Несколько фактов о Суэцком канала
До середины XIX века единственным человеком, совершившим морское путешествие из Красного моря непосредственно в Средиземное, был отважный капитан Немо. Исполнил этот перфоманс он, к сожалению, только на страницах известного фантастического романа Жюля Верна.
Идея укоротить морской торговый путь между европейским метрополиями и их колониями в регионе Индийского океана витала в воздухе давно. Ею же был долгие годы озабочен Фердинанд де Лессепс — французский дипломат, происходящий из древнего дворянского рода. Его египетская карьера началась в 1832 году и, на протяжении последующих пяти лет, он всячески продвигал идею канала и заводил нужные связи в высших эшелонах власти пытаясь написать свою историю успеха.
Сдвинуть дело с мертвой точки удалось только в 1854 году, когда Фердинанд вернулся в страну пирамид, в буквальном смысле слова сразу попав в объятия тамошнего правителя, короля Мухаммеда Саида, с которым сдружился ещё в молодости. После 23-дневной торжественной встречи дипломат и новоиспеченный предприниматель покинул дворец короля с концессией на строительство канала, соединяющего Красное и Средиземное моря. Оставалась самая малость — уговорить страны, имевшие свои геополитические интересы в регионе (это были Турция, Франция и Великобритания) разрешить постройку и найти на неё деньги. На всё это ушло 5 лет и увенчалось созданием «Всеобщей компанией Суэцкого морского канала», с правом постройки и 99-летней эксплуатации такового. Так началась история бизнеса.
Было создано открытое акционерное общество и, согласно его уставу, 10% прибыли отходило её руководству, 15% забирал Египет, а остальное шло акционерам. Продажа акций принесла 200 млн франков и строительство началось 25 апреля 1859 года на побережье Средиземного моря. Вместе с каналом заложили и город, названный Порт-Саид.
Копали канал в основном египтяне из самых бедных слоёв населения, причем вручную. В разное время армия строителей насчитывала от 20 до 40 тысяч человек, но условия работы были ужасающими. В пустынном климате, в отсутствии нормального водоснабжения, антисанитария была неизбежна, и последовавшие за ней вспышки холеры выкашивали сотни рабочих. Потом кончились деньги, и пришлось выпускать акций ещё на 160 млн.
Канал строили почти 11 лет вместо запланированных шести, но его открытие, состоявшееся 17 ноября 1869 года, было одним из помпезнейших праздников века. На нем присутствовало несколько монархов, несметное количество знати калибром поменьше, была дана премьера оперы «Аида» и устроен грандиозный фейерверк.
Длина открытого сооружения составила 150 км ширина 100 м и средняя глубина 6,5 м. Положительным фактором явилось то, что из-за перепада высот канал имел небольшое внутреннее течение, что решало вопрос его очистки и избавляло от строительства дополнительных шлюзов.
На самоокупаемость канал вышел через пять лет работы, к тому времени контрольный пакет акций предприятия уже принадлежал Великобритании, и такое положение дел продолжалось аж до 1954 года, когда президент Египта Гамаль Абдель Насер его национализировал.
Это не понравилось Англии, Франции и Израилю, случилось несколько вооруженных конфликтов, улаженных при помощи ООН. В результате Суэцкий канал остался собственностью страны пирамид и приносит в бюджет страны несколько миллиардов долларов ежегодно.