лена». 2008. Декоративная пластика «Собирательница трав». 1994. Шкатулки. 1992. Вазы, блюдо. 2010. Палитры.
Декоративная пластика «Осень». 2010. Декоративная пластика «Большой букет». 2009. Декоративная пластика «Птица Лена». 2008. Декоративная пластика «Собирательница трав». 1994. Шкатулки. 1992. Вазы, блюдо. 2010. Палитры.

Поверхность глины в руках художницы откликается на давление штампа, обрастает рельефами налепов, испещряется прорезями, превращающими глухой пласт в ажурную решётку. При этом автору не изменяет чувство меры, как и в работе с цветом. Под глазурями, солями, окислами всегда живёт естественный цвет обожжённой глины, её природная фактура.

Ваза «Бабушкино кружево». 2000. Скульптура «Портрет». 1986. Ваза «Кофе». 2000. Ваза «Узелок». 2000
Ваза «Бабушкино кружево». 2000. Скульптура «Портрет». 1986. Ваза «Кофе». 2000. Ваза «Узелок». 2000

Наталья Яковлева мастерски использует гончарный круг, дополняя созданную на нём форму ручной лепкой, работает с глиняным пластом, выкраивая из него плоскости и превращая их в грани объёмных фигур. Традиционными плоскими формами – блюдо, плакетка, декоративный пласт – художница обычно дополняет объёмные композиции, образуя выразительные пространственные комплексы.

Экспозиция эскизов
Экспозиция эскизов
Игорь Санин, художник-график

Пожалуй, впервые мы наблюдаем опыт показа не только законченных произведений керамики, но и подготовительный материал, начиная с поиска идей, поиска образа, до решения отдельных деталей. Это очень интересно, когда зритель может пронаблюдать весь творческий процесс – от рождения образа до законченного произведения в материале. Интересно ещё и потому, что весь графический материал имеет самостоятельную художественную ценность.

Наталья Яковлева. Автопортрет. 1980-е
Наталья Яковлева. Автопортрет. 1980-е

Даже самые маленькие рисунки говорят о хорошей грамоте и хорошем художественном вкусе, поэтому законченные произведения отличаются не только прекрасным творческим потенциалом, но и знанием материала, чувства меры и нравственностью, что в наше время встречается не так часто. Мне хочется искренне поздравить автора с успехом в его труде.

Скульптура «Кот». 1986. Декоративная пластика «Мой город». 1987. Палитры
Скульптура «Кот». 1986. Декоративная пластика «Мой город». 1987. Палитры
Владимир Чирков, искусствовед

Среди категории спокойных, сосредоточенных людей художники большая редкость. Но случаются. Наташа Яковлева из них. Такова и её керамика. В однажды найденную форму – органичную, внеконтрастную – она вкладывает столько любви, раздумчивости о мире. Этот мир её и только её. В нём тихо, даже благостно жить. Наташин «Кот» из Городского музея кажется сильным, здоровым мужчиной, охраняющим покой своей покровительницы.

Наталья Яковлева. Омск. 2011
Наталья Яковлева. Омск. 2011

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту

#ясчастлив