Найти тему
Мысли горожанина

Соколовая гора и перспектива ее развития

Для многих жителей Саратова Соколовая гора выглядит так:

монумент Журавли в Парке Победы на Соколовой горе
монумент Журавли в Парке Победы на Соколовой горе

И олицетворяет она в себе для них Парк Победы куда обязательно нужно приехать 9 мая, а в остальное время существование данной территории можно игнорировать.

Для меньшего числа саратовцев, это еще национальная деревня. Которая могла бы стать прекрасным этнографическим музеем и потрясающим комплексом ресторанов под открытым небом с национальными кухнями. Но это потрясающая концепция по прежнему не реализована:

входная арка и схема Национальной деревни
входная арка и схема Национальной деревни

Для совсем малого числа саратовцев, Соколовая гора, это «хребет» от входа в Парк Победы до смотровой площадки над Затоном. Но что же такое Соколовая гора и какие ее границы? Так как планируется комплексное развитие территорий центральной части Саратова, и территории парка Соколовая гора включительно.

Предлагаю, сначала разобраться, из чего состоит рассматриваемая часть Соколовой горы, как комплекса элементов рельефа. Парк Победы, Национальная деревня и смотровые площадки располагаются на хребте вершинных точек в границах общего плато образуемого бровками. Бровки на изображении выделены желтой пунктирной линией. Далее после бровок начинаются склоны Соколовой горы, которые в настоящее время практически не используются для рекреационных зон, хотя в дальней части парка, за Национальной деревней, сохранилась тропиночная сеть и на склонах со времен СССР, но они все заросли и не обслуживаются. Заканчиваются склоны Соколовой горы со стороны центральной части города и затона подошвой, со стороны северо-востока заканчивается подошвой и тальвегом Маханного оврага в его верховье. Подошва выделена голубым пунктиром, тальвег Маханного оврага сиреневым.

схематическое отображение границ на космоснимке
схематическое отображение границ на космоснимке

Красным цветом выделена площадь, которая определена под проектирование на международный конкурс комплексного развития центральной части Саратова. Согласитесь, что данная граница кажется странной и с точки зрения проектирования не обоснованной. Так как для устойчивого и комплексного развития важно рассматривать весь элемент рельефа целиком. Так со стороны Маханного оврага давно предлагалось обустроить горнолыжный склон. Со стороны северо-запада давно стоит рассмотреть реновацию промзоны. Со стороны центральной части Саратова, важно регламентировать застройку подошвы и склонов Соколовой горы с учетом особенностей рельефа и опасности оползней.

панорама центральной части Саратова
панорама центральной части Саратова

Так же почему-то абсолютно не включена потрясающая террасированная территория склона над Затоном с природным останцем «Три Монаха» и просто потрясающими открывающимися панорамами на Волгу, на острова Зеленый (бывшей Беклемешева), Покровские пески, Пономарева и Осокори, а так же на город спутник Энгельс. Данные террасы могут стать настоящей жемчужиной парка, обеспечить подходы к Природному останцу, а так же обеспечит спуск в Затон.

панорама Волги, островов и Энгельса
панорама Волги, островов и Энгельса

Так же из площади проектирования, к сожалению, исключена уникальная территория, как историческая, так и архитектурная. Это территория первой Саратовской фильтрационной станции на горах, возведённой Английской компанией по заказу города в начале XX века.

один из наземных корпусов
один из наземных корпусов

Комплекс включает в себя наземные корпуса в стиле модерн и уникальные подземные пространства, в которых вполне можно было создать музей современного искусства, например, дополнив насыщенный туристический маршрут еще одной весомой точкой притяжения.

вид уникальной подземной части
вид уникальной подземной части

Еще хочу напомнить о планах строительства малой железной дороги для детей, проект которой так же прикладываю. При ее реализации крайне важно помнить об оползне опасных зонах Соколовой горы.

схема планируемой детской железной дороги
схема планируемой детской железной дороги

Учитывая комплексность вопроса развития территорий центральной части Саратова, важно отметить, что с точки зрения морфологии рельефа, именно подошва Соколовой горы и объединяет рассматриваемую ее часть напрямую с Глебучевым оврагом, через русло реки Волга соединяется с островами Зеленый и Покровские пески, а так же на ее же продолжении и плато находится и территория бывшего аэропорта «Саратов – Центральный». То есть именно парк Соколовая гора, на мой взгляд, и должен стать центральным объектом вокруг которого должна происходить связь рассматриваемых территорий на архитектурном конкурсе, но границы, представленные на конкурс и проектирование, требуют расширения.

Ставьте "класс" если Вам понравился материал и делитесь им в соцсетях.